Где лучше открыть ИП

Рейтинг лучших способов регистрации ИП: где и как лучше всего открыть ИП, и какие документы для этого потребуются.

По закону зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя может любой гражданин России, а также иностранец с разрешением на временное проживание или ВНЖ. Получить статус ИП можно с 14 лет — несовершеннолетним для этого требуется письменное согласие родителей.

Собрать и подать документы можно самостоятельно, без юристов, консультантов и агентств. Если у вас возникнут вопросы, обращайтесь на горячую линию ФНС 8-800-222-2222 или поищите ответ в разделе «Часто задаваемые вопросы» на сайте ФНС. Также обратиться за консультацией можно в ваш банк — обычно они помогают своим клиентам с регистрацией ИП.

Статья опубликована в марте 2023 года. С момента публикации правила и законы могли измениться.

Документы для регистрации ИП

Точный список зависит от того, какой способ подачи вы выберите. Вам могут потребоваться:

  • паспорт;

  • форма №Р21001 — заявление о государственной регистрации физлица в качестве индивидуального предпринимателя;

  • квитанция об уплате взноса (госпошлины).

Если вы подаёте документы онлайн, вам потребуется усиленная квалифицированная электронная подпись.

Если вам ещё нет 18 лет или вы гражданин другой страны, вам надо будет предоставить дополнительные документы.

Для несовершеннолетних это нотариально удостоверенное согласие обоих родителей или законных представителей. Его надо оформить у нотариуса — он поможет составить согласие по готовой форме и заверит его.

Если вы гражданин другой страны, надо сделать копии основного документа, удостоверяющего личность. Это может быть паспорт вашей страны, удостоверение беженца или свидетельство получившего временное убежище в РФ. Главное, чтобы там были указана дата и место рождения — а, если их там нет, сделать копию свидетельства о рождении. Также потребуется копия разрешения на временное проживание или ВНЖ.

Нужно ли заверять документы для открытия ИП у нотариуса?

Нужно, если вы подаёте их по почте или через нотариуса. Но есть исключения.

  1. Если вы подаёте заявление через банк, лично в налоговую инспекцию или МФЦ — тогда подпись и оригинал паспорта проверит уполномоченный сотрудник.

  2. Если вы подаёте документы онлайн — тогда вы подтверждаете их усиленной квалифицированной электронной подписью.

Нотариус нужен, чтобы подтвердить вашу личность, если вы не можете сделать это сами лично или электронной подписью. Увидев, что документы заверены нотариально, налоговая убедится, что подписи на них действительно поставили вы.

Способы регистрации ИП

В таблице я сравнил все возможные способы подачи документов, чтобы вам было проще выбрать наиболее удобный и простой вариант. Какой из этих способов лучше — решать вам: всё зависит от вашего бюджета, свободного времени и места жительства (например, открытие ИП через МФЦ и офис ФНС доступно только по месту вашей регистрации).

Способ подачи

Стоимость

Необходимые документы

Через Тинькофф или другой онлайн-банк

Бесплатно

Только паспорт — заявление и прочие документы банк подготовит сам

В ФНС лично — только по месту регистрации

Взнос ФНС — 800 рублей

  • Паспорт и его копия,

  • форма № Р21001,

  • распечатанная квитанция об уплате госпошлины,

  • дополнительные документы (для несовершеннолетних или граждан другой страны)

В налоговую инспекцию через представителя

Взнос для ФНС и плата нотариусу за оформление доверенности на представителя — вся сумма составит около двух-трех тысяч рублей

  • Паспорт и его копия,

  • форма № Р21001,

  • распечатанная квитанция об уплате госпошлины,

  • доверенность на представителя,

  • дополнительные документы (для несовершеннолетних или граждан другой страны)

Через сайт ФНС

Если у вас нет усиленной квалифицированной электронной подписи, её нужно будет оформить в удостоверяющем центре, аккредитованном в Минцифры России. Эта услуга платная, стоимость может отличаться в разных центрах — обычно это стоит одну-две тысячи рублей

  • Паспорт;

  • форма № Р21001 — в электронном виде,

  • дополнительные документы (для несовершеннолетних или граждан другой страны)

Почтой России в ФНС

Взнос ФНС, оплата доставки и нотариального заверения документов — вся сумма составит около трех тысяч рублей

  • Форма № Р21001,

  • распечатанная квитанция об уплате госпошлины,

  • дополнительные документы (для несовершеннолетних или граждан другой страны)

Документы должны быть заверены нотариально и отправлены с объявленной ценностью и описью вложения

Через нотариуса

Плата за услуги нотариуса — около двух тысяч рублей

  • Паспорт,

  • форма № Р21001,

  • дополнительные документы (для несовершеннолетних или граждан другой страны)

