Главбух-самодур и служебная записка
Фабула — главный бухгалтер написала служебную записку руководству, в который просит принять меры в отношении юрисконсульта.
По ее мнению, юрисконсульт компании игнорирует свои обязанности: договоры не читает, лицевые счета заполняет неправильно, допсоглашения своевременно не делает, приказы актуальные не пишет. Хотя, все эти обязанности прописаны в его должностных инструкциях. Требования бухгалтерии юрисконсульт, по словам главбуха, также игнорирует.
Автор с такими обвинениями категорически не согласен. Он считает, что все свои обязанности он исполняет в полном объеме, а бухгалтер — монстр, с которым надо бороться.
«Говорили умные люди, не иди туда работать, а то с главбухом хлебнёшь проблем. Работать действительно невозможно. Постоянно одни подставы. На днях она жалобу написала в таком истеричном тоне, что я просто не могу. С реквизитами уже достала. Организация небольшая и закупки проводятся малым закупом, то есть поставщики в договорах оставляют место, чтобы бухгалтер ручкой их сама написала. То ли пишет так, что сама разобрать потом не может, то ли делать абсолютно нечего и постоянно ищет виноватых. Больше всего меня удивил один момент в жалобе. Она указала, что Положением об оплате труда не предусмотрена выплата за вредность ей самой, то есть главному бухгалтеру, но она регулярно её себе выплачивает, но обвиняет в происходящем юриста, хотя положение обязана была сама проверять. Абсурдность ситуации в том, что данное положение не менялось последние 10 лет. До конца действия данного Колдоговора (ПОТ идёт как приложение) осталось полгода. Почему именно сейчас она пишет про данный косяк? Я не знаю, отображается ли её кляуза, но может кто-то подсказать, как бороться с данным монстром?»
Однако вместо поддержки, автор натолкнулся на непонимание со стороны наших читателей.
Претензии бухгалтера нашим пользователям показались более чем серьезными и оправданными. Споры продолжаются.
Должностные обязанности юриста
Все должностные обязанности юрисконсульта прописаны в «Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих», утвержденному Постановлением Министерства Труда РФ N 37 от 21.08.1998 года. Напомним их.
Независимо от наименования должности (юрист, юрист-консультант, юрисконсульт) в его обязанности входит следующее:
Разработка документов правового характера;
Методическое руководство правовой работой в организации;
Оказание помощи структурным подразделениям компании, ее сотрудникам и общественным организациям в подготовке и оформлении различных правовых документов;
Участие в подготовке мотивированных ответов при отклонении претензий;
Подготовка совместно с другими подразделениями или сотрудниками компании материалов о хищениях, растратах, недостачах и т.п. правонарушениях для передачи их в арбитражный суд, следственные и судебные органы, а также выполнение мер для учета и хранения, находящихся в производстве и законченных судебных и арбитражных дел;
Принимать участие в разработке и реализации мероприятий по укреплению договорной, финансовой и трудовой дисциплины на предприятии;
Изучать, анализировать и обобщать результаты рассмотренных претензий, судебных и арбитражных дел;
Проводить изучение и анализ практики заключения и исполнения договоров для разработки предложений об устранении имеющихся недостатков с целью улучшения хозяйственно-финансовой деятельности компании;
Оформлять материалы о привлечении работников организации к дисциплинарной и материальной ответственности, в соответствии с установленным порядком;
Участвовать в работе по заключению различных договоров, проводить их правовую экспертизу;
Разрабатывать условия коллективных трудовых договоров, участвовать в рассмотрении вопросов о дебиторской и кредиторской задолженности;
Осуществлять контроль над своевременностью представления справок, расчетов, объяснений и других материалов от работников и структурных подразделений организации, необходимых для подготовки ответов на претензии;
Участвовать в подготовке предложений об изменении действующих или отмене утративших значение локальных нормативных актов, изданных на предприятии, а также в подготовке заключений по правовым вопросам, возникающим в процессе хозяйственной деятельности организации;
Проводить работу по систематизированному учету и хранению действующих законодательных нормативных актов, в т.ч. совершать отметки об их отмене, изменениях и дополнениях, подготавливать справочную документацию на основе применения современных информационных технологий и вычислительных средств;
Проводить консультационные работы с сотрудниками и должностными лицами организации в отношении изменений внесенных в действующее законодательство РФ. Консультировать указанных лиц по организационно-правовым и другим юридическим вопросам, оказывать содействие в оформлении документов и правовых актов и т.п.
