Юридические и финансовые риски
Вы можете нарушать права владельца зарегистрированного бренда, если ваше обозначение совпадает с ним хотя бы частично и потребитель может спутать их между собой. Если правообладатель товарного знака подаст иск в суд, то он выиграет судебное дело, а вам придется выплатить штраф, который может достигать 5 млн рублей и больше.
Другое лицо может зарегистрировать такое же обозначение на себя и шантажировать вас, угрожая судебным иском. Такая ситуация часто возникает в том случае, когда бренд уже стал популярным среди потребителей. Как результат — потеря собственного бренда, который уже приобрел популярность, и финансовые потери бизнеса.
Может возникнуть конфликт с владельцем похожего доменного имени, но запретить его использование вы не сможете. Правообладатель схожего зарегистрированного товарного знака может отобрать ваше доменное имя через суд.
Бизнес невозможно будет передать по франшизе, так как основным условием договора франчайзинга является предоставление прав на зарегистрированный товарный знак. Таким образом вы теряете возможную прибыль.
Недобросовестный конкурент может выпускать контрафакт под тем же обозначением. Доказать свои исключительные права на бренд будет очень тяжело, так как они не закреплены юридически.
Большинство крупных маркетплейсов требуют документы на товарный знак, которые подтверждают права на его использование. В любой момент, при возникновении сомнений, появлении продукции под одним и тем же брендом, администрация торговой площадки запрашивает свидетельство на товарный знак или дистрибьюторский договор. При их отсутствии витрина продавца и аккаунт блокируются.
Если вы захотите продать свой бизнес полностью, то навряд ли найдется желающий приобрести его, так как незарегистрированный бренд — это всегда риск по вышеперечисленным причинам.
Нарушение прав других правообладателей и ответственность
Перед началом использования обозначения в качестве незарегистрированного товарного знака необходимо сделать проверку, не совпадает ли оно с теми брендами, которые уже внесены в государственный реестр. Это поможет избежать претензий от других участников рынка и судебных исков.
Нужно иметь в виду, что по закону не допускается даже частичное совпадение с зарегистрированным товарным знаком, если оно может ввести потребителя в заблуждение. В юриспруденции для оценки степени совпадения используется такое специфическое понятие, как сходство до степени смешения. Сходство в некоторых случаях может иметь неочевидный характер.
Виды ответственности, предусмотренные за нарушение исключительных прав на чужой товарный знак и размеры штрафов:
1. Гражданский кодекс, статья 1515.
Денежная компенсация правообладателю от 10 тыс. до 5 млн рублей
Денежная компенсация правообладателю в размере двукратной .стоимости контрафакта.
Уничтожение контрафакта.
2. Кодекс об административных правонарушениях, статья 14.10.
Штраф до 500 тыс. рублей в пользу государства.
Конфискация контрафакта.
Дисквалификация должностного лица.
3. Уголовный кодекс, статья 180.
Штраф до 1 млн рублей в пользу государства.
Принудительные, исправительные работы до 5 лет.
Лишение свободы на срок до 6 лет.
Что делать, чтобы свести риски к нулю?
Использовать обозначение, которое в принципе не может быть зарегистрировано в качестве товарного знака ввиду его неохраноспособности. Такой вариант подходит, если у вас небольшой бизнес и вы не планируете продвижение на рынке, торговлю на маркетплейсах.
Зарегистрировать свой товарный знак в ФГБУ «ФИПС» с получением всех правовых преимуществ.
Если товарный знак уже зарегистрирован на имя другого лица по тем же видам товаров и услуг, то можно заключить с правообладателем лицензионный договор, договор отчуждения или попытаться досрочно аннулировать чужой знак, если он не используется в течение 3 лет. Доказательство его использования возлагается судом на владельца бренда.
Как зарегистрировать товарный знак
Регистрацией товарных знаков в России занимается только одно государственное ведомство — ФГБУ «ФИПС» Все остальные юридические компании и патентные бюро выступают только в качестве посредника между бизнесом и ведомством.
Для регистрации товарного знака необходимо выполнить следующие действия:
Проверить, не занят ли знак другим правообладателем. Если вы планируете создание интернет-сайта или онлайн-магазина, то название бренда нужно также проверить по доменным именам, чтобы в будущем не возникли конфликтные ситуации.
Оформить заявку на стандартных бланках, скачать которые можно на официальном сайте ФГБУ «ФИПС».
Оплатить государственную пошлину, величина которой рассчитывается исходя из количества классов товаров/услуг по международному классификатору. Минимальный размер госпошлины — 21 700 рублей.
Подать заявку в ФГБУ «ФИПС» одним из нескольких способов: по почте заказным письмом, при личном посещении патентного ведомства, на сайте ведомства или на портале «Госуслуги». При подаче электронной заявки действует скидка на оплату госпошлины, но требуется усиленная электронно-цифровая подпись и криптографическое программное обеспечение.
Формальная экспертиза товарного знака ведомством занимает по времени 1 месяц, а экспертиза самого обозначения — до 12 месяцев. Общий срок регистрации товарного знака не может занимать более 1,5 лет. При этом, если товарный знак обладает низкой различительной способностью или есть риск введения потребителей в заблуждение, то ведомством может быть вынесен отказ в регистрации без возврата уплаченных пошлин.
Если хотите быть уверены в положительном результате, обратитесь к профессионалам. Так вы сможете сэкономить свое время и силы.
Начать дискуссию