Неоперационные доходы и расходы: как рассчитать и не наделать ошибок

В некоторых компаниях есть финансовые процессы, которые напрямую не связаны с основной деятельностью, но при этом приносят существенные доходы или убытки. Доходы и расходы от таких процессов называются неоперационными. Рассказываем, что такое неоперационные доходы и расходы, как их считать и оптимизировать.
Неоперационные доходы и расходы: как рассчитать и не наделать ошибок

Зачем вести учёт неоперационных показателей

Неоперационные доходы компания получает в результате работы, которая не связана с её основным видом деятельности. В большинстве случаев они возникают из-за внешних обстоятельств и не являются частью ежедневных бизнес-процессов.

Например, компания-производитель мебели «Альфа» продала одно из неиспользуемых зданий. Сделка не связана с основной деятельностью предприятия, поэтому деньги от продажи недвижимости классифицируются как неоперационный доход от реализации актива. Организация покупала здание за 10 млн рублей, а продала за 15. В итоге неоперационный доход составит 5 млн рублей.

Неоперационные расходы у компании тоже возникают из-за процессов, которые не связаны с её основной деятельностью. Эти расходы не отражают повседневную работу предприятия и являются случайными.

К примеру, строительная компания «Бета» купила акции «Гамма» с целью получения дивидендов. Однако «Гамма» потерпела убытки, а её акции упали в цене. Чтобы минимизировать потери, «Бета» продала акции с убытком в 2 млн рублей. Поскольку инвестирование в акции не являются основной деятельностью «Беты», то убыток в 2 млн рублей классифицируется как финансовый неоперационный расход.

Почему важно вести учёт неоперационных показателей

Если игнорировать такие показатели, не получится увидеть реальную финансовую картину предприятия и оптимизировать управленческие решения. Рассмотрим несколько причин, почему нельзя пренебрегать этими показателями:

  • неоперационные доходы в виде дивидендов или процентов по депозитам показывают, насколько эффективно компания использует инвестиции;

  • учёт неоперационных расходов, вроде штрафов или потерь от продажи активов, помогает компании определить и минимизировать потенциальные риски;

  • тщательный учёт неоперационных доходов и расходов может влиять на налоговую базу;

  • понимание всех доходов и расходов, в том числе неоперационных, позволяет руководству детальнее планировать будущие операции;

  • учёт всех статей доходов и расходов делает компанию привлекательной для потенциальных инвесторов.

Примеры неоперационных доходов и расходов

Неоперационные доходы:

  • дивиденды от акций другой организации;

  • доход от продажи долгосрочных активов — зданий, транспорта или оборудования;

  • процентные доходы по банковским депозитам или облигациям;

  • арендные платежи от сдачи собственности;

  • прибыль от операций с иностранной валютой, которая вызвана колебанием курсов.

Неоперационные расходы:

  • потери от продажи долгосрочных активов с убытком;

  • штрафы и пени за нарушения законодательства;

  • убытки, которые возникают из-за колебания валютного курса;

  • проценты по займам, которые не связаны с финансированием основной деятельности компании;

  • переезд предприятия в другое здание;

  • расчёты по судебным искам.

Как определить неоперационные доходы и расходы

При подсчёте неоперационных показателей даже самые опытные специалисты могут допустить ошибки. Чтобы правильно подсчитать такие доходы и расходы, нужно подходить к учёту системно. Для этого следует выполнить ряд последовательных шагов.

Шаг № 1. Определить, какие доходы и расходы можно классифицировать как неоперационные. Для этого можно обратиться к определениям и примерам.

Шаг № 2. Собрать все финансовые документы за интересующий период. К этим данным относятся кассовые отчёты, банковские выписки, отчёты о продаже активов и информация о полученных дивидендах.

Шаг № 3. Разделить информацию на категории, чтобы упростить процесс подсчёта.