А вы как считаете, кто прав в данной ситуации, и на чью сторону встанет руководство организации?
Комментарии
79Я вот тут с юрисконсультом не согласна точно. Работу с договорами он должен наладить. Чтобы контрагентам передавали реквизиты и они заполняли их сами. Или допом к подписанному договору прикладывать. Чтобы бухгалтер руками такие вещи не делал.
а я согласна. смотря каких реквизитов.
ИНН или ОГРН с названием компании достаточно для заключения любого договора.
Всё остальное прихоти.
Или Вы считаете, что если не укажете расчетный счет, то договор станет недействительным что-ли?
Понятно, что приятней видеть полностью КРАСИВО оформленный договор, но я частенько ВРЕМЯ оцениваю важнее КРАСИВОСТИ.
Если речь идет о разных р/с счетах, в данном контексте бюджет и внебюджет, то по мне так обязательно должны быть указаны все реквизиты.
Я за четко заполненный договор, который основа потом для любых переговоров , споров и первый документ для суда в случае чего. Чем полнее реквизиты, тем меньше потом претензий. Например реквизиты для расчетов я считаю очень важными. Я должна точно знать куда платить контрагенту. Может они не так уж важны для покупателя - ведь платит он, а не ему, но никогда не знаешь как обернется) Кроме ИНН и ОГРН есть еще контактная информация, почтовый адрес, ФИО руководителя, на основании чего действует. Это все прекрасно описывается в файлике с реквизитами, который нетрудно отправить контрагенту.
Меня бы сейчас заставили вручную заполнять договоры, я бы взбунтовалась) Пусть юрисконсульт сидит и вписывает реквизиты красивым почерком и правильно.
а счета разве недостаточно? А если поставщик сменит счет, доп заключать?
конечно, нетрудно. НО... зачем всю эту информацию перелопачивать в договор (особенно, если он на копеечные суммы)? Ну кроме ФИО и полномочий подписывающего (но это ведь не реквизит, как таковой... - это существенная информация).
а вот все эти адреса и т.п. (это всё непостоянное и может меняться.) - зачем упираться и всё это ПЕРЕПИСЫВАТЬ ручками да еще и красивым почерком? Ну если уж только совсем делать нечего.
Тем более какой смысл вписывать кучу СВОИХ реквизитов в договор-шаблон поставщика. Вы свои адреса, счета не знаете? И что такого случится, если Вы указали один свой счет, а оплатили с другого? А-ТА-ТА будет?
Вот это и есть ПРИХОТИ главбухов. Юрист, понимая, что эта инфа НЕ влияет на условия и действительность договора пытается отмазаться от булшит работы. Здесь я его прекрасно понимаю.
Как ни странно - да, сейчас с контрагентами так и поступаем. Я больше скажу - есть такие, кто вообще не будет оплачивать никаких счетов, пока не будет допника, подписанного директором (фактически его согласие платить на новые реквизиты). Мало того, стакивалась с тем, что контрагенту было выгодно платить на один счет и невыгодно на другой (комиссия за перевод выше) и он был категорически против новых реквизитов. Приходилось идти на встречу и ждать окончания контракта, пока он все не выплатит на удобный ему счет.
Мы из тех, кто без всех реквизитов договор не заключаем и это не раз спасало при щекотливых ситуациях, когда у контрагента левая рука не знает что делает правая и да счёт с другими реквизитами должен быть подписан только директором контрагента собственноручно и приложено письмо от него с печатью и подписью обязательно на фирменном бланке с датой. Уберегло от многих головных болей с дебиторской.
вот вообще непонятно, как связан счет от поставщика с дебиторкой?
у вас были случаи, когда вы оплатили на другой р/с и только лишь на этом основании вам не стали отгружать товар?