Через МФЦ — только в регионе вашей регистрации

Бесплатно

  • Паспорт,

  • форма № Р21001,

  • дополнительные документы (для несовершеннолетних или граждан другой страны)

Через портал Гос услуг

Если у вас нет усиленной квалифицированной электронной подписи, её нужно будет оформить в удостоверяющем центре, аккредитованном в Минцифры России. Эта услуга платная, стоимость может отличаться в разных центрах — обычно это стоит одну-две тысячи рублей

  • Паспорт;

  • форма №Р21001 — в электронном виде,

  • дополнительные документы (для несовершеннолетних или граждан другой страны)

Как оформить ИП через банки

Банки сами готовят документы для регистрации ИП и передают их в ФНС — это удобно, потому что не нужно никуда идти, нет привязки к прописке и региону регистрации, не нужно платить взнос — никакой комиссии нет вообще. Кроме того, еще один плюс этого сервиса в том, что он снижает вероятность ошибок — сотрудники банков проверяют, чтобы всё было заполнено правильно. А для тех, кто хочет работать по упрощённой системе налогообложения (сокращенно УСН), банки делают заявление о переходе на неё и отправляют его в налоговую вместе со всеми документами.

Открытие ИП происходит в три шага.

Первый шаг:

Вы заполняете онлайн-заявку, где указываете всю необходимую информацию. Сделать это можно на сайте или в приложении банка — например, как в случае с Тинькофф. Для этого надо нажать кнопку «Открыть новый счёт или продукт», найти раздел «Регистрация ИП» и следовать инструкциям на экране:

Второй шаг:

После того, как вы заполнили и отправили анкету, к вам на дом приедет представитель банка, чтобы сфотографировать ваш паспорт и убедиться, что вы — это вы.

Третий шаг:

В течение пяти рабочих дней после встречи с представителем банка на вашу электронную почту приходит подтверждение успешной регистрации ИП. 

Сразу после этого банк бесплатно откроет вам расчетный счет (РКО) для обслуживания нового ИП. Именно на этот счет предприниматель будет получать свой доход. Поэтому рекомендую регистрировать ИП через тот банк, счет которого в будущем планируете использовать для ведения бизнеса в качестве основного.

Также в дополнение к расчетному счету можно выпустить бизнес карту, с ней работать удобнее — можно оплачивать товары и услуги для бизнеса в онлайне и офлайне. Открытие расчетного счета обычно бесплатно, а вот за его обслуживание придется платить — тарифы уточняйте на сайте выбранного банка.

ООО, кстати, тоже можно зарегистрировать через банк, но это уже отдельный сервис.


Как заполнить форму №Р21001

Скачайте ее на сайте ФНС и заполните все пять листов.

Пример заполнения первого листа формы

Основной момент, который важно знать: для заполнения формы вам придётся выбрать коды ОКВЭД — Общероссийского классификатора видов экономической деятельности. Коды деятельности нужны для того, чтобы бизнес мог официально обозначить свои направления работы, а его контрагенты — знать, с кем имеют дело.

Вы можете заниматься теми видами деятельности, которые не указали в своём списке ОКВЭД, это не запрещено. Однако из-за работы не под своими ОКВЭДами вам грозит штраф за отсутствие актуальных сведении в Росреестре. Поэтому важно заранее продумать и выбрать подходящие ОКВЭД.

Для работы по некоторым кодам ОКВЭД нужна лицензия. Чтобы проверить, потребуется ли она, изучите список лицензируемых видов деятельности.

Вести бизнес без лицензии нельзя, по закону за это полагается штраф, конфискация имущества или даже уголовная ответственность — всё зависит от того, насколько крупный доход получил предприниматель. Так что если вы собираетесь указать в заявлении лицензируемый ОКВЭД, предварительно нужно получить разрешение у надзорного органа, отвечающего за выбранный вид деятельности.

Если подаёте заявление лично, сначала заполните его, а потом, не подписывая, отнесите в налоговую инспекцию или МФЦ. Сотрудники ведомств должны убедиться, что подпись действительно ставите вы, так что подписывать заявление надо в их присутствии.

Если подаёте заявление через представителя, например нотариуса, заполнять поля самостоятельно не нужно — это должен сделать представитель.


Где и как платить взнос налоговой службы

Для начала сформируйте платежку на сайте ФНС. Выберите меню «Уплата налогов и пошлин» → «Физическим лицам» → «Уплата госпошлины». После этого выберите вид, наименование и тип платежа, нажмите «Далее» и укажите свои данные.