Неоперационные расходы можно поделить на:

  • финансовые — проценты по займам, убытки от продажи финансовых инвестиций;

  • расходы на продажу активов — убытки от реализации оборудования и недвижимости;

  • одноразовые и исключительные — затраты на реструктуризацию, штрафы и пени, расходы на юристов из-за судебных дел;

  • прочие — потери от валютных курсов, траты на локализацию форс-мажоров и катастроф.

Неоперационные доходы можно поделить на:

  • финансовые — дивиденды, доходы от вкладов, займов, облигаций и продажи финансовых инвестиций;

  • доходы от продажи активов — прибыль от реализации оборудования, недвижимости и прочего;

  • прибыль от разницы валютных курсов;

  • доходы от лицензий и патентов;

  • прочие.

Шаг № 4. Сложить все убытки и поступления по каждой категории, чтобы получить суммарные значения. Затем их также необходимо сложить, чтобы получить общую цифру за выбранный период.

Шаг № 5. Проанализировать текущие показатели и сравнить их со значениями прошлых периодов.

Рекомендации по учёту неоперационных расходов и доходов

Даже специалисты допускают ошибки при подсчёте неоперационных расходов и доходов. Например, неверно выбирают категорию, упускают или, наоборот, дважды учитывают показатели, не применяют налоговые льготы, игнорируют валютную разницу и многое другое. Рассмотрим основные рекомендации, чтобы избегать неточностей при учёте показателей.

  • Все неоперационные финансовые процессы должны сопровождаться документами.

  • Нужно чётко разделять операционные и неоперационные доходы и расходы — так получится предотвратить ошибки в учёте и правильно отразить их в финансовой отчётности.

  • Следует проводить регулярный анализ неоперационных доходов и расходов, чтобы убедиться в их корректности.

  • Считать и анализировать показатели в автоматизированных системах учёта, чтобы не допускать ненужных ошибок.

  • Обучать персонал, чтобы бухгалтеры и финансисты хорошо разбирались в вопросах учёта.

  • Учитывать налоговые последствия, чтобы снизить финансовую нагрузку.

  • Регулярно проводить анализ динамики и структуры неоперационных показателей, чтобы оперативно находить аномалии и корректировать их.

Есть мысли и дополнения по поводу темы? Делитесь в комментариях.

Подписывайтесь на Telegram-каналы «Финансиста», чтобы узнать больше о финансовом менеджменте и автоматизации.

Начать дискуссию

Как получить кредит на открытие бизнеса с нуля

Для открытия бизнеса нужен стартовый капитал, сумма которого может составлять до нескольких миллионов рублей. Если у начинающего предпринимателя нет своих накоплений, можно взять кредит. Рассказываем, как его получить и какие есть особенности у целевого кредита на бизнес. 

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру

Курсы повышения
квалификации

21
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Резко выросло число самозанятых IT-специалистов: почему

Согласно прогнозам, к 2030 году число IT-специалистов вырастет на 56%. Работодатели предпочитают сотрудничать с самозанятыми, чтобы сохранить ставку НДФЛ 13% с работниками из других стран.

ИП с сотрудниками: налоги и отчетность

Если у предпринимателя есть сотрудники, он уплачивает те же налоги, что ИП без работников. Кроме того, он платит за работников страховые взносы, удерживает с их зарплат НДФЛ и перечисляет его в бюджет. Все нюансы изложены в нашей статье.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Лучшие спикеры, новый каждый день

Бесплатное обслуживание банком счетов оказалось не таким уж и бесплатным

ПАО Банк Синара исполнил предупреждение ФАС с требованием разместить достоверную информацию о брокерских услугах на своем сайте.

Банки

Центробанк рекомендует усилить контроль за платежными агентами

Дабы исключить высокорисковые операции, регулятор просит следить, чтобы агенты не использовали персональные данные клиентов без их ведома.

Цифровизация в школах чрезмерна, показал опрос председателя Госдумы

Вячеслав Володин у себя в телеграм-канале провел анонимный опрос о чрезмерности цифровизации в школе.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Информация о компаниях будет храниться в открытом доступе 1 месяц

ФНС сократила срок хранения открытой информации об организациях с года до одного месяца.

