ЭДО

Системы СЭД: виды, особенности и преимущества

Каждый руководитель хотя бы раз слышал или читал о внедрении электронной системы документооборота (СЭД), о том, как это упрощает оформление электронных документов. Эта статья рассказывает, что такое СЭД на самом деле, и о связанных с ней терминах, таких как КЭП и ЭП.
Системы СЭД: виды, особенности и преимущества

Что такое СЭД

Это аппаратно-программный комплекс, способный заменить на предприятии стандартную бумажную волокиту. С помощью СЭД можно осуществлять процессы составления, учёта и донесения данных до ответственных сторон, быстро делать рассылки, контролировать выполнение задач и многое другое. За рубежом похожие системы используются под названием ECM (Enterprise Content Management). Они управляют контентом компании, включая сами электронные документы, работу с ними сотрудников, медиаконтент и т. п.

Чтобы система электронного документооборота полноценно работала в рамках одного предприятия или служила способом взаимодействия предприятий между собой, необходимо начать с внедрения электронных документов. При этом, ЭД — не только файл с возможности редактирования в текстовых редакторах, это файл, данные в котором нельзя поменять, если он подписан электронной подписью.

Виды электронных подписей

Электронная подпись (ЭП) — уже давно вошедший в нашу жизнь атрибут, который гарантирует целостность содержимого файла и хранит данные о лице, подписавшем данный документ. Для защиты информации в файле подписи используются особые криптографические средства. К цифровой подписи сегодня прибегают и предприниматели, и частные лица. Она не только защищает содержимое документа от изменений, но и даёт проверить, кто именно его подписал.

Поскольку систем шифрования много, а цифровые подписи применяются не только в рамках одного или нескольких частных предприятий, но и во многих государственных структурах, введены такие виды цифровых подписей, как:

  • ЭП (простая электронная подпись);

  • КЭП (квалифицированная электронная подпись);

  • УКЭП (усиленная квалифицированная цифровая подпись).

Они отличаются между собой степенью защиты данных и сложностью шифрования ключа. Простая электронная подпись — это особый сертификат, хранящийся в облаке, который достаточно просто получить на основании логина и пароля, а также кода из SMS-сообщения. Это самый простой вариант подписи, позволяющий лишь определять данные отправителя документа.

Более подходящим вариантом для бизнеса является усиленная квалифицированная подпись, которая формируется при помощи криптографических средств и обеспечивает документам защиту от исправлений. Она удостоверяется в специальном сертифицированном центре, а при её проверке видны документы, подтверждающие личность, или документы компании, когда КЭП выдана на юридическое лицо. С её помощью сдаются отчётности в налоговую, кроме того, имея КЭП можно принять участие в электронных торгах, использовать маркировку «Честный знак» и т. д.

Неквалифицированный вариант подписи в ряде ситуаций не имеет юридической силы. Для использования такой подписи нужно отдельно заключать соглашения с каждым из контрагентов. И даже в этом случае могут быть проблемы при разбирательствах, например, в налоговых спорах. Поэтому многие применяют усиленную цифровую подпись (УКЭП), получая сертификат у аккредитованного удостоверяющего центра.

Такой тип подписи приравнивается к подписи руководителя компании, сделанной вручную. Она является полноценным аналогом собственной подписи и её невозможно подделать, а поставить её на документе может только её владелец. Но поскольку для доступа к носителю требуется установка специальных программ и применение аппаратных средств криптографической защиты информации, в небольших копаниях такой вид подписи применяется редко.

Системы автоматизации документооборота

Нужно отметить, что программные комплексы типа IBM Lotus Notes с электронными подписями не работают, поэтому полноценную СЭД здесь организовать не получится. Необходимы специальные системы управления документами (DMS) — программные комплексы, которые могут взять на себя массу рутинных задач: хранение и согласование документов, ознакомление с ними ответственных сотрудников, контроль за исполнением, совместная работа сотрудников над содержимым документов, ведение бизнес-переписки, составление и обслуживание рабочих календарей и т. д. Большинство DMS-систем интегрируются с ECM-системами.

Преимущества использования СЭД

Перечислим главные преимущества перехода с бумажного на электронный документооборот. Это прежде всего экономия денег, которая выражается не только в понижении трат на бумажные носители, печатающую технику, почтовые услуги и организацию архива для хранения бумаг.

