Дисклеймер: в статье я собрал способы для придумывания тем. Здесь не будет конкретных решений — только набор инструментов, который поможет вам придумывать идеи самостоятельно. Если вы хотите найти готовые темы, прочитайте другую статью, которую я подготовил вместе со своей командой: «О чём писать в блоге: топ тем с примерами».
1. Проанализируйте поисковики
Узнайте, что ищет ваша аудитория в интернете. Для этого откройте Яндекс Вордстат или Google Trends и введите запрос, с которым к вам приходят клиенты. Посмотрите, в каких формулировках они это искали, какие похожие запросы предлагают сервисы.
После сбора поисковых запросов подумайте, как превратить их в полезные читателю материалы. Поставьте себя на место пользователя, который вводил эти запросы и представьте, какую статью ему было бы интересно прочесть.
Поисковый запрос | Тема статьи |
Купить фартук для кухни | Как подобрать фартук для кухни, чтобы он был удобным и долговечным |
Современные кухонные гарнитуры | Делаем кухню с современным дизайном: 5 необычных решений |
Вытяжка для кухни | Инструкция: подбираем нешумную и мощную вытяжку для кухни |
Купить кухню недорого | 8 лайфхаков, чтобы сэкономить при покупке кухни |
2. Проведите мозговой штурм с разными обстоятельствами
Иногда придумать идею можно, если посмотреть на привычную проблему с необычной стороны. Представьте себя в других условиях или даже в другом теле: задумайтесь, как свою задачу будет решать человек из этих условий. Напишите об этом, и получится интересный контент.
Чтобы придумывать такие посты, можно менять три обстоятельства:
Время. Подумайте, как ваши товары и услуги могли бы выглядеть в прошлом или будущем. Так можно рассказать о трендах или сделать публикацию об истории.
Место. Расскажите о том, как работает похожий продукт в других локациях. Можно рассказать об аналогичных товарах и услугах в других странах или придумать необычные условия. Например, представить, что стало бы с товаром на дне океана или в космосе.
Личность. Поставьте себя на место другого человека. Отталкивайтесь от его профессии, возраста, пола или культуры. Подумайте, как он бы взаимодействовал с вашей компанией, и напишите об этом.
Например, вы продвигаете пиццерию с собственной доставкой:
Обстоятельство | Тема публикации |
Время | Как готовили пиццу в XVIII веке: рассказываем о технологии и сравниваем с нашей |
Место | Можно ли доставить пиццу на МКС? Разобрались в вопросе и приготовили пиццу в тюбике |
Личность | Как едят пиццу итальянцы: рассказываем об особенностях и традициях |
С помощью такого штурма лучше всего придумывать развлекательные посты, но иногда можно зацепиться и за более сложную мысль.
3. Соберите публикации конкурентов
Посмотрите, о чём пишут другие компании в вашей нише, выделите лучшие публикации. Скорее всего, если конкуренты рассказали о какой-то проблеме, и это зашло аудитории, то контент можно адаптировать и для вашего бизнеса.
Важно: адаптация ≠ копирование. Не стоит бездумно повторять за другими компаниями. Возьмите основную идею хорошего поста конкурента и расскажите своими словами. С собственными фишками, уникальным опытом и внутренней статистикой.
Собрать публикации можно вручную или с помощью сервисов аналитики. Самые доступные по ценам и сложности — инструменты аналитики соцсетей. Они автоматически выгружают записи одного или нескольких аккаунтов за указанный период и подводят статистику. После достаточно взять самые эффективные по показателям записи и выбрать те, которые можно адаптировать для вашего бизнеса. Для таких целей подойдут Pospters или JagaJam.
4. Найдите отзывы
Почерпнуть идеи можно из отзывов. Притом как из своих, так и от конкурентов. Отзывы хороши по двум параметрам:
Вас в них хвалят. Можно узнать о том, за что вас ценят клиенты и написать об этом в отдельной публикации. Преимущества стоит раскрыть завуалированно: это покупателям можно вас хвалить, а если будете делать это сами, получится хвастовство.
Вас в них ругают. По отзывам можно выявить уязвимости компании — те особенности, которые отталкивают потенциальных покупателей. Об этих проблемах стоит рассказывать в постах: показывать их незначительность или объяснять, как с ними бороться.
5. Изучите документы компании
Из внутренних регламентов, инструкций и договоров можно узнать неочевидные факты, которые можно рассказать аудитории. С их помощью получится подтвердить профессионализм или рассказать о материалах, из которых производите товары.
Документ | Тема публикации |
Договор на закупку сырья для производства мебели | Всегда ли ДСП выделяет фенол? Разбираемся на примере нашей эко-мебели |
Скрипт для операторов техподдержки | Как мы работаем с проблемами клиентов: 4 главных правила |
Отчёт по тратам за прошедший месяц | Почему наши товары дешевле, чем у конкурентов: рассказываем, на чём экономим |
Самое главное — не переборщить. Если делаете публикации не для своего бизнеса, а на заказ, обязательно проконсультируйтесь с руководителем компании. Лучше уточнить, о чём можно рассказывать, а какие темы лучше не раскрывать.
6. Поговорите с сотрудниками техподдержки и отдела продаж
Агенты техподдержки и продажники много знают о проблемах клиентов. Они отрабатывают возражения, работают над убеждением потенциальных покупателей, решают трудности, которые возникают при обращении с товарами и услугами.
Что можно узнать и как работать с информацией:
Тезисы, которые побуждают покупателей к покупке. Об этих преимуществах рассказывать в публикациях.
Возражения, которые удерживают покупателей от покупки. Их можно отработать в постах и статьях: объяснить, почему на проблемы можно закрыть глаза, рассказать, как справиться с недостатками.
Проблемы, которые возникают в процессе. Читателей можно научить, как справляться с дефектами продукта самостоятельно. Это немного разгрузит техподдержку и успокоит тех, кто переживает, что ему попадётся проблемный товар.
7. Создайте форму для вопросов
Запустите сбор вопросов от читателей. Их можно собирать в специальном обсуждении в соцсетях, брать из комментариев или сделать форму на сайте, Google Forms или Яндекс Формах. Так вы сможете поставить контент на поток — достаточно только напоминать читателям, что они могут присылать свои вопросы.
8. Заведите темник
Иногда идеи приходят спонтанно. Чтобы их не терять, заведите темник — хранилище идей для публикаций. В нём фиксируйте темы, которые приходят в голову. Позже их можно докрутить и превратить в полноценный материал.
Несколько правил, чтобы составить темник:
Сделайте его простым, без премудростей. Рабочий минимум — заметка в телефоне, в которую легко внести новую идею. Если сделаете структуру слишком сложной, высокий риск, что лень пересилит вдохновение.
Обеспечьте к темнику простой доступ. Подберите такой инструмент, которым можно воспользоваться в любой момент. Например, онлайн-редактор для документов, к которому можно подключиться с любого устройства.
Если работаете в команде, позаботьтесь, чтобы к темнику имели доступ все сотрудники. Так каждый самостоятельно сможет вносить тему, а не ждать, когда это сделает владелец документа.
Для составления темника удобно использовать гугл-документы или Notion. Я даже создал удобный шаблон, чтобы фиксировать идеи в Notion — можете забрать и пользоваться.
Когда тем скопится достаточно много, организуйте их в контент-план. О том, как это сделать, рассказываем в отдельной статье: «Как составить контент-план для соцсетей или блога».
Начать дискуссию