Итак, подходит ко мне Василий Степанович. И говорит Елена, вы так хорошо считает финансы бизнеса — помогите мне:
У меня свой кондитерский бизнес. Производим торты и пирожные, в том числе по индивидуальным заказам.
Я хочу масштабироваться, и выбрал для этого Пирожное №2.
Вы можете проверить мои расчеты?
Начинаю смотреть его расчеты, а там все просто: за последние 3 месяца пирожное №2 лидер продаж.
Хм, задумалась я.... а посчитаю-ка я чистую прибыль по каждому пирожному.
Делаю не сложный расчет:
И вижу, что пирожное № 2 совершенно не выгодно продавать. Заработок от его продажи такой же как от Пирожного № 1, хотя выручка в ТРИ раза больше.
Василий Степанович, говорю, у вас ситуация такая:
по пирожному № 2 прибыль такая же как по пирожному № 1, хотя выручка в разы больше
очень высокие трудозатраты и расходы у пирожного № 2
и при увеличении продаж будут расти и ресурсы, и трудозатраты, а прибыль при этом у вас сильно не поменяется.
Посмотрите мое моделирование. Что будет, если вы продадите только пирожное № 1 в том же количестве, что и пирожное № 2.
Видите — чистая прибыл скакнула в 4 раза!
Причем, даже если, Василий Степанович вы потратите 400 000 тыс. руб. на рекламу пирожного № 1 вы все равно будете в большем плюсе! Однако, Василий отказываться от пирожного № 2 не захотел. Слишком много сил и души в него вложил.
Хм, подумала я….. Давайте тогда попробуем снизить расходы.
Купим автоматическую линию по производству пирожных, которая позволит в 3 раза уменьшить количество персонала на изготовление продукции.
Выбьем скидку у поставщиков в размере 7%.
Разработаем гибкую систему оплаты труда, что бы не платить работникам за простой.
Итого:
Мы с Василием Степановичем, решили увеличить долю высоко маржинального пирожного №2 и оставили пирожное № 1 в размере 30% от общей выручки, но оптимизировав затраты.
Мораль:
Если не верно делить постоянные и переменные затраты, вы не сможете посчитать реальную маржу и прибыльность определенного продукта.
Прежде чем масштабироваться надо посчитать какой продукт важнее и выгоднее продвигать.
Если не знаете, к какой категории отнести расход – проанализируйте его зависимость об выручки или объема производства.
Бизнес не терпит примерных цифр — все надо оцифровывать и моделировать.
Хотите узнать больше про юнит-экономику: подписывайтесь на мой телеграм канал.
Комментарии
76Василий Иваныч, а попа не слипнется?
напоминает конспект урока экономики в 11 классе. себестоимость линейно растет без разбивки на постоянные и переменные расходы, нет анализа спроса.
Так смысл поста в том, что бы донести мысль о необходимости расчета полной себестоимости товара или продукта. Для упрощения примера переменные - это себестоимость, а постоянные распределены пропорционально выручки.
линейнная зависимость постоянных расходов при снятии с производства изделия притянута с потолка.
первый раз вижу чтоб постояные выносили чуть ли не итогом. постоянные и переменные расходы формируют с/с, есть смысл анализировать распределение постоянных. расчет точек безубыточности, только в школьных задачках эти зависимости линейные.
Мораль статьи в том, что надо использовать разные способы анализа показателей бизнеса, а не только выручку. Придираться к расчётам бессмысленно, т.к. они условны
если поправить на постоянно-переменные сбытовые расходы.
обычно хватает анализа точки безубыточности и анализа рентабельности по видам деятельности.
Не согласна. у меня есть клиенты, которые реально продают (продавали) в убыток некоторые товары. А выявляли мы это именно распределением постоянных расходов на каждую номенклатурную группу.
есть спрос, предложение и конкурентные рыночные цены.
Уверен что и ваша зп дополнительно торговлю в минус вгоняет.
Согласна, тока у меня нет ЗП - у меня свой бизнес. Скорее дивиденды. Смотрите - еще один случай из практики: Предприниматель продает разные виды сварочного оборудования, и решает еще продавать сварочные столы. Я была приглашена по комплексному анализу бизнеса и разработки/ поиска точек контроля. В процессе анализа выяснила, что сварочные столы предприниматель продает в минус. Причина - 1. рыночные цены - хотел выделиться из конкурентов 2. при ценообразовании не учел постоянные расходы. .... Как итог моей работы -предприниматель пересмотрел рыночные цены, добавил для конкурентной способности доп. опции и рентабельность по чистой прибыли продукта стала 15%. Тоже мало, но хоть не минус.
правильнее накладные постоянно-переменные сбытовые.
по молодости тож хотел стол и перехотел. без разницы где варить, удобно если кусок плоской батареи есть массу цеплять и для сварки точных деталей вроде дверей. чаще точность не требуется, прихватил на глаз и пошел обваривать. Стол дешевле сварить самому.
И что в этом такого запредельного? Существует такое понятие как ассортимент... Например, в общепите вполне распространенное явление, что во имя этого ассортимента в линейке каких-нибудь блюд (салаты, супы и т.п.) содержатся далеко ходовые позиции.
Ибо у гостя всегда должен быть выбор. Отсутствие выбора, на мой взгляд, может произвести негативное впечатление о заведении общепита в целом.
*Правильно: далеко НЕ ходовые позиции
Конечно выбор должен быть, как же без него. В целом, когда бизнес высоко-маржинальный, то да особой разницы как правило нету. А вот когда надо ввести антикризисное управление.... то там взвешивают все, и спрос, и чист прибыль и маржинальность
Спасибо, за идею - следующий пост напишу про анализ бизнеса для не финансистов)).
У меня нет цели использовать сложные таблицы, расчеты или слова. Моя цель донести до читателей , что юнит - экономика и АВС анализ номенклатуры самый распространенный и действенный инструмент для поиска точек роста бизнеса. Я пишу так, что бы было понятно большинству. Если вы не согласны с моей точкой зрения или хотите помочь читателям - напишите пост о юнит - экономике как вы ее видите. Я уверенна ваша информация найдет своего читателя.
вот интересно: почему в институтах упор делается на распределении накладных расходов с базой прямых затрат ?
Это неправда! Есть 2 основных способа или пропорционально выручке или пропорционально прямым затратам. А вот какой способ выбрать - надо сделать фин модель... И по практике могу сказать, что предприниматели очень оригинальные люди. Я встречала распределение по кв метрам, и даже по ФОТ. Но поняла я одно, однозначно - Выбор способа распределения только после фин моделирования.
способов много.
у меня тож бизнес был в 9 классе, жил летом в москве у родни и спекулировал мороженым на казанском вокзале.
Этих способов - вагон и маленькая тележка, предприятие принимает решение, исходя из своей специфики.
Присоединюсь к комментатрам выше, здесь ошибка, конечно. Можно использовать, как базу только материальные затраты, например, иногда имеет смысл, как и ФОТ и объем выпуска
Это некорректная база распределения. Получается, Вы на самые продаваемые позиции кладёте самые большие суммы накладных расходов, а это не всегда так.
Раз что-то приходится распределять, то любые базы распределения - условные.
ты кушай, кушай
я не считаю, что ты 20-й пирожок доедаешь....
мне интересна предыстория сборки себестоимости...
наверное по каждой, предварительно промаркированной (ой!) пироженке по отдельности
1 шпажка
1/4 часть бумажной салфетки
и.т.д.
как приверженность отсутствию доверия к калькуляционкам - технологичкам