Ведение бизнеса

Основы стратегического планирования. Этапы, методы и программы

Современные руководители пользуются различными технологиями, сервисами, инструментами, но условно их можно разделить на две категории. Во-первых, это методологии, которые уже были испробованы и доработаны в других компаниях. Во-вторых, это софт, приложения и другие продукты для автоматизации различных процессов.
Основы стратегического планирования. Этапы, методы и программы

Незаменимым помощником являются сервисы для планирования задач, создания проектов, контроля текущего прогресса всего персонала.

Теоретическое планирование

Начнем с определения.

Стратегическое планирование — это процесс создания и претворения в жизнь программ и мероприятий, направленных на выполнение поставленных задач.

Зачастую стратегическое планирование не имеет четкой детализации, не прорабатывается каждый шаг, определенные сроки и исполнители для конкретной задачи. Продумывание таких действий необходимо для установки общего вектора движения, обрисовки единой глобальной цели.

В компаниях также могут использовать оперативное и бизнес-планирование. Они помогают лучше детализировать задачи, вносят необходимые уточнения.

Для стратегического (как и в других вариантах планирования) существует пять основных этапов:

  1. Анализ среды.

  2. Постановка цели.

  3. Выбор стратегии, разработка плана.

  4. Реализация выбранной стратегии.

  5. Контроль, оценка.

В качестве исходных целей стратегическое планирование может опираться на основную миссию/цель предприятия.

Методы стратегического планирования

К самым распространенным подходам, которые уже показали себя в деле и доказали свою эффективность в бизнесе, обычно относят:

  • Анализ PEST (он же STEP). Охватывает все факторы внешней среды любой компании: социум (S), технологии (T), экономика (E) и политика (P). Иногда используется PESTLE-подход, где к анализу STEP добавляются правовые и этические аспекты. Могут учитываться такие элементы внешнего мира, как инфляция, спрос на кадры, подорожание сырья, увеличение или уменьшение проблем в выбранной сфере.

  • SWOT-анализ. Довольно популярный подход в последние годы. Подобный вариант помогает рассмотреть слабые и сильные стороны с учетом внешних возможностей, угроз, рисков. Методология пользуется спросом благодаря своей гибкости и «легкой настройке» — ее можно адаптировать практически под любые цели. Хотя есть и существенный недостаток: итоговый анализ сильно зависит от профессионализма специалиста, который проводит исследование.

  • Сценарное планирование. Чаще всего фигурирует в военном деле: помогает рассматривать с разных сторон конфликты, учитывать расстановку сил, предугадывать исход событий. Для предприятий такой формат планирования поможет предусмотреть несколько сценариев для дальнейшего развития. Обычно используют блок-схемы, показывающие подробный переход с уточнением стадий. Сценариев может быть как несколько, так и больше десяти. В качестве главного выбирается оптимальный и наиболее вероятный, отталкиваются от целей планирования и основных факторов.

  • Анализ пяти сил Портера. Интересный подход, разработанный американским финансистом. Суть методики — в рассмотрении сфер внутри отрасли по пяти ключевым силам: риск появления новых игроков, угроза товаров-заменителей, спрос у потребителей, рыночное влияние поставщиков и уровень конкуренции.

  • Матрица BCG (Growth–Share Matrix). Иногда может быть представлена в виде диаграмм и кривых, которые наглядно демонстрируют связь между ростом спроса и долей рынка. При попадании продукта в один из четырех секторов выстраивается план для дальнейшей работы над ним. Выделяются следующие типы продуктов: «звезды», «дойные коровы», «темные лошадки», «мертвый груз». Формулировки разные, но смысл один.

  • Адаптивная оценка (Responsive evaluation). Дает предварительную оценку запланированных действий с учетом обратной связи от аудитории. Может быть полезна при проверке разных гипотез.

  • Сбалансированные системы показателей (BSC) и стратегические карты (диаграммы для BSC). В отличие от других подходов стратегического планирования, имеют сжатый набор ключевых показателей для отслеживания. Основная цель подхода — управление результативностью.

Программы для стратегического планирования

Не всегда стратегическое планирование — это исключительно короткий список тезисов на бумаге. Для многих руководителей проще разбивать глобальную цель на выполнимые и небольшие задачи, по выполнению которых можно отслеживать общий курс компании.

Для создания и контроля над подобными маленькими задачами нужен удобный сервис. Платформа должна быть проста в освоении, иметь ряд инструментов для всей команды, предлагать гибкие настройки (чтобы каждый работник смог настроить под себя).

Чтобы руководитель смог следить за выполнением поставленных задач, планировать новые проекты и корректировать при необходимости вектор движения по текущим целям.

Выбирайте сервисы, где:

  • есть мобильное приложение для упрощения взаимодействия;

  • ряд функций для автоматизации процессов;

  • легко планировать задачи разного формата: от календарей до канбан-досок и сетевых графиков;

  • удобная коммуникация между всей командой при работе;

  • наглядное отслеживание проекта;

  • текстовые и аудиозаметки для планирования;

  • календари с контролем сроков и загруженностью сотрудников;

  • экспорт задач в другой формат (при необходимости).

