Исторические причины
До перехода к рыночной экономике понятий «налоговая культура» и «налогоплательщик» в России не было вообще. Зарплату граждане получали от государства, а налоги из нее удерживались принудительно. Разумеется, у людей не сформировалось отношение к налогам как к положительному явлению: напротив, многие недоумевали, почему государство выплачивает работникам деньги и само же удерживает часть из них. Понятию ответственности за уплату налогов и просто неоткуда было взяться.
С развитием рыночной экономики в стране стали появляться первые предприниматели и коммерческие организации. Однако работать им было очень тяжело: налоговое законодательство находилось в зачаточном состоянии, некоторые его положения просто копировались из законов западных стран, а государство постоянно проводило налоговые реформы, которые лишь ухудшали уровень жизни.
Для населения страны это стало своего рода шоковой терапией – наравне с огромным количеством социальных проблем и бедственным материальным положением. Разумеется, в таких условиях налоговая культура не могла сформироваться в полной мере.
Отношение населения к налогам
Как следствие, в отсутствии налоговой культуры играет роль предвзятость граждан к системе налогов и распространенные стереотипы о том, что налоги не несут ничего положительного. Действительно, одно дело – когда у вас есть лишь обязанность отдавать часть денег государству, другое – когда вы знаете о налоговых преференциях, льготах и выгоде от уплаты налогов.
А выгода существует, и еще какая. Здесь уместно привести пример ситуации с транспортной компанией, которая занимается грузоперевозками.
Водитель компании нарушил правила дорожного движения: масса его транспорта с грузом превышала допустимую на определенном участке дороги. Организации выписали штраф в размере около 250 000 рублей. А в итоге, после консультации руководителя с контролирующим органом, снизили до 5000 рублей. Именно благодаря тому, что компания – добросовестный налогоплательщик. Выгода налицо!
И это всего лишь одна подобная история. На деле, преимуществ у своевременной уплаты налогов гораздо больше, чем зачастую кажется физлицам и предпринимателям.
Отношение налоговых органов к налогам
Конечно, печальная ситуация с налоговой культурой сложилась в том числе из-за жесткости системы. Ни для кого не секрет, что задачи у налогоплательщиков и налоговых органов – максимально разные. Иногда последние даже перегибают палку и пытаются вмешаться в финансово-хозяйственную деятельность бизнеса, несмотря на то, что это – явное нарушение принципа свободы предпринимательства.
Итог очевиден: бизнес старается подойти к налоговым обязательствам так, чтобы заплатить как можно меньше, а то и вообще уводит свое дело в теневой рынок; а налоговые органы – так, чтобы взыскать с бизнеса как можно больше средств. Да еще и штраф наложить, если получится.
Нашумевший пример с табачными компаниями наглядно показывает, как предприниматели действуют, допустим, в случае ожидаемого увеличения налоговой ставки. Заранее зная о скором повышении ставки акциза на табачные изделия, эти компании экстренно нарастили объем производства и отправили продукцию в торговые дома. Те, в свою очередь, продали ее в торговые сети уже после повышения ставки – но по прежним ценам.
Что делать для развития налоговой культуры
Налоговые отношения подразумевают участие двух сторон: граждан (т.е. налогоплательщиков) и государства. Чтобы налоговая культура укрепилась в стране как можно быстрее, обе стороны должны предпринимать определенные шаги.
Главное, что могут сделать налогоплательщики – начать менять своё отношение к системе. Чаще интересоваться, какую можно получить выгоду от уплаты налогов: в виде налоговых льгот, участия в программах господдержки и т.д.
Недавний пример: компания (представитель малого бизнеса) обратилась в лизинговую организацию, чтобы взять в аренду с последующим выкупом грузовики КАМАЗ. Государство, в рамках программы поддержки отечественного производителя, предоставило компании помощь в размере 600 000 рублей. Данный случай отлично показывает, как предприниматели могут сэкономить за счет уплаты налогов.
Государству же, в свою очередь, было бы неплохо принять целый комплекс мер для развития налоговой культуры.
1. Упрощать налоговое законодательство.
2. Совершенствовать механизм разрешения налоговых споров. В этом направлении уже происходят изменения к лучшему: например, за счет возможности досудебного урегулирования налоговых споров.
3. Улучшать качество исполнения налоговых процедур.
4. Повышать эффективность взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками. Сложно сказать наверняка, насколько это развито на данный момент: существуют как налоговые инспекции, открытые к общению с налогоплательщиками, так и те, в которых это не практикуется.
5. Повышать осведомленность граждан о налоговой системе (в частности, через медиа).
6. Развивать сферу налогового консультирования для населения и бизнеса. К примеру, далеко не все налогоплательщики знают, что можно всего раз обратиться к налоговому консультанту, чтобы получить полную информацию об уплате налогов, доступных льготах и программах господдержки для себя или своего бизнеса, и таким образом больше не волноваться о том, что недоплачивают или переплачивают что-либо.
7. Способствовать повышению престижа работы в налоговых органах. Сейчас наблюдается скорее обратная ситуация – как раз из-за напряженности в отношениях граждан с налоговой системой.
Разумеется, для полноценного становления налоговой культуры в России понадобится еще не один год. Однако это возможно: главное – грамотный подход и со стороны налогоплательщиков, и со стороны государства.
Меня зовут Татьяна Кныжова, я руководитель консалтинговой компании «Титул», налоговый консультант .
Комментарии
9На первое место я бы поставил - граждане должны сами платить налоги (НДФЛ, страховые, НДС при покупке и т.д.). Тогда они и начнут думать что к чему и куда идет. Пока же они в большинстве своем практически никак с налоговой системой не взаимодействуют.
Это непременно приведет к тому, что граждане осознают себя налогоплательщиками и начнут интересоваться, куда и как тратятся их налоги. Нашему государству это совершенно ни к чему.
Заодно некоторые граждане узнают о льготах, на которые имеют право, но не пользуются ими))
Евгений, согласна. Все ждут, пока государство сделает реверанс в сторону населения, но проще начать с себя. Про вычеты люди помнят, а про сроки уплаты имущественных налогов - нет)
люди всё помнят, но не понимают куда уходят деньги, не понимают, почему они должны содержать на таком высоком уровне депутатов, которые им назначают минимум, люксовый парк машин и прочее, и тп.
VadimBA браво!!!
именно такой пункт надо добавить в комплекс мер, а именно "куда тратятся их налоги". Пока не покажут бездонную бочку налогов (кому,куда и зачем), не поверю ни единому слову. Так что правительству надо начинать с себя