Работа для студента: на одну молодежную вакансию приходится сразу 10 резюме

К Дню студента, который отмечают 25 января, аналитики hh.ru, крупнейшей платформы онлайн-рекрутинга в России, проанализировали рынок труда для молодых специалистов и выяснила, в каких профессиональных сферах они наиболее востребованы, а также на какую заработную плату могут рассчитывать.

На сегодняшний день около 9% от всех активных вакансий являются потенциально подходящими для молодых соискателей – то есть, не требуют опыта работы, допускают частичную занятость и возможность работать, будучи студентом, а также ряд других признаков[1]. При этом конкурс среди молодых специалистов весьма высокий – сразу 10 резюме на вакансию. Наиболее жесткая конкуренция за рабочие места среди молодежи наблюдается в Северо-Кавказском ФО и в Москве – там на одну молодежную вакансию приходится по 14 соответствующих резюме. Проще всего найти работу молодым специалистам в Центральном ФО, где на одно место претендуют в среднем 7 резюме.

 В топ-5 профессиональных сфер, где спрос на молодых специалистов наиболее высок, вошли «Продажи, обслуживание клиентов» (47% от общего числа вакансий для молодежи), «Транспорт, логистика, перевозки» и «Розничная торговля» (по 27%), «Административный персонал» (22%) и «Туризм, гостиницы, рестораны» (13%). При этом конкретные специализации, на которые компании готовы брать молодежь, отличаются в зависимости от того, постоянная это работа или подработка.

Так, в рамках постоянного трудоустройства работодатели чаще всего предлагают начинающим специалистам позиции менеджеров по продажам (9,5% вакансий), секретарей или ассистентов (4,0%), поваров (3,7%), учителей (2,1%) и специалистов по подбору персонала (1,8%). В свою очередь, для подработки компании предлагают молодежи вакансии продавцов и кассиров (23,5% вакансий), курьеров (12,2%), операторов call-центров (7,5%), упаковщиков (7,2%), официантов и барменов (6,1%).

«На фоне дефицита молодежи (20-30 лет) конкуренция работодателей за молодые кадры растет и будет расти. Эффект демографической ямы и постепенное «вымывание» молодежи в структуре трудоспособного населения сохранятся как минимум на ближайшее десятилетие. Многие банки, ИТ-компании, консалтинговые агентства и пр. регулярно набирают студентов-стажеров с прицелом на будущее — выращивают из них ценных профессионалов в надежде, что они, проникнувшись корпоративным духом, после окончания учебного заведения продолжат сотрудничество уже на постоянной основе. Также была, есть и остается необходимость во временном персонале. Люди уходят в отпуска и декреты — возложенные на них обязанности сами себя не выполнят. Вот и «объявляются в розыск» переводчики, редакторы, офис-менеджеры, операторы, помощники бухгалтера, ассистенты отдела маркетинга и т.д. Причем каждая из этих временных позиций может стать постоянной — счастье в руках студента. Наконец, в любое время года появляются сезонные предложения: бармены, повара, водители, агенты по продаже недвижимости и пр.», — комментирует Ирина Святицкая, руководитель молодежного направления hh.ru.

Сами начинающие специалисты, которые находятся в поисках постоянной работы на полный день, чаще всего размещают резюме менеджеров по продажам (7,0%), программистов (6,0%), дизайнеров и художников (5,2%), секретарей (3,9%) и менеджеров по работе с партнерами (2,4%). В качестве подработки молодые соискатели обычно выбирают работу продавцами (7,0%), администраторами (6,0%), официантами и барменами (5,0%), курьерами (3,9%), а также упаковщиками (2,4%).

Уровень зарплат, которые работодатели предлагают молодым специалистам, на 11 тыс. руб. ниже, чем в среднем по рынку – 51 тыс. руб. против 62 тыс. руб. По сравнению с началом 2021 года среднее предложение в молодежных вакансиях выросло сразу на 19 тыс. руб.

[1] Аналитики hh.ru выделили ряд признаков у вакансии, которые либо положительно, либо отрицательно влияют на то, будет она считаться подходящей для молодых соискателей или нет. Признаки выбирались экспертным образом, каждый из них имеет число баллов, которые добавляются или отнимаются от итогового коэффициента. Всего в анализ попадает 13 ключевых признаков, среди которых опыт работы, наличие ряда ключевых слов, график, тип занятости и др.

Начать дискуссию