У нас была ситуация когда пришёл счёт от контрагента с р/с не указанным в договоре и подписанный менеджером , мы подтверждение запросили, нам ответили что это менеджер раззява дал старые реквизиты банка с проблемами, а через день у банка лицензию отобрали. Директор их сказал, что отгружать бы нам ничего не стали, так как деньги бы они не успели вывести на другой счёт.
ну если это так важно для контрагента, то существует простой юридический прием.
Обозначить реквизит расчетного счета существенным условием договора, без которого договор не будет считаться заключенным.
и любой юрист этим приемом должен владеть.
т.о. если р/с - существенное условие, тогда да, это важно и нужно заполнять и важно отслеживать при оплате.
Во ВСЕХ остальных случаях , это дополнительный реквизит.
Не стоит дуть на воду, чтоб не обжечься на молоке.
Таких договоров один на сотню попадется, а работой вы ВСЕХ до умопомрачения загрузите.
И такие люди ещё жалуются на ФНС, что много отчетности требуют....
Реквизиты в договор занести не долго, есть вариант прописать в договоре, что все платежи идут по реквизитам указанным в счетах на оплату. Договор составляется вообще-то для в том числе и для урегулирования щекотливых ситуаций, в нём должно быть прописано всё, а иначе он не нужен, можно и просто по счетам работать.
если обязанность по заключению договоров возложена на юриста, почему главбух должен за ним что-то дописывать и доделывать, тем более руками? Почему во многих (к сожалению, очень многих) организациях считают, что именно главбух должен за всеми *опу подтирать - за менеджерами, за кадровиками, за юристами?
не должен. речь и не про это совсем.
как раз считаю, что если уж менеджеру не нужны контакты контрагента, то уж для обеспечения "полноты и правильности" бухучета - они уж точно не нужны.
ниже на подобный пост как раз ответила.
А если деньги уйдут на левый счёт не обозначенный в договоре по счёту выписаному менеджером контрагента и подписанному им же? Чем в суде отмахиваться будете?
ну ИНН же получателя в счете указан...
Бух разве не проверяет ИНН при платеже?
смешной какой-то довод....
А если бух отправит на другой ИНН, ну тут махай, не махай не поможет.
Случаев кстати таких хватает, когда под таким же названием регистрируют юр лица и от них счета выставляют....
Бух-то должен понимать, какие реквизиты действительно значимые, а какие дополняющие.
И давайте честно, неужто бух, который не удосужился сверить ИНН (!) при отправке платежа (по разгильдяйству, или в запарке), сидит и сверяет каждый р/с с договором?
ИНН конечно проверяется, а вот зависшие в банке деньги на 5 дней (р/с старый менеджер прислал) для контрагента были бы критичны. Вы с Газпромнефтью подискутируйте на этот счёт и попробуйте с ними подписать договор без указания р/с в договоре.
Вы вообще не понимаете работу бухгалтера, если думаете, что бухгалтер думает о "красивости". Бухгалтер думает о наличии всей необходимой информации для корректной работы с контрагентом. Например, указание в договоре адресов нужно для корректного оформления контрагентом/либо в адрес контрагента закрывающих документов - накладных, счетов-фактур. Фактический адрес - для отправки корреспонденции. При этом, подписывая договор, стороны подтверждают актуальность данных.
Если Вы о юридическом адресе, то надежней эту инфу с ЕГРЮЛ взять.
Если о фактическом адресе, то перепиской и прочим взаимодействием с контрагентом не бухгалтер должен заниматься, а отдел снабжения, продаж, юрист.
Вот бухгалтера сами навешивают на себя воз чужой ответственности, а потом на загруженность жалуются.
Не забота бухгалтера КАК добыть закрывающий документ. Бухгалтер должен выставить требования, какие документы и в какой срок ДОЛЖНЫ быть сданы в бухгалтерию.
Между прочим, выполнение требований Гл.буха согласно закона о бухучете - обязательны.
Директор это должен всё организовать.
и если менеджер не удосужился сам себя обеспечить верными адресами и телефонами контрагента, то это не забота бухгалтера. Пусть на троллейбусе в свободное от работы время едет и забирает...
