Ведение бизнеса

Зачем нужно считать прибыль каждого продукта. История из жизни

Любому руководителю предприятия важно знать, что такое полная себестоимость продукции и что она себя включает. Расскажу, почему важно посчитать полную себестоимость продукта и как это влияет на общую прибыль.
Зачем нужно считать прибыль каждого продукта. История из жизни
Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру

Итак, подходит ко мне Василий Степанович. И говорит Елена, вы так хорошо считает финансы бизнеса — помогите мне:

У меня свой кондитерский бизнес. Производим торты и пирожные, в том числе по индивидуальным заказам.

Я хочу масштабироваться, и выбрал для этого Пирожное №2.

Вы можете проверить мои расчеты?

 

Начинаю смотреть его расчеты, а там все просто: за последние 3 месяца пирожное №2 лидер продаж.

Хм, задумалась я.... а посчитаю-ка я  чистую прибыль по каждому пирожному.

Делаю не сложный расчет:

И вижу, что пирожное № 2 совершенно не выгодно продавать. Заработок от его продажи такой же как от Пирожного № 1, хотя выручка в ТРИ раза больше.

Василий Степанович, говорю, у вас  ситуация такая:

  • по пирожному № 2 прибыль такая же как по пирожному № 1, хотя выручка в разы больше

  • очень высокие трудозатраты и расходы у пирожного № 2

  • и при увеличении продаж будут расти и ресурсы, и трудозатраты, а прибыль при этом у вас сильно не поменяется.

Посмотрите мое моделирование. Что будет, если вы продадите только пирожное № 1 в том же количестве, что и пирожное № 2.

Видите — чистая прибыл скакнула в 4 раза!

Причем, даже если, Василий Степанович вы потратите 400 000 тыс. руб. на рекламу пирожного № 1 вы все равно будете в большем плюсе! Однако, Василий отказываться от пирожного № 2 не захотел. Слишком много сил и души в него вложил.

Хм, подумала я….. Давайте тогда попробуем снизить расходы.

  1. Купим автоматическую линию по производству пирожных, которая позволит в 3 раза уменьшить количество персонала на изготовление продукции.

  2.  Выбьем скидку у поставщиков в размере 7%.

  3. Разработаем гибкую систему оплаты труда, что бы не платить работникам за простой.

Итого:

Мы с Василием Степановичем, решили увеличить долю высоко маржинального пирожного №2 и оставили пирожное № 1 в размере 30% от общей выручки, но оптимизировав затраты.

Мораль:

  • Если не верно делить постоянные и переменные затраты, вы не сможете посчитать реальную маржу и прибыльность определенного продукта.

  • Прежде чем масштабироваться надо посчитать какой продукт важнее и выгоднее продвигать.

  • Если не знаете, к какой категории отнести расход – проанализируйте его зависимость об выручки или объема производства.

  • Бизнес не терпит примерных цифр — все надо оцифровывать и моделировать.

Хотите узнать больше про юнит-экономику: подписывайтесь на мой телеграм канал.

Комментарии

76
  • alex

    Василий Иваныч, а попа не слипнется?

    напоминает конспект урока экономики в 11 классе. себестоимость линейно растет без разбивки на постоянные и переменные расходы, нет анализа спроса.

  • Так смысл поста в том, что бы донести   мысль о необходимости расчета полной себестоимости  товара или продукта.   Для упрощения  примера  переменные  - это себестоимость, а постоянные распределены пропорционально выручки.

    • alex

      линейнная зависимость постоянных расходов при снятии с производства изделия притянута с потолка.

      первый раз вижу чтоб постояные выносили чуть ли не итогом. постоянные и переменные расходы формируют с/с, есть смысл анализировать распределение постоянных. расчет точек безубыточности, только в школьных задачках эти зависимости линейные.

      • leon_

        Мораль статьи в том, что надо использовать разные способы анализа показателей бизнеса, а не только выручку. Придираться к расчётам бессмысленно, т.к. они условны

        • alex

          если поправить на постоянно-переменные сбытовые расходы.

          обычно хватает анализа точки безубыточности и анализа рентабельности по видам деятельности.

          СкруджМакдак2023_оптимизация.jpg

          • Елена Аверичева

            Не согласна. у меня есть клиенты, которые реально продают (продавали) в убыток некоторые товары.  А выявляли мы это именно распределением постоянных расходов на каждую номенклатурную группу.

            • alex

              есть спрос, предложение и конкурентные рыночные цены.

              Уверен что и ваша зп дополнительно торговлю в минус вгоняет.