Использование ЭДО существенно ускоряет течение всех бизнес-процессов — от формирования документов внутри компании и их согласования до обмена важной информацией с партнёрами и контрагентами. Рост оборотов ресурсов приводит к более эффективной работе бизнеса. Причём формирование документов в электронном виде помогает сократить трудозатраты и избежать ошибок на всех этапах оформления документов. Ещё такой формат повышает ответственность сотрудников фирмы, ведь начальство в любой момент может проверить готовность документов.

Следует заметить, что для многих предпринимателей переход на электронный формат документооборота — это всего лишь расширение уже привычного списка процедур. Многие организации уже давно предоставляют отчётность в налоговую в электронном формате.

Индивидуальные предприниматели тоже уже давно заполняют декларацию по НДС онлайн. В итоге с таким понятием, как «электронный документооборот», знакомы многие. Задача состоит в том, чтобы перевести в онлайн взаимоотношения не только с государственными службами, но и с партнёрами, клиентами, контрагентами. Перечислим и другие преимущества, которые имеют значение:

  • меньше тратится времени на согласование и подписание документов;

  • прозрачнее становятся все процессы, связанные с документооборотом, ведь система моментально показывает информацию о том, кто, что и когда оформил и подписал;

  • быстрее решаются задачи организации и дисциплины, доставки документов;

  • снижаются риски ошибок, ведь в электронном виде легко отслеживать неверно заполненные ЭД;

  • цифровые документы не выцветут со временем, не сгорят и не потребуют архива для хранения;

  • сотрудники организации не смогут прочитать и исправить те файлы, к которым у них нет доступа, что повышает конфиденциальность;

  • статистика различных действий с документами ведется и сохраняется автоматически;

  • обеспечивается высокий уровень безопасности данных, по сравнению с бумажным носителем.

Еще одним важным достоинством является то, что электронный документ сложно потерять. Поэтому один из недостатков СЭД, которого опасаются некоторые бизнесмены, это потеря данных из-за сбоя в программе, перебоев с интернетом или пожара. Нужно напомнить, что при пожаре пострадают и бумажные носители, без возможности восстановления. А электронные данные вполне возможно восстановить и застраховаться от такой проблемы поможет обычное резервное копирование файлов.

К другим недостаткам, которые выделяют предприниматели, относится то, что программные комплексы требуют затрат на покупку, однако этот вопрос решается работой на облачном сервисе с подключением подписки. Также требуется обучение новому алгоритму работы сотрудников, которые привыкли работать с бумагами. В некоторых случаях, если рядовые работники ещё не привыкли к цифровым технологиям, это может быть не просто. Для внедрения полноценной СЭД-системы нужно будет также вложиться в аппаратные средства криптографической защиты.

Решают проблему безопасности токены с ключами, особенно если они защищены личными PIN-кодами. Перед тем как начать переводить свой бумажный документооборот в цифровой формат, нужно анализировать уже существующий порядок работы с данными и устранить возможные недостатки. Поначалу полностью отказаться от использования бумажных носителей будет сложно, поэтому трат на покупку и обслуживание принтеров в первое время не избежать.

Для корпоративного использования будет вполне достаточно доступной по цене DMS-системы, совмещенной с BPM (система контроля и управления проектами). Если вы планируете участвовать в торгах, работать с ЭПЦ, обмениваться документами с партнёрами, то нужно внедрить полноценную СЭД. Все процессы в компании заметно ускорятся, что приведет к повышению эффективности вашего бизнеса в целом.

Начать дискуссию

Татьяна Бакальчук: я подтверждаю начало бракоразводного процесса

«Я не заложница, ни от кого не прячусь»: Татьяна Бакальчук опубликовала видео после заявлений о «рейдерском захвате» Wildberries

Отмена транспортного налога, вычеты для самозанятых, налог на бедных в финансовом обзоре

Ключевые налоговые события

Селлеры наблюдают с тревогой за ситуацией с Wildberries. Приняли закон с изменениями в налоговой политике. 💣«Ночной бухгалтер» № 1730

День вышел насыщенным - обсуждали скандал вокруг объединения Wildberries и Russ, обсуждали налоговые проверки, приняли в третьем чтении закон по реализации основных направлений налоговой политики на 2023-2025 годы.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
НДС

Осталась неделя, чтобы продавцам из ЕАЭС встать на налоговый учет в РФ

Если компания из ЕАЭС продает товары через интернет на территории РФ, ей нужно зарегистрироваться в налоговой и платить НДС в России.