Сами приучили, что за ВСЕХ думаете наперед на сто шагов, а потом плачетесь, ах всё свесили на бухгалтерию.
можно всё,
но есть еще стезя проверки добросовестности контрагента и настоятельные требования ИФНС придерживаться при взаимоотношениях с контрагентами обычаев делового оборота (они же ст. 5 ГК "Обычаи")....
и в связи с этим есть масса моментов, которые не мешало бы учитывать и стараться обеспечить максимальную понятность и прозрачность хозяйственной сделки.
и в ней нет ничего лишнего, кроме расчетно счета в том числе и:
указание в договорах полных и корректных реквизитов обеих организаций со всеми контактами вплоть до указания телефонов, эл. почт, ФИО ответственных сотрудников, адресов (мест) погрузки и выгрузки товаров и оборудования, а так же еще нескольких моментов ....
навешивают, потому что она кем то не выполняется.
и не все способны кучу рабочего времени тратить то на жалобы, то на воспитывания, то на ругань. и не все могут до этого опуститься.
срабатывает старое -проще плюнуть и сделать самой или встать и уйти.
навешивают, потому что она кем то не выполняется.
и не все способны кучу рабочего времени тратить то на жалобы, то на воспитывания, то на ругань. и не все могут до этого опуститься.
срабатывает старое -проще плюнуть и сделать самой или встать и уйти.
как то так ..... только речевые обороты не для постов, явно 😂
думать наперед на сто шагов надо.
и либо не могут, либо не хотят, либо не умеют.
а работа бухгалтера от этих ста шагов зависит сильно.
бухгалтер ни под машек, петек, гюльчатай -когда соизволят, научатся и захотят - плясать не должен.
он должен плясать под скорость своей работы, под очередность своей работы и под отчетные периоды, которые никак не хотят подстраиваться под вышеупомянутый планктон...
директор еще должен думать кого и куда принимает
Вы как-то оторваны от реальности. Все и всюду много чего должны, но крайне мало из должного делают. Есть всякие разные проблемы вытекающие из неуказания реквизитов для оплаты, причем доказывание своей правоты со ссылками на ГК и т.д. занимает практически намного больше времени, чем первоначальное занесение адекватной информации. Кроме того, есть ещё мутное понятие "должной осмотрительности", в которое входят сейчас чуть ли не актуальные анализы руководителя контрагента. Зачем на пустом месте создавать себе вероятность лишних заморочек? И да, у нас сотни договоров, по 200 платежей в рабочий день, вы как себе представляете "проверку ИНН" ежедневную? Обязательно указываем платежные реквизиты, адреса, связь, коды. Никакой отдел продаж не несет такой ответственности, как бухгалтер, как перед собственниками, так и перед государством.
вот сейчас совсем непонятно, инн, значит не сверяете, а рс ежедневно сверяете при отправке платежа с договором?
Вы хотите сказать что бух по рс перед отправкой платежа сверяет счет на который платит с договором?
Или как это у Вас чисто технически организовано?
После подписания договора в карточку контрагента в 1с прописывается р/с БИК и банк, при создании платёжек реквизиты подтягиваются автоматом. А вы считаете, что бухгалтерия каждый раз ручками 20ть знаков набивает?
Элементарно организовано в любой учетной системе. Заносятся реквизиты строго в соответствии с договором и далее с ними работают. При изменении - обязательное уведомление контрагента в письменном виде - корректировка данных в учетной системе. При отправке платежки в любом банке работает как проверка на принадлежность конкретного счета конкретному контрагенту, если внутри банка, так и проверка легитимности счета в принципе. Но эти проверки не заменяют, а дополняют договорную работу.
Так отвечать за все недоделки будет именно главбух - и за неправильный адрес в документах, и за недостающие или некорректные документы, и за плохо проведенную проверку контрагента, и за невостребованную своевременно дебиторку, и за отсутствующий договор и за многое другое, и не просто выговор получить можно, но и своим имуществом отвечать вплоть до уголовки.