Самозанятых и начинающий бизнес в новых регионах поддержат дополнительно

Правительство приняло решение дополнительно выделить из федерального бюджетам ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областям 3,75 млрд рублей.

Логика вышла из чата: за несданную декларацию по НДС ИП на патенте и самозанятым грозят блокировкой счета.✍«Ночной бухгалтер» № 1685

Бухгалтеры возмущены: их клиентам и работодателям летят требования сдать декларации по ОСНО, такие уведомления получают даже самозанятые. ФНС рекомендует не отвечать на сообщения, если они не касаются компании или ИП, но бухгалтеры опасаются блокировок.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру
Бесплатно с Трудовые отношения

Трудовые споры: обязан ли работодатель выдавать работнику характеристику

Характеристика может понадобиться не только для трудоустройства у нового работодателя, но и для суда, военкомата и для расследования происшествий внутри фирмы. Обязан ли работодатель давать характеристику? И если да, то что в ней должно быть?

Трудовые споры: обязан ли работодатель выдавать работнику характеристику

Создадут единую платформу по борьбе с киберпреступлениями

Замглавы Минцифры Александр Шойтов рассказал о планах в сфере информационной безопасности.

⚡️ Итоги дня: садоводам предложили выдавать бесплатные семена, в Москве подорожал проезд в метро, а стоимость золота обновила рекорд

Подготовили обзор главных событий дня — 20 мая 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Где безопасно обменять наличные на крипту

За 15 лет существования криптовалюты* не только не утратили своей актуальности, но наоборот — по популярности приблизились к фиатным деньгам и ценным металлам. Так, капитализация того же Биткоина сегодня превышает 1,4 триллиона долларов, что уже выше, чем у серебра! Неудивительно, что обмен крипты на наличные сегодня так востребован.

Где безопасно обменять наличные на крипту

Как загрузить отчеты о продажах с WB и OZON в 1С:Бухгалтерия

Начиная с релиза 1С:БП 3.0.114.23, в программе появился функционал, который позволяет загружать отчеты из маркетплейсов Ozon и Wildberries. Для WB загрузка данных доступна из табличного документа Excel, а также с помощью интеграции с личным кабинетом. Для площадки Ozon интеграцию с личным кабинетом добавили, начиная с релиза 3.0.126.

Как загрузить отчеты о продажах с WB и OZON в 1С:Бухгалтерия

Начался эксперимент по маркировке силовых кабелей

7 из 16 образцов кабелей и проводов не соответствуют требованиям ГОСТ по качеству и безопасности, поэтому власти проводят эксперимент по маркировке этой продукции.

Обязательная регистрация работодателя в системе ЕИСОТ

С принятием нового порядка обучения у работодателей появилась новая обязанность: помимо проведения внутреннего обучения еще и занесение сведений об обученных в реестр Минтруда.

Обязательная регистрация работодателя в системе ЕИСОТ

Свежая вакансия: «Союзмультфильм» ищет бухгалтера по производству

Компании нужен специалист, который знает основные положения бухгалтерского и налогового учета нематериальных активов.

Дарим топовый онлайн-курс «Бухгалтер маркетплейсов-2024» с подпиской «Клерк.Премиум»

При покупке подписки «Клерк.Премиум» от полугода вы получаете наш флагманский курс «Бухгалтер маркетплейсов-2024: учет, налоги, 1С» бесплатно!

Зарплата

Удержание из заработной платы неизрасходованных подотчётных сумм в 1С:ЗУП ред. 3.1

Сотрудник, получая денежные средства под отчет, обязан отчитаться по ним в течение установленного срока, либо должен вернуть средства обратно. Если этого не происходит, сумма неизрасходованного и вовремя невозвращенного аванса будет считаться долгом подотчетного лица.

 Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Интересные материалы

Управлять согласиями на свои персональные данные можно будет на Госуслугах

Выдавать и отзывать согласия на передачу и обработку персональных данных разрешат в личном кабинете на Госуслугах.