Изо дня в день с запросами от налоговиков в рамках камералки сталкивается огромное число налогоплательщиков. При этом особое внимание стоит уделить запросам в рамках проверки декларации по НДС, т.к. при исчислении и сборе данного налога права налогоплательщиков нарушаются особенно часто. Поэтому в таких ситуациях компании важно грамотно выстроить свое поведение с чиновниками ФНС. Это избавит от обвинений в противодействии проведению проверки, необоснованного вмешательства в деятельность компании, от наложения штрафов за нарушение различных сроков.
I. Способы направления требований о представлении документов в рамках камеральной проверки
Передают лично.
Как правило, при камеральной проверке инспектор, который запрашивает документы, находится на территории инспекции, а не компании. Поэтому на него не распространяется правило о приоритете личного способа вручения требования. Но если инспектор во время проверки находится на территории организации, то вручает требование ее представителю под подпись. День вручения и будет считаться днем получения требования.
Заказным письмом по почте.
При отправке почтой запрос считается полученным по истечении шести рабочих дней с даты отправления заказного письма (п. 1 ст. 93, абз. 2 п. 4 ст. 31 НК).
По ТКС.
Порядок направления требования в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи утвержден приказом ФНС от 16.07.2020 № ЕД-7-2/448. Организации, которые обязаны сдавать налоговую отчетность по ТКС, отсчитывают 10 дней со следующего дня после получения электронного требования. Поскольку такие компании обязаны не реже одного раза в сутки проверять, не присылала ли ИФНС запросы, дата отправки и дата получения должны совпадать (п. 5, 9, 10 Порядка, утв. приказом ФНС от 16.07.2020 № ЕД-7-2/448). Не позднее чем на шестой рабочий день после того, как инспекция отправила требование, компания должна подтвердить получение электронной квитанцией о приеме (п. 5.1 ст. 23 НК).
Организации, которые не обязаны сдавать налоговую отчетность по ТКС, могут не реагировать на поступление требований в электронной форме. Не получив от компании электронной квитанции, инспекция направит требование может дополнительно направить письмо по домашнему адресу директора или учредителя (п. 20 Порядка, утв. приказом ФНС от 16.07.2020 № ЕД-7-2/448).
Почему так важно знать фактический день получения требования ФНС разными способами?
Ответ прост: документы, которые инспекция запросила при камеральной проверке, нужно предоставить в течение 10 рабочих дней со дня, когда компания получила требование. И правильность исчисления этого дня зависит от способа, которым ФНС направила запрос. По истечении этого срока инспекция вправе заблокировать банковский счет компании (подп. 2 п. 3 ст. 76 НК), а также наложить штраф за несвоевременное представление или непредставление документов.
II. Что инспекторы должны указать в требовании о представлении документов в рамках камеральной проверки (формальные реквизиты).
В требовании налоговики обязаны указать:
статью, в соответствии с которой запрашивают информацию;
срок, в который нужно представить документацию;
сведения о документах — наименования, реквизиты, период, к которому они относятся;
полное и сокращенное наименование проверяемой организации, ее ИНН, КПП;
конкретное мероприятие налогового контроля, в ходе которого понадобились документы, например камеральная проверка по НДС за 3 квартал 2024 года;
дата, подпись и Ф. И. О. лица, получившего бумажное требование, или дата и реквизиты электронной подписи, указанные в квитанции о приеме электронного требования.
Это следует из приложения 17 к приказу ФНС от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628.
Подписывает требование инспектор, который проводит камеральную проверку (п. 1 ст. 93 НК). Печать инспекции не обязательна — в НК нет такого условия, в форме требования она тоже не предусмотрена (ст. 93 НК, приложение 17 к приказу ФНС № ММВ-7-2/628).
Форма требования о представлении документов утверждена приказом ФНС № ММВ-7-2/628.
Если требование получено по ТКС, сразу проверьте его формат. Инспекция обязана использовать тип электронного документооборота — «Документ». В случае нарушения формата получатель формирует уведомление об отказе в приеме электронного документа (приказ ФНС от 16.07.2020 № ЕД-7-2/448@).
Какие требования судебной практики стоит учесть при анализе требования:
Верховный суд указал: требование инспекции действительно и без названий документов (Определение ВС от 07.07.2023 № 305-ЭС23-8206). Инспекция не конкретизировала в требовании названия запрошенных документов. Суд признает такое требование правомерным, если есть возможность идентифицировать документы из других формулировок требования. Например, из информации о периоде проверки, проверяемых вопросах и операциях, в связи с которыми оно направлено.
И иногда суд отменяет требования, где запрашиваемые документы напрямую не названы. Примеры — постановления АС Северо-Кавказского от 15.08.2019 № А32-45413/2017, Центрального от 04.09.2018 № А36-9806/2017 округов. Но стоит учитывать, что такие решения суды принимают не часто.