Никаким другим сотрудникам такие последствия не грозят. Вот и приходится главбуху думать за всех, потому что хоть кто-то это должен делать.
А вообще насчет думать "наперед за 100 шагов" - вы так пишете, как будто думать - это что-то плохое, недостойное и ненужное, и именно поэтому часто получается, что никто, кроме главбуха, думать не хочет, видимо, потому что в должностные обязанности не входит.
Директор должен думать о бизнесе и его развитии, а для организации документооборота нанять грамотного главного бухгалтера, который думает наперед на сто шагов. И именно поэтому потребует указания в договорах всех реквизитов, адресов, телефонов, контактных лиц, сроков предоставления документов контрагентом, обязанности информировать стороны о смене реквизитов и т.д. и т.п. И ошибок в оформлении и не предоставленных своевременно документов у такой организации будет меньше и не придется их бесконечно переделывать и менеджеру ездить за ними на троллейбусе. И разумеется, взаимодействием с контрагентом занимается менеджер, а не бухгалтер.
всё супер, только изначально речь была о том, что бухгалтер заставляет вписывать руками СВОИ реквизиты в копеечные шаблон-договоры поставщика.
З А Ч Е М?
(почему именно бухгалтер, оставим за бортом)
Меня интересует целесообразность в принципе вписывания СВОИХ дополнительных реквизитов.
Не думаю, что шаблон-договоры поставщика приходят с пустыми реквизитами поставщика ....
Я отвечала на комментарий о том, что кроме ИНН и ОГРН и не нужны другие реквизиты в договоре. А что касается этой конкретной ситуации, то мы не знаем о ней подробностей. Может там эти небольшие договоры каждый день заключаются и бухгалтера достало, что первичка по ним приходит с ошибками. А ошибки из-за отсутствия реквизитов. А реквизиты юрист не хочет заполнять и предлагает бухгалтеру это сделать ручкой.
ну а я о конкретной фразе писала.
В шаблон-договор поставщика считаю ДОСТАТОЧНЫМ
вписания своего названия и ИНН.
а тут уж накомментировали вагон...
и считаю, что делать это должен тот, кто отвечает за договор, юрист, менеджер ли...
А гл бух должен обозначить ТРЕБОВАНИЯ к документам, срокам и контролировать исполнение этих требований (желательно, разумных, конечно).
А то некоторые бухи с этой "должной осмотрительностью" носятся как с писаной торбой.... (иногда бухгалтера контрагентов действительно с ума сходят.... бесят порой их требования, скоро действительно анализы просить будут)
Это уже не осмотрительность, это на паранойю смахивает.
Прелесть какая) Вы на самом деле считаете, что бухгалтер из своей головы выдумал эту "должную осмотрительность"? Серьёзно? То есть претензии налоговых органов, судебная практика, вам ни о чем не говорят? Вот когда у этих самых юристов будет такая же ответственность в предприятии, как у главбуха, тогда будет интересно посмотреть, как они лихо по судам бегают и героически отражают претензии в неосмотрительности. Вот будет представление)
такой юрЫст по судам бегать не будет! ему сказали расчётный счёт дописать в договоре - он уже на увольнение бежать запланировал! его послали договор на страхование заключить и сказали проконтролировать сущую мелочь - что бы дата договора заключения была не ранее 01.06 - он и тут обо......
а Вы говорите суд.....
в суд, если случится, придётся тому самому "самой дуре" бухгалтеру идти!
Именно поэтому у нас кандидатуру юриста согласовывают с главбухом, а не наоборот.
Вашему директору стОило бы крепко пожать руку!
а то я как-то захаживал (у них не работал) в одно предприятие, достаточно крупное, численность за 300 человек. Так там главным человеком после генерального отдел кадров была! И все обязаны были ей подчиняться! Это было поразительно наблюдать со стороны! Порой меня, постороннего человека (!), до которого в силу работы так или иначе доносились отдельные спорные моменты между ГБ и ОК и то как они их решали и чьё слово было последним, овевал ужас
На мой взгляд, тот, кто несет бОльшую ответственность, того должностной статус должен быть выше.