Начать дискуссию

ПВЗ и маркетплейсы: партнеры или противники

Летом 2023 года были приняты Стандарты по взаимодействию маркетплейсов с пунктами выдачи заказов (ПВЗ), чтобы в рамках саморегулирования стороны могли наладить отношения.

ПВЗ и маркетплейсы: партнеры или противники

Перенос майнинга в правовое поле обеспечит бюджету 50 млрд рублей в год

Майнеры могут принести около 240 млрд рублей чистой ликвидности в цифровых валютах.

Импорт

Вырос спрос на услуги по финансовому сопровождению импортеров

Участники внешнеэкономической деятельности выбирают компании с официальным представительством в Китае, чтобы избежать проблем с оплатой поставок.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Майнеров и нотариусов обязали соблюдать антиотмывочный закон

Сведения о подозрительных операциях майнеры и нотариусы будут передавать в Росфинмониторинг.

Права потребителей

Оформление уголка потребителя

Оформление уголка потребителя — специально организованное место, где потребители могут получить информацию о товарах и услугах, а также о правах и защите своих интересов.

Кто и как должен применять ПБУ 18/02

Разбираемся, кто и зачем должен применять ПБУ 18/02.

Кто и как должен применять ПБУ 18/02
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Что включить в декларацию по прибыли налоговым агентам

Налоговым агентам обязательно нужно заполнить подраздел 1.3 раздела 1 и Лист 3 декларации по налогу на прибыль. Сдать документ нужно до 25 июля.

Незаконные комиссии: спор ради спора?

Я все еще про налоги. В одном профильном чате наткнулся на многостраничный спор и, пока не разобрался, думал, что коллеги спорят о том, что банки незаконно взимают деньги за что-то. Например, за то, что ты со своего ИП слишком много хочешь вывести прибыли от деятельности на личный счет. Но нет, речь шла о тех самых налоговых комиссиях.

Незаконные комиссии: спор ради спора?

Средства на ИИС-3 будут застрахованы аналогично вкладам

В случае банкротства финансовой организации инвесторы смогут вернуть свои сбережения.

Введение больших оборотных штрафов за утечку персданных пока под вопросом

Организациям будет проще отдать деньги вымогателям, чем заплатить оборотный штраф за утечку персональных данных клиентов.

Инвестиции

Как откладывать 200–300 тысяч рублей в месяц, а главное зачем?

Каждый раз, когда я пишу о том, что инвестировал за месяц 200 000 рублей, многие интересуются, как вообще так бывает, где столько платят и кем нужно работать, чтобы зарабатывать столько, чтобы была возможность откладывать больше, чем тратить. Ок, отвечаю.

Как откладывать 200–300 тысяч рублей в месяц, а главное зачем?

Утренний бухгалтер № 5686. Завтра — последний день сдачи налоговых отчетов в июле: проверьте себя

До 25 июля включительно 2024 года организации и ИП должны успеть сдать отчетность по налогам.

Банки

Отнесение бизнеса к высокому риску можно будет оспорить в ЦБ, который его присваивает

Банк России будет самостоятельно рассматривать заявления о пересмотре рейтинга компании на платформе «Знай своего клиента». Пока что заявки принимают межведомственная комиссия и Росфинмониторинг.

Маркетплейсы

Татьяна Бакальчук: я подтверждаю начало бракоразводного процесса

«Я не заложница, ни от кого не прячусь»: Татьяна Бакальчук опубликовала видео после заявлений о «рейдерском захвате» Wildberries.

8
Обзоры новостей

Отмена транспортного налога, вычеты для самозанятых, налог на бедных в финансовом обзоре

Ключевые налоговые события.

Селлеры наблюдают с тревогой за ситуацией с Wildberries. Приняли закон с изменениями в налоговой политике. 💣«Ночной бухгалтер» № 1730

День вышел насыщенным - обсуждали скандал вокруг объединения Wildberries и Russ, обсуждали налоговые проверки, приняли в третьем чтении закон по реализации основных направлений налоговой политики на 2023-2025 годы.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
НДС

Осталась неделя, чтобы продавцам из ЕАЭС встать на налоговый учет в РФ

Если компания из ЕАЭС продает товары через интернет на территории РФ, ей нужно зарегистрироваться в налоговой и платить НДС в России.

НК РФ

❗❗❗ Госдума приняла масштабный закон с множеством изменений и новшеств в налоговой политике 2023-2025

Принятый сегодня ГД в окончательном третьем чтении закон по реализации основных направлений налоговой политики на 2023-2025 годы уточняет законодательство по отдельным налогам и сборам, а также содержит ряд новаций в НК по совершенствованию и упрощению налогового администрирования.

2
Банки

Финансовый результат большинства российских банков за первое полугодие 2024 оказался хуже, чем в 2023

На финансовый результат негативно влияет высокая ключевая ставка и увеличение доли проблемных активов. А следовательно, дополнительных резервов.

Интересные материалы

Маркетплейсы

96% продавцов маркетплейсов переживают о предстоящих законодательных изменениях в электронной коммерции

Партнеров маркетплейсов беспокоят растущие требования к маркировке и сертификации товаров. Однако большинство предпринимателей не собираются уходить из сферы e-commerce.