При этом судебная практика исходит из того, что формальные недостатки документа - такие как отсутствие части реквизитов (например, срок, в который нужно представить документацию; полное и сокращенное наименование проверяемой организации, ее ИНН, КПП; указание на мероприятие налогового контроля (его может уточнить налогоплательщик у инспекторов самостоятельно), количество документов и т.д. не станет законным основанием для неисполнения запроса (постановление АС Северо-Кавказского округа от 22.02.2017 № А32-31691/2015, (постановление АС Московского округа от 13.12.2016 № А40-25588/2016). Так что если вы считаете требование расплывчатым, безопаснее обратиться в инспекцию для уточнений. А не надеяться на то, что суд отменит требование.
Нет смысла ссылаться и на то, что ИФНС может ознакомиться с оригиналами документов на территории предприятия. Это не освободит от штрафа за невыдачу заверенных копий (постановление АС Северо-Кавказского округа от 31.03.2021 № А20-1911/2020).
Теперь, когда мы разобрались с азами процедуры направления и получения требований, их легальной формой и сроками ответа на них, перейдем к более важному вопросу – в каких случаях фискалы вправе затребовать документы (и какие именно) в рамках камеральной налоговой проверки
III. Ситуации, когда ИФНС может потребовать документы в рамках КНП
Для камералки установлен закрытый перечень оснований для направления требований (ст. 88 НК). Инспекция вправе потребовать пояснения или подачи уточненки, но не первичку.
Запросить у организации документы налоговая вправе только в случаях, которые названы в НК (см. таблицу 1).
Таблица 1. В каких случаях ИФНС потребует документы при КНП
Ситуация | Что вправе потребовать ИФНС |
1. Налогоплательщик сдал налоговую отчетность без обязательных прилагающихся документов | Сопутствующие документы (п.7 ст.88 НК РФ). Например, документы, которые подтверждают правильность применения организацией нулевой ставки НДС (ст.165 НК РФ) |
2.Налогоплательщик сдал декларацию по НДС с суммой налога к возмещени | Документы, которые подтверждают правильность применения налоговых вычетов, например счета-фактуры поставщиков (п. 8 ст. 88, п. 1 ст. 172 НК) Когда в декларации нет НДС к возмещению, а также нет и других оснований истребовать документы, ИФНС не вправе в ходе КНП потребовать документы, подтверждающие право на вычет НДС (п. 25 Постановления Пленума ВАС РФ № 57 от 30 июля 2013 г., письма Минфина России № 03-02-07/1-323 от 30 июля 2008 г., № 03-02-07/2-209 от 27 декабря 2007 г.); |
3.В декларациях по НДС есть противоречия и расхождения, которые свидетельствуют о занижении налоговой базы или завышении налогового вычета Это противоречия: • между сведениями, отраженными проверяемой организацией (ИП) в своей декларации; • между этими сведениями и сведениями контрагента, отраженными в его декларациях по НДС или в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур;
| Счета-фактуры, первичные и другие документы, относящиеся к операциям, которые вызывают сомнения (п. 8.1 ст. 88 НК) |
4.Налогоплательщик сдал отчетность по налогам, которые связаны с использованием природных ресурсов (НДПИ, водный и земельный налог) | Документы, на основании которых организация начислила и заплатила эти налоги |
5.Налогоплательщик сдал уточненную декларацию по истечении двух лет, в которой уменьшена сумма налога к уплате в бюджет или увеличена сумма убытка | Первичные и другие документы, обосновывающие изменение показателей, а также аналитические регистры налогового учета (п. 8.3 ст. 88 НК) |
6.Налогоплательщик заявил льготы в качестве участника регионального инвестиционного проекта | Документы, которые подтверждают, что деятельность организации соответствует условиям регионального инвестиционного проекта (п. 12 ст. 88 НК) |
7.Организация или ИП исполняет обязанности налогового агента по налогу на прибыль в отношении доходов по ценным бумагам, которые выплачивает иностранным организациям, действующим в интересах третьих лиц | Документы, которые подтверждают правильность расчета и уплаты налога (п. 1 ст. 310.2 НК) |
8.В декларации по акцизам заявлены вычеты в связи с возвратом подакцизных товаров покупателями (кроме декларации по алкогольной и спиртосодержащей продукции) | Документы на возврат — товарные накладные, счета-фактуры и т. д. (п. 5 ст. 200, п. 8.4 ст. 88 НК) |
9.В декларации по акцизам заявлены вычеты в связи с возвратом этилового спирта его поставщику | Документы на возврат — акты, накладные, счета-фактуры и т. д. (п. 5 ст. 200, п. 8.4 ст. 88 НК) |
10.Импортер подал декларацию по акцизам с вычетами акциза, уплаченного при ввозе товаров в Россию. Импортные товары использованы в качестве сырья для производства подакцизных товаров
Исключение: по этому основанию ИФНС не может истребовать документы, ранее уже представленные в налоговые органы по иным основаниям; | Накладные на внутреннее перемещение товаров, акты приема-передачи и списания в производство и т. д. (п. 2 ст. 200, п. 8.4 ст. 88 НК) |
