Отвечает: Екатерина Яхонтова, финансовый директор для малого бизнеса.
Причина 1. Низкая рентабельность проектов
Направления работы практически всегда различаются по прибыли и ресурсоёмкости. Есть проекты, которые даже требуют привлекать силы аутсорса. При этом часто оплата за все услуги приходит одним платежом. Тогда сложно определить, сколько и на чём заработала компания. Из-за этого управленцы иногда не замечают, что работают с нерентабельным направлением.
Чтобы избежать этой проблемы, нужно учитывать доходы и расходы по каждому клиенту или проекту отдельно. Также требуется отслеживать, сколько ресурсов уходит на то или иное направление. На основе этих данных можно проводить аналитику. Так можно понять, что именно приносит компании больше всего денег.
Причина 2. Постоплата с большой отсрочкой
Если договор предусматривает отложенный платёж, компания наверняка столкнется с большой дебиторской задолженностью. В таком случае бизнес оказывает услугу, тратит свои ресурсы, а денег долго не получает. Часто в потоке работы с другими клиентами менеджеры не замечают неоплаченных счетов.
Чтобы с этим справиться, нужно наладить учёт дебиторки, напоминать клиентам о сроках оплаты заранее, установить KPI для менеджеров. Также поможет работа с платёжным календарём.
Причина 3. Большие запасы
Ещё одна причина убытков — неликвидный товар на складе. Такое возможно, когда руководители забывают следить за остатками.
Чтобы решить проблему, нужно регулярно проводить инвентаризацию, пересматривать план закупок и проводить аналитику: идеально, когда на складе минимальное количество товаров с низким спросом. А для реализации уже накопившегося неликвида можно организовать распродажу.
Причина 4. Бесконтрольный вывод дивидендов
Есть два вида собственников: одни отслеживают чистую прибыль и выводят всё в качестве дивидендов, а другие не считают финансовые результаты и выводят дивиденды интуитивно. В любом случае, когда денег на развитие бизнеса не остаётся, компания не может расти.
Важно, чтобы учредители понимали, что деньги бизнеса — не их личные средства. Часть нужно откладывать в резервы, часть — вкладывать в развитие, и лишь остатки допустимо выводить в качестве дивидендов. А чтобы собственник регулярно получал доход от своего бизнеса, можно назначить ему зарплату.
Причина 5. Неграмотное управление активами
Бывает так, что компания не умеет правильно работать с активами. Из-за этого оборудование простаивает, а недвижимость, которой не пользуются, просто числится на балансе. В этом случае активы требует расходов и не приносят деньги.
Идеально, когда всё имущество компании используется на сто процентов. Например, ненужное здание можно сдать в аренду, а лишний станок — продать.
Есть мысли и дополнения по поводу темы? Делитесь в комментариях.
Подписывайтесь на Telegram-каналы «Финансиста», чтобы узнать больше о финансовом менеджменте и автоматизации.
Комментарии
18Никогда такого не было и вот опять😏
Постоплата с большой отсрочкой может стать причиной отсутствия денег в компании, но не прибыли🤓
Туда же😉
Мысль не доведена до логического конца, но её можно додумать самому. Дебиторская задолженность со временем грозит перерасти в просроченную, а потом и в безнадёжную. А это уже резерв и прямые убытки. На этот есть намёк в тексте:
Но вывод не сделан, согласна.
Нет, не туда же. Речь идёт о неликвидах:
А неликвиды - это по-правильному сначала тоже начисление резервов, что уже влияет на прибыль, а потом и списание.
Что-то на бухгалтерском😉
Неликвид/затоварка - замороженные деньги😏
Но если следовать этому принципу, то можно и это довести до логического конца😉
Я не бухгалтер, но и для экономистов/финансистов понятно, что если дебиторку не оплатят, то не только вся нарисованная прибыль от реализации умножается на 0, а и потраченные ресурсы.
Деньги заморожены, если на складах запасы и товары, которые потенциально можно превратить в деньги, продав заказчикам. Если же ТМЦ становится неликвидом, то это уже не замороженные деньги, а впустую потраченные, т.е. убытки.
Что есть неликвид?
Этот вид тмц нельзя реализовать?
В какой момент тмц признается неликвидом?
Кто принимает решение о признании тмц неликвидом?
Это тема отдельной статьи и странные вопросы для профильного ресурса. Даже в РСБУ есть процедура: создание комиссии, осмотр запасов, составление акта на списание, не говоря уже про западные стандарты.
Будем ждать статью😉
От кого?
Может я как-нибудь напишу😉
У меня, кончено, до конца года контент распланирован, да и на 2024 уже есть наброски😏
Но что-нибудь придумаем😉
А у статьи, между прочим, установлена тема "Управленческий учет😎 И для этого профильного вектора вопросы отнюдь не странные😉
В управленческом учёте каждая компания (как и во многом другом) определяет сама правила признания неликвидов и их списание. И уж в УУ первейшее правило: бесполезные вещи активом быть не могут. Здесь западные стандарты намного ближе к УУ. Нет возможности контролировать и управлять - всё, это не актив: списать и признать убыток.
Списали, признали убыток😉
А что физически произошло с неконтролируемой и неуправляемой списанной субстанцией?🤔
С глаз долой😀
Это уже зависит от состояния неликвида, полагаю. Может, что-то ещё в чьём-то личном хозяйстве пригодится, если уж на благо компании не получилось использовать.
Форумчане, оставьте тему "Путин и яйца" давайте обсудим статью))
Все рекомендации хороши для крупных компаний с достаточным штатом. Т.е, все советы носят "общий" характер. Эта как "не болейте". В общем, Иван, как-то скучно (неинтересно). А про дивиденды, вообще противоречиво.
Вот это классная пятничная мысль🚀🚀🚀
Татьяна Васильевна, "Отличная статья"?😀😀😀
Я не знала, так тоже можно? "Назначить" зарплату?
Явно "кривая" формулировка. Скорее всего, имеется в виду вариант, когда собственник ещё и работник. Можно ещё быть членом совета директоров и получать вознаграждение. Ещё вариант - собственник бизнеса оказывает услуги по управлению как ИП.