Чем затраты отличаются от расходов и издержек
С этим вопросом стоит разобраться в первую очередь.
Дело в том, что понятия «затраты», «расходы» и «издержки» часто принимают за взаимозаменяемые экономические категории, но это неверный подход.
Затраты — это стоимость разных видов ресурсов (материальных, финансовых, информационных, трудовых и других) для реализации выпуска и сбыта продукции за определенный период времени.
Использованные в процессе производства и реализации продукции затраты становятся целевыми, а неиспользованные — переходят в категорию «запасы» и формируют активы предприятия.
Расходы — это оплаченные затраты, которые предприятие может документально подтвердить и экономически обосновать. Они формируют себестоимость уже реализованной продукции.
Различают расходы по видам затрат: на сырье и материалы, труд работников, на производственные услуги (например, страхование, транспорт), капитальные (амортизация, рента), специальные (налоги и отчисления).
Издержки — это все затраты на производство и реализацию продукции, включая дополнительные, например, потери от брака и недостач, отчисления на ремонт по гарантии.
Таким образом, если представить иерархию по критерию широты понятия, то первое место занимают издержки, второе — затраты, третье — расходы.
Способы и методы классификации затрат
Затраты предприятия классифицируют по разным параметрам, а определение их состава и видов зависят от отраслевой принадлежности предприятия, специфики деятельности, номенклатуры и других критериев.
Условно можно выделить кластеры классификаций по направлениям учета, сформированным в зависимости от задач, которые нужно решить.
Определение себестоимости продукции и расчет прибыли
Для этой задачи используют такие классификации:
По экономическому признаку (степени участия в производстве) выделяют затраты основные и накладные.
По вхождению в себестоимость продукции — прямые и косвенные.
По составу элементов затраты делятся на одноэлементные и комплексные.
По периодичности образования — текущие и единовременные.
По направленности относительно производства — производственные и коммерческие.
Анализ, планирование, прогнозирование и принятие управленческих решений
Здесь классификации формируются по признакам аналитического характера:
По степени влияния объема производства различают переменные и постоянные затраты.
По отношению к себестоимости — затраты на продукцию и расходы периода.
По времени возникновения затраты разделяют на текущие и будущие.
По степени эффективности использования — эффективные и неэффективные.
Контроль и регулирование
В этом случае разделяют затраты с учетом возможности осуществления контроля и регулирования:
контролируемые и неконтролируемые затраты;
регулируемые и нерегулируемые затраты.
Рассмотрим некоторые классификации затрат с примерами.
Основные и накладные
Основные виды затрат представляют собой расходы на сырьё и материалы, оплату труда и прочие расходы, которые непосредственно задействованы в изготовлении продукции.
Накладные затраты возникают при вспомогательных процессах, например, это могут быть расходы аппарата управления.
Прямые и косвенные
К прямым затратам относят всё, что можно включить в себестоимость продукции, например, стоимость сырья и материалов, зарплату производственного персонала.
А косвенные затраты связаны с производством, но не включаются в себестоимость, как, например, зарплата аппарата управления и расходы на рекламу.
Переменные и постоянные
Постоянные затраты не зависят от объема производства и не меняются по периодам. К ним относят амортизацию, оплату охраны производственных цехов, арендную плату, расходы на рекламу.
Переменные затраты меняются в зависимости от объема выпускаемой продукции. Сюда включают прямые затраты на производство, расходы на транспортировку и хранение.
Контролируемые и неконтролируемые
Затраты, которые зависят от самого предприятия, являются контролируемыми.
Например, затраты на сырье и основные материалы — предприятие самостоятельно устанавливает объем производства, соответственно, заранее определяет затраты на сырьё и может их контролировать. А, например, уплату налогов предприятие контролировать не может.
Виды затрат по экономическим элементам в бухгалтерском учете
В бухгалтерском учете базой для планирования оборотных средств является классификация затрат по экономическим элементам.
Выделяют 5 категорий:
Материальные затраты.
Заработная плата и иные выплаты работникам.
Расходы на соцмероприятия.
Амортизационные отчисления.
Другие операционные расходы, например, на оплату лицензий и разрешений, образовательных мероприятий, услуг связи.
Такая классификация помогает проанализировать затраты в конкретном периоде, однако, не позволяет определить степень целевого расходования ресурсов и осуществить контроль затрат.
Поэтому в бухгалтерском учете применяется еще одна классификация затрат — по калькуляционным статьям. Она лежит в основе построения бухгалтерских счетов, а определяет ее учетная политика предприятия.
Классификация затрат в управленческом учете
Управленческий учет на практике практически всегда тесно связан с бухгалтерским, но затраты в этих процессах классифицируют и учитывают по-разному.
Если в бухгалтерском учете затраты классифицируют с целью проведения расчетов, в первую очередь — себестоимости продукции, то управленческий учет преследует такие цели:
Анализ затрат.
Оптимизация и управление затратами, направленные на увеличение прибыли.
Прогнозирование и планирование.
Определение наиболее и наименее перспективных направлений.
Так, в управленческом учете выделяют затраты контролируемые и неконтролируемые, регулируемые и нерегулируемые, эффективные и неэффективные.
Кроме того, учитывают затраты для партий продукций (инкрементные) и для единиц товаров (маржинальные). Поняв, на какие группы делятся затраты по составу и структуре, а также определив составляющие текущих расходов корпорации или предприятия, управленческий персонал может оценить возможность их оптимизации и сформировать план необходимых для этого мероприятий.
Контроль затрат — одна из первостепенных задач управленческого учета.
Это помогает принимать правильные решения для минимизации расходной части хозяйственной деятельности и повышения прибыли. А грамотно вести учет и контролировать различные виды затрат и расходов в торговле и производственной сфере помогают решения 1С.
Рассмотрим возможности программных продуктов на примере 1С:ERP.
Управление затратами и расчет себестоимости в 1C:ERP
Программа 1С:ERP позволяет организовать комплексный подход к учету затрат предприятия. В системе отражаются материальные, трудовые и финансовые затраты, их можно оценивать по стоимости и анализировать эффективность потребления ресурсов по категориям и направлениям деятельности.
В системе 1С:ERP можно:
Фиксировать и распределять номенклатурные затраты (прямые расходы в количественном выражении).
Учитывать постатейные затраты (прямые и косвенные расходы в стоимостном выражении).
Списывать затраты.
Отражать операции по формированию активов и пассивов.
Рассчитывать себестоимость.
Вести учёт прочих расходов и доходов.
Анализировать расходы и переносить их на финансовый результат.
Для корректного отражения затрат и расчета себестоимости выпускаемой продукции в программе 1С:ERP необходимо правильно настроить нормативно-справочную информацию.
В этом случае предприятие сможет эффективно управлять затратами, принимать решения по их сокращению и повышению дохода.
Комментарии
1Теперь я знаю все