Общество

Деньги под присмотром: как научить ребенка тратить деньги

Свыше половины российских родителей учат своих детей грамотно распоряжаться бюджетом: рассказывают, как вести учёт доходов и расходов, объясняют, откуда берутся деньги, как их откладывать. Как научить этому своего ребенка рассказывает исполнительный директор СберНПФ Алла Пальшина.

Формировать доверие

Первое, что необходимо осознать родителю, — необходимость соблюдать баланс контроля и свободы. Тотальный контроль чреват тем, что ребенок может начать обманывать, а подростки зачастую делают это мастерски.

Школа — это место, где контролировать траты как правило сложно. А если ребенок расплачивается в школе наличными, — то и вовсе невозможно.

Сформировать доверительные отношения помогут открытые и честные разговоры о том, какие траты можно отнести к вредным, а какие — к полезным, — и спокойная реакция на слова и действия ребенка. Опыт воспитания собственных детей показывает, что в будущем это окупается.

Дети хорошо понимают причинно-следственные связи. Например, можно объяснить ребенку, что от чипсов может заболеть живот, а от шоколада — зубы. При этом неумеренное потребление таких продуктов может навредить самочувствию и здоровью:

«Сейчас у тебя болит живот, тебя тошнит. Наверное, до этого ты съела шоколад, чипсы и запила их газировкой. Ты можешь их есть, но делать это лучше в меньших количествах и не вместе, а отдельно: сегодня шоколадка, завтра —  чипсы, послезавтра —  газировка. Но пока тебе плохо, от них лучше воздержаться».

О допустимых и недопустимых тратах следует договариваться «на берегу». Это всегда вопрос доверия между родителем и ребенком. Важно, чтобы договоренности соблюдали обе стороны. Обладая властью над ребенком, у родителя, конечно, есть возможность поступать так, как ему вздумается. Однако в родителях дети видят пример для подражания. Нарушение взрослыми установленных договоренностей чревато снижением уровня доверия к ним со стороны ребенка. В худшем случае детям начнет казаться, что договоренность — это нечто необязательное, нет смысла договариваться с тем, кто может по собственному желанию её отменить, причём без последствий.

Если вы обнаружили, что ребенок нарушил договоренности по тратам, будет разумно, если наказание будет соответствовать масштабу нарушения. Например, ребенок купил чипсы или газировку. На это можно ответить так: «Я тебе доверил (а) выбор, что покупать из обсужденного списка, однако вижу, что пока тебе сложно соблюдать договоренность. Поэтому весь следующий месяц я буду покупать тебе еду в школу. Причём именно на те деньги, которые ты ранее получал (а) для этой цели». Таким образом наказание имеет прямую связь с нарушением, у ребенка возникает понимание, за что его лишают карманных денег или уменьшают их сумму. 

Онлайн-траты — только вместе

Я не рекомендую позволять ребенку совершать онлайн-покупки как минимум до появления у него собственных денег. Например, до появления подработки. В то же время, стоит подключать детей к совместному онлайн-шопингу. Приведу пример. Периодически я заказываю еду онлайн. Мой четырехлетний ребенок может выбрать, что ему хочется, однако саму оплату провожу именно я. Детям постарше можно позволить изучить сайт: например, где можно посмотреть фрукты, где сладкое, что сколько стоит, сколько штук есть в наличии, как отображаются товары, которых нет в продаже. Таким образом, ребенок получает представление, что покупку можно совершать онлайн, но доступа к карте у него нет — это зона ответственности родителя. Игрушки же, на мой взгляд, стоит покупать оффлайн, чтобы ребенок мог ее потрогать, подержать в руках, и определиться, точно ли она ему нравится или нет.

Если же позволить ребенку покупать онлайн самостоятельно, родители рискуют столкнуться с тем, что их карта (или детская карта, если она у ребенка все-таки есть) будет опустошена. Ведь на маркетплейсах столько соблазнов — и дети могут потратить все деньги. Ребятам постарше можно позволить совершать онлайн-покупки через родительский аккаунт, предварительно договорившись о допустимом размере трат.

Еще одна проблема — фишинговые сайты. Злоумышленники научились мастерски подделывать сайты интернет-магазинов и маркетплейсов, даже самых крупных и известных. Маленький ребенок едва ли сможет отличить сайт добросовестных продавцов от мошеннического. Даже взрослые люди по невнимательности могут сплоховать. 

До старших классов — только наличные

Наличие детской карты, безусловно, помогает отслеживать процесс трат. Но я не рекомендую оформлять детям карту до тех пор, пока им не исполнится 12-13 лет. На мой взгляд, именно в этом возрасте формируютсяустойчивые навыки обращения с финансами и понимание, что надо соблюдать лимиты, даже если у тебя есть доступ к крупной сумме денег. Я оформила банковскую карту своему старшему ребенку, когда он пошел в восьмой класс.

Пока ребенок маленький, он может не ощущать лимита на карте, зато быстро поймет, что после прикладывания карты из вендингового автомата выпадет шоколадка, а продавец даст нужный товар. Поэтому ему не доверишькарту с суммой в несколько десятков тысяч рублей.

В то же время более взрослого ребенка можно научить тратить только часть, даже если у него на руках больше. Когда он научился обращаться с деньгами, когда понимает, что тратить можно только оговоренную сумму — здесь начинается работа не просто с деньгами, а уже с бюджетом. Это уже следующий уровень.

До подросткового возраста я рекомендую давать детям наличные и совершать траты, в том числе в физических магазинах, только вместе — под присмотром родителей.

Деньги желательно давать прямо в руки и оговаривать, куда они могут пойти — на бытовые траты или в накопления. Наличие физического контакта дает ощущение денег и понимание их стоимости— 50 руб., 100 руб. Если у ребенка есть копилка, он может складывать туда деньги, пересчитывать их, обменивать на более крупные или мелкие купюры.

Понимание того, что у денег может быть разный номинал, тоже приходит не сразу. Вначале «пять денежек по 100 рублей» могут казаться ребенку большей суммой, чем одна денежка в 500 рублей». Родитель же на примере физических денег может наглядно объяснить, что такое номинал. Далее ребенок осознает наличие «ухода денег» в магазине, буквально передавая их в руки продавцу, и учится считать сдачу — чего не происходит, когда он расплачивается картой.

Еще одна причина, по которой ребенку как минимум до достижения подросткового возраста не стоит оформлять карту, — родителю не придется решать проблему потери карты. Маленькие дети — как минимум до третьего класса — могут потерять все, что угодно: учебники, тетради, ручки, вплоть до телефона. Что говорить о маленькой пластиковой карточке. Одно дело, когда ребенок потерял купюру в 100 рублей, другое — банковскую карту, которую родителям придется перевыпускать.

Перевыпуск карты — это трудозатраты. Столкнувшись с этим, родители зачастую ругают ребенка, требуют от него быть более организованным. И это для него стресс. На мой взгляд, не стоит создавать эту дополнительную нагрузку в раннем возрасте, пока он только учится обращению с деньгами.

Когда ребенок становится постарше, более ответственным и организованным — не теряет учебники, не теряет телефон, — уже тогда ему можно дать и карту. Но опять же, это должна быть отдельная детская, а не родительская, карта.

Комментарии

2
  • Татьяна

    Детей конечно же надо учить грамотно распоряжаться деньгами (а не тупо тратить). Но для этого самому надо уметь. Проблемы с этим очень у многих вполне себе взрослых людей