Форма для получения квитанции на сайте налоговой службы

Плательщиком в квитанции должен быть указан заявитель — то есть тот, на чьё имя регистрируется ИП. Если квитанцию оплачивает ваш родственник или сотрудник, ему нужно попросить операциониста в банке в качестве плательщика указать ваше имя.

Быстрее и проще платить взнос через мобильное приложение банка. Например, в приложении Тинькофф для физлиц надо зайти в свой счёт, выбрать меню «Оплатить» → «Госуслуги» → Федеральная Налоговая Служба (ФНС).

Далее нажмите «Проверить», чтобы узнать, появился ли у вас счёт на оплату, или выберите «Оплатить» и наведите камеру на QR-код квитанции.

Нужно ли при регистрации ИП подавать документы для выбора системы налогообложения

Перед регистрацией ИП обязательно нужно проконсультироваться с бухгалтером и выбрать наиболее подходящую для вашего бизнеса систему налогообложения. Выбор будет зависеть от специфики бизнеса, его доходов и расходов. Важно консультироваться именно с профессиональным бухгалтером — только он знает все возможные нюансы и может правильно рассчитать наиболее выгодную для вас разницу между доходами расходами. В зависимости от того, какую налоговую ставку вы выберете, зависят дальнейшие действия.

Существует пять систем налогообложения. Не все из них можно выбрать сразу при подаче документов для оформления статуса индивидуального предпринимателя — разберём подробности в таблице.

Система налогообложения

Когда и как на ней можно начать работать

Общая система налогообложения (ОСН)

Зарегистрировав ИП, вы автоматически перейдёте на ОСН

Упрощённая система налогообложения (УСН)

При подаче документов на регистрацию ИП нужно приложить уведомление о переходе на УСН по форме №26.2-1. Также отнести его в налоговую можно в течение 30 дней после регистрации ИП. Иначе вас автоматически оставят на ОСН, и поменять её вы сможете только со следующего года

Автоматизированная упрощённая система налогообложения (АУСН)

АУСН — новый экспериментальный спецрежим налогообложения, который действует только в Москве, Московской и Калужской областях и республике Татарстан. Перейти на него в 2022 году могут только ИП, зарегистрированные после с 1 июля 2022 года. Остальные — с 2023 года.

Если вы планируете открыть ИП после 1 июля 2022 года, уведомление о переходе на АУСН нужно подать через личный кабинет налогоплательщика в течение 30 дней после регистрации ИП.

Если вы открыли ИП до 1 июля 2022 года, с 1 января 2023 года вы можете перейти на АУСН, подав уведомление через личный кабинет налогоплательщика. Сделать это надо не позднее 31 декабря 2022 года.

Патентная система налогообложения (ПСН)

В любое время после регистрации ИП надо подать в налоговую заявление на получение патента по форме №26.5-1 и оплатить патент. Через 10 дней вас переведут на ПСН

Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН)

В течение 30 дней после регистрации ИП надо подать в налоговую уведомление о применении ЕСХН. Иначе вас автоматически оставят на ОСН, и поменять систему налогообложения вы сможете только со следующего года

Налог на профессиональный доход (НПД)

В любое время до или после регистрации ИП надо зарегистрироваться в налоговой службе как плательщик НПД и отказаться от старого налогового режима. Например, если вы стали ИП и вас автоматически перевели на ОСН, то в течение 30 дней после перехода на НПД надо подать в налоговую заявление о прекращении применения ОСН

Через сколько времени после подачи документов ИП будет оформлено

ИП оформляется в среднем за срок 3-5 дней. По итогам ваши данные внесут в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, сокращенно ЕГРИП. Бумажные документы о регистрации индивидуальных предпринимателей сейчас уже не выдают — вам пришлют в электронном виде лист записи в ЕГРИП и уведомление о постановке на учет физического лица в налоговом органе. 

Пример листа записи в ЕГРИП, который после оформления ИП вы получите на электронную почту

При желании вы можете указать в заявлении №Р21001, что хотите получить лист записи в бумажном виде, и тогда вам выдадут его в налоговой или МФЦ.

Если документы для оформления ИП заполнены неправильно, вам откажут в регистрации. В таком случае надо исправить ошибку и подать документы заново.

После того, как регистрация ИП будет завершена, вам придется узнать еще много — как правильно платить налоги и страховые взносы, как составлять отчетность, как организовать бухгалтерский учет, как оформлять трудовые отношения с сотрудниками, если они планируют у вас работать, и изучить прочие права и обязанности ИП. Но это уже тема для отдельных статей :)

Надеюсь, эта информация была вам полезна. Если вам понравилась статья, поставьте лайк или сохраните ее в избранное, чтобы не потерялась.

Комментарии

1
  • Ashihinal

    Полезная статья