              • Елена Аверичева

                Согласна,  тока у меня нет ЗП - у меня свой бизнес. Скорее дивиденды.  Смотрите  - еще один случай из практики:  Предприниматель продает  разные виды сварочного оборудования, и  решает еще продавать сварочные столы.  Я была приглашена  по комплексному анализу бизнеса и разработки/ поиска точек контроля. В процессе анализа выяснила, что сварочные  столы предприниматель продает в минус. Причина - 1. рыночные цены - хотел выделиться из конкурентов 2.  при ценообразовании не учел постоянные расходы. ....  Как  итог моей работы  -предприниматель пересмотрел рыночные цены, добавил для конкурентной способности  доп. опции и рентабельность по чистой прибыли продукта стала 15%. Тоже мало, но хоть не минус.

                • alex

                  правильнее накладные постоянно-переменные сбытовые.

                  по молодости тож хотел стол и перехотел. без разницы где варить, удобно если кусок плоской батареи есть массу цеплять и для сварки точных деталей вроде дверей. чаще точность не требуется, прихватил на глаз и пошел обваривать. Стол дешевле сварить самому.

            • VadimBA

              Не согласна. у меня есть клиенты, которые реально продают (продавали) в убыток некоторые товары

              И что в этом такого запредельного? Существует такое понятие как ассортимент... Например, в общепите вполне распространенное явление, что во имя этого ассортимента в линейке каких-нибудь блюд (салаты, супы и т.п.) содержатся далеко ходовые позиции.

              Ибо у гостя всегда должен быть выбор. Отсутствие выбора, на мой взгляд, может произвести негативное впечатление о заведении общепита в целом.

              • VadimBA

                далеко ходовые позиции

                *Правильно: далеко НЕ ходовые позиции

              • Елена Аверичева

                Конечно выбор должен быть, как же без него.  В целом, когда бизнес высоко-маржинальный, то да  особой разницы как правило нету. А вот когда надо ввести антикризисное  управление.... то там взвешивают все, и спрос, и чист прибыль и маржинальность

      • Елена Аверичева

        У меня нет цели  использовать сложные  таблицы, расчеты или  слова.  Моя  цель  донести до читателей , что юнит - экономика и АВС анализ номенклатуры самый распространенный  и действенный инструмент для поиска точек роста бизнеса. Я пишу так, что бы было понятно большинству. Если вы не согласны с моей точкой зрения или хотите помочь читателям - напишите пост о юнит - экономике  как вы ее видите. Я уверенна ваша информация найдет своего читателя.

    • Arhimed0

      а постоянные распределены пропорционально выручки.

      вот интересно: почему в институтах упор делается на распределении накладных расходов с базой прямых затрат ?

      • Елена Аверичева

        Это неправда!  Есть 2 основных  способа или пропорционально выручке или пропорционально прямым затратам. А вот какой способ выбрать - надо сделать фин модель...  И по практике могу сказать, что предприниматели очень оригинальные люди. Я встречала распределение по кв метрам, и даже по ФОТ.  Но поняла я одно, однозначно  - Выбор способа распределения только после фин моделирования.

        • alex

          способов много.

          у меня тож бизнес был в 9 классе, жил летом в москве у родни и спекулировал мороженым на казанском вокзале.

        • LIrina-1973

          Есть 2 основных  способа или пропорционально выручке или пропорционально прямым затратам.

          Этих способов - вагон и маленькая тележка, предприятие принимает решение, исходя из своей специфики.

        • В Виктория

          Есть 2 основных  способа или пропорционально выручке или пропорционально прямым затратам.

          Присоединюсь к комментатрам выше, здесь ошибка, конечно. Можно использовать, как базу только материальные затраты, например, иногда имеет смысл, как и ФОТ и объем выпуска

    • LIrina-1973

      постоянные распределены пропорционально выручки

      Это некорректная база распределения. Получается, Вы на самые продаваемые позиции кладёте самые большие суммы накладных расходов, а это не всегда так.

      • Старый ворчун

        Это некорректная база распределения. 

        Раз что-то приходится распределять, то любые базы распределения - условные.

  • Мирам

    ты кушай, кушай

    я не считаю, что ты 20-й пирожок доедаешь....

    мне интересна предыстория сборки себестоимости...

    наверное по каждой, предварительно промаркированной (ой!) пироженке по отдельности

    1 шпажка

    1/4 часть бумажной салфетки

    и.т.д.

    как приверженность отсутствию доверия к калькуляционкам - технологичкам