НК РФ

❗❗❗ Госдума приняла масштабный закон с множеством изменений и новшеств в налоговой политике 2023-2025

Принятый сегодня ГД в окончательном третьем чтении закон по реализации основных направлений налоговой политики на 2023-2025 годы уточняет законодательство по отдельным налогам и сборам, а также содержит ряд новаций в НК по совершенствованию и упрощению налогового администрирования.

1

Финансовый результат большинства российских банков за первое полугодие 2024 оказался хуже, чем в 2023

На финансовый результат негативно влияет высокая ключевая ставка и увеличение доли проблемных активов и, следовательно, дополнительных резервов.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Маркетплейсы

96% продавцов маркетплейсов переживают о предстоящих законодательных изменениях в электронной коммерции

Партнеров маркетплейсов беспокоят растущие требования к маркировке и сертификации товаров. Однако большинство предпринимателей не собираются уходить из сферы e-commerce.

Маркетплейсы

Wildberries сменил юридическое лицо

ООО «Вайлдберриз» сменил юридическое лицо маркетплейса на ООО «РВБ».

УК РФ

За участие в нежелательных иностранных организациях можно получить уголовную ответственность

До четырех лет лишения свободы можно получить за участие в работе иностранной компании, которую признали нежелательной в России.

Ведение бизнеса

Nestle не будет производить KitKat в России

Швейцарская компания опровергла слухи о том, что в Перми снова запустят производство шоколада под брендом KitKat.

Бесплатно с Увольнение

Почему нельзя уволить сотрудника из-за прекращения договора с контрагентом: последствия

Работодатель хочет подстраховаться и ограничить срок трудовых договоров сроком отношений с контрагентами, чтобы не вести бизнес в убыток. Разбираем, почему это незаконно и во что может вылиться. 

Почему нельзя уволить сотрудника из-за прекращения договора с контрагентом: последствия
Воинский учет

Компании будут информировать военкоматы о сотрудниках, которые не встали на воинский учет

Работодатели будут отправлять документы о сотрудниках в военкомат через Госуслуги и Реестр воинского учета.

Я так больше не могу: как избежать выгорания на работе

Как избежать выгорания на работе и что делать, если все же вы ощущаете его уже долгое время, разберем в статье.

Я так больше не могу: как избежать выгорания на работе

Какие изменения будут приняты для ИП на УСН с 2025 года

Помимо уже принятых изменений в НК с 2025 года готовятся отдельные поправки для ИП, работающих на УСН и ПСН.

Какие изменения будут приняты для ИП на УСН с 2025 года
Пенсии

Уход за пенсионером: как получить компенсацию и пенсионные баллы

Некоторые граждане могут официально оформить уход за пожилым человеком и получить ежемесячную компенсацию и пенсионные баллы за это. Рассказываем, кто может оформить уход за пенсионером, что для этого нужно и какой стаж в этом случае положен.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Банки

В мобильных приложениях трех банков произошел сбой

Клиенты Росбанка, Россельхозбанка и Райффайзенбанка не могут пользоваться мобильными приложениями. Кредитные организации могли стать жертвами хакерских атак.

НДС

Как организовать раздельный учет НДС по основным средствам

Если основные средства используется одновременно для облагаемых и необлагаемых НДС видов деятельности, нужно вести раздельный учет входного НДС, чтобы правильно применять вычеты.

Как организовать раздельный учет НДС по основным средствам
Миграционный учет

Полиция будет высылать мигрантов за нарушение законов РФ

Раньше решение о высылке иностранцев-мигрантов принимал суд. Срок временного пребывания в РФ без визы сократят со 180 до 90 дней.

Маркетинг

Практический гайд по применению нейросети ChatGPT в работе маркетолога

В этом материале расскажем как превратить нейросеть в незаменимого помощника (да, это возможно), который возьмет часть вашей работы на себя.

Интересные материалы

Маркетплейсы

Отказное письмо на товар

Для создания и реализации товара, который по закону должен быть сертифицирован или декларирован, необходимо получать специальный документ — сертификат (или декларацию) соответствия. На продукцию, не подлежащую сертификации, нужно оформить письмо, в котором будет сказано, что сертификат не требуется.

Отказное письмо на товар