этот принцип давно уже заменён на противоположный
Серьезно? у Вас были претензии от ФНС по поводу должной осмотрительности в случае, когда Вы не вписали СВОЙ рс в дог шаблон поставщика?
Вы начальный коммент-то прочитайте, хотя бы, прежде чем бучу о том, какие вы умелые, устраивать.
не, этот договор просто невозможно будет оплатить! его просто не пропустят в казначействе
а что бы..... то ежели он ужо написал, то придётся исправлять старый, вписывая новый, а там как назло это дело перекрыто печатями и подписями..... дело усложняется....
Но оплатить как всегда требуется срочно в течение 10 минут, потому что как всегда до этого дела никому не было, и вдруг - срочно и немедленно.
Но "срочно и немедленно" уже однозначно не получается.
А кто же виноват-то что оплатить нельзя? угадаете с одной попытки?
То есть кто должен дописывать - решают поставщики?
здесь встаёт другой вопрос : а зачем вообще юрист нужен в такой организации?
Договор он заключить не в состоянии, проверить реквизиты - не его дело, он вообще в этом не соображает. Даты - да он и про календарь мало что слышал....
просто он юрист и на этом всё! а делать вообще что-то должен? а согласовывать как-то свои дела, если они сразу нескольких сфер касаются? или просто так сам что решил , то и написал?....
я ни сколько не оправдываю данного юриста, но тут реально развели срач там, где его не должно быть по определению.
Читайте начало:
речь о маленькой организации (явно не бюджет), закупки малюсенькие...
насчет того, КТО должен вносить (бухгалтер-нет) - я лично не обсуждаю - это давно уже выше описано (причем всеми единогласно).
да нет, не поставщики - это тамошний юрист так преподносит информацию...
именно что бюджет - об этом прямо было сказано в его постах
малые закупки - это специфический термин в рамках 44-ФЗ, то есть по сумме менее 600 тыщ за договор.
Я бы, конечно, это дело лучше бы и сам бы внёс . Ибо кто лучше меня может знать с какого счёта я оплачивать буду - для всех остальных людей предприятие одно и суть одна бюдже там или не бюджет. Но он сам указал, что вопрос поручен ЕМУ и в этом месте он нисколько не говорил, что он не хочет его делать. Он делает! Только делает так, как вздумалось, без согласования и уточнения. Ну так если поручили, то уж изволь как-то....
точно так же как кто-то увидел бюджет, а кто-то нет, точно так же как кто понял что означает выражение "малые закупки" и прочее.....
Сказано делать юристу и он делает это. Но есть проблема: есть два счёта и каждый раз нужно уточнять с какого конретно будет оплата. Очень часто ответ на этот вопрос прямо сразу дать никто не может - такое тоже бывает. И что? Перед заполнением трудно зайти в соседний кибинет и уточнить чё пишем? или дозаполнить всё, но оставить одну строчечку до выяснения, котрую наверняка согласилась бы и главбух дозаполнить.....
Вообще-то как раз бюджет.
Недавно была ситуация, сидела в счет фактуре вручную старый адрес вписывала, потому что юрадрес сменился , с заказчиком не задокументировано, пока не пнешь, не летает
Из своего большого опыта более 10 лет мало видела опытных и умелых юристов. Все просто балоболы.
Только единицы юристов реально помогали работе компании.
Может , конечно, все бухи так считают))) Но просто именно бухам приходится все сводить и смотреть , чтобы было соответствие.
И в данном случае встаю на сторону главбуха. Все по делу.
Если главбух злоупотребляет выплатами себе, то на это нужно обратитья к гендиру.
Для компании важен главбух. На практике составление договоров это обычное дело всех бухов.
А вот выигрывать дела, составлять аппеляции, составлять различной сложности слияния компаний и восстановление в ЕГРЮЛ - это да, может помочь юрист.
Это цитата из комментариев автора-юриста. Далее читать не стала... Я бы тоже "сожрала" такого юриста... Истерики больше от юриста, чем от главного бухгалтера... А если учесть, что это бюджетная организация, то главбух права на 100%.
меня тоже от этой фразы перекосило