11.Плательщик взносов выплачивает сотрудникам суммы, которые не облагаются страховыми взносами, или применяет пониженные тарифы | документы, которые подтверждают право на освобождение от взносов и на пониженные тарифы |
12.Налогоплательщик применяет льготы по налогам
При этом льготами не являются, а соответственно, по этому основанию не могут быть истребованы документы, подтверждающие: · пониженные налоговые ставки (письма Минфина России № 03-02-07/1/12009 от 2 марта 2017 г., № 03-05-05-01/50668 от 3 сентября 2015 г.). То есть если инспекторы на местах запрашивают документы по обоснованности применения пониженных ставок, налогоплательщик не обязан их представлять. · операции, которые не признаются объектом налогообложения или освобождены от него без предоставления преимущества определенной категории лиц (тем самым не соответствуя понятию "льгота") (письмо ФНС России № ЕД-4-15/24737 от 22 декабря 2016 г., Постановление Президиума ВАС РФ № 4517/12 от 18 сентября 2012 г.); | Пояснения об операциях и имуществе, по которым применены льготы, документы, подтверждающие обоснованность льгот (п. 6 ст. 88 НК) |
13.при выявлении несоответствий, указанных в п. 8.9 ст. 88 Налогового кодекса РФ, при проверке деклараций по НДС, УСН, ЕСХН, единой упрощенной декларации по операциям с прослеживаемыми товарами,. Исключение: ИФНС не вправе истребовать документацию по прослеживаемым товарам, если такие документы уже представлялись в налоговый орган в случаях и порядке, которые установлены Правительством РФ; | счета-фактуры, первичные и иные документы |
14.Проверка декларации (расчета) по налогу на прибыль, НДФЛ участника договора инвестиционного товарищества | первичные и иные документы, подтверждающие право на инвестиционный налоговый вычет по ст. 286.1 НК РФ, заявленный в декларации по налогу на прибыль; сведения о периоде участия в договоре инвестиционного товарищества, о приходящейся на каждого участника доле прибыли (расходов, убытков) инвестиционного товарищества |
15. При проведении камеральной налоговой проверки расчета по страховым взносам | Любые сведения и документы, подтверждающие обоснованность отражения в РСВ:
|
16. При проведении камеральной налоговой проверки налоговой декларации по НДС, представленной:
- предоставление прав на использование программ для ЭВМ (включая компьютерные игры), баз данных через сеть "Интернет" - оказание рекламных услуг в сети "Интернет", в том числе с использованием программ для ЭВМ и баз данных, функционирующих в сети "Интернет", - предоставление рекламной площади (пространства) в сети "Интернет"; - оказание услуг по размещению предложений о приобретении (реализации) товаров (работ, услуг), имущественных прав в сети "Интернет"; - оказание услуг по поиску и (или) представлению заказчику информации о потенциальных покупателях; - предоставление доступа к поисковым системам в сети "Интернет"; - ведение статистики на сайтах в сети "Интернет" и т.д.
| документы (информацию), подтверждающие, что местом оказания электронных услуг иностранной организацией, поставленной на учет в налоговых органах по месту осуществления ею деятельности на территории РФ, признается РФ, а также иную информацию (сведения) относительно таких услуг;
документы (информацию), подтверждающие, что местом реализации товаров Евразийского экономического союза физическим лицам посредством электронной торговой площадки признается территория Российской Федерации, а также иную информацию (сведения) относительно таких товаров. |
17.При проведении камеральной налоговой проверки налоговой декларации по НДС, представленных организациями розничной торговли по товарам, реализованным физическим лицам, в которой заявлены налоговые вычеты, предусмотренные пунктом 4.1 статьи 171 НК РФ | документы, подтверждающие право на вычет НДС с товаров, реализованных иностранным гражданам по системе tax free (п. 4.1 ст. 171 НК РФ), если сведения по нему в декларации по НДС не соответствуют имеющимся у налоговой инспекции; |
Итак, «среднестатистическому» российскому налогоплательщику (чей род занятий - «обычная» производственная, торговая деятельность, сфера услуг и т.д.) стоит запомнить из вышеприведенного перечня всего 3 пункта правила:
1. Представлять документы нужно только:
при подаче декларации по НДС, в которой заявлено право на возмещение налога;
при выявлении несоответствий, указанных в п. 8.9 ст. 88 Налогового кодекса РФ, при проверке деклараций по НДС, УСН, ЕСХН, единой упрощенной декларации по операциям с прослеживаемыми товарами.
если документы нужно обязательно прикладывать к декларации при ее подаче.
2. Во всех иных случаях представлять документы — право налогоплательщика, а не его обязанность!
Это значит, что вышеназванные правовые нормы не подлежат расширительному толкованию
3. Наказать компанию за то, что она не предоставила документы, не относящиеся к камералке, инспекция не вправе (постановления Президиума ВАС от 08.04.2008 № 15333/07).
Начать дискуссию