Ведение бизнеса

Основные причины неудач стартапов. Почему некоторые проекты «умирают» еще на этапе реализации?

Стартап сегодня воспринимается в качестве перспективного проекта, способного принести выгоду, но значительная их часть заканчивается неудачей. Одни проекты «умирают» еще на этапе реализации, другие сталкиваются с непреодолимыми сложностями уже в процессе работы.
Основные причины неудач стартапов. Почему некоторые проекты «умирают» еще на этапе реализации?
Основные причины неудач стартапов

Чтобы исключить подобное развитие ситуации, необходимо понять, с какими проблемами чаще всего сталкиваются владельцы стартапов и как их избежать, чтобы бизнес стал действительно успешным.

Причины неудач

Большая часть причин находится на поверхности, но в процессе анализа еще до запуска проекта о них почему-то не вспоминают.

Наиболее распространенные причины:

  • Отсутствие интереса к идее со стороны потребителей или потенциальных инвесторов. Со временем ситуация на рынке может меняться, а вместе с ней меняется и актуальность предложения.

  • Отсутствие финансирования. Любая идея способна заработать только при наличии денежных средств на ее практическую реализацию, без этого самый перспективный стартап обречен на провал.

  • Разногласия в команде. Не менее распространенная причина, когда несколько организаторов не способны договориться между собой, поделить должности, будущие доходы и так далее.

  • Высокая конкуренция. Выход в сегменты рынка с высоким уровнем конкуренции всегда оказывается проблемным, необходим поиск ниш, где еще существует возможность легко отхватить свой кусок.

  • Проблемы ценообразования. Завышенные цены на собственный продукт или невозможность их опустить из-за высоких издержек приводят к отсутствию спроса со стороны потенциальных потребителей.

  • Неудачный продукт. Далеко не каждый созданный продукт находит положительные отклики среди целевой аудитории, даже самая перспективная разработка может остаться непонятой.

  • Отсутствие обоснования бизнес-модели. Игнорирование требований заблаговременно рассчитать величину затрат и потенциальных доходов приводит к появлению проектов, экономически недееспособных.

  • Проблемы маркетинга. Ошибочный выбор стратегий маркетингового продвижения, не позволяющий охватить необходимую для успеха целевую аудиторию, не дает возможности достичь необходимых объемов продаж.

  • Ошибки в работе с клиентами. В любом бизнесе клиенту принадлежит центральное место, именно он платит деньги. Ошибки в выстраивании взаимоотношений с ним приводят к отсутствию входящего денежного потока.

  • Поздний выход на рынок. Любая инновационная идея имеет собственный жизненный цикл, и опоздавший всегда проигрывает. Рынок уже поделен между другими, у клиента продукт уже не вызывает восторга и так далее.

Другие причины неудач стартапов, встречающиеся не так часто, но все же актуальные в настоящее время:

  • Потеря фокуса. Необходимо постоянно понимать вектор своего развития, оперативно корректируя его с учетом изменяющейся ситуации во внешней среде. Несоответствие времени станет причиной проблем.

  • Конфликт с инвесторами. Владельцы капитала имеют свои интересы, которые не всегда совпадают с мнением и позицией авторов проекта. Появление разногласий способно стать основанием для вывода средств из проекта.

  • Утеряна идея. Отход от первоначальной идеи и философии реализации проекта способен стать причиной для его постепенного сворачивания. Это произойдет не моментально, но довольно быстро.

  • Недостаточный интерес. Успешная реализация стартапа возможна только за счет огромного стремления авторов идеи добиться результата. Недостаточная напористость не позволяет добиться результата.

  • Ошибки географии. Зачастую на пути реализации перспективной идеи становится игнорирование географических нюансов, например климата, культуры и традиций населения, языковых различий и так далее.

  • Потеря интереса инвесторами. Переключение владельцев капитала на другие, более перспективные для них проекты приводит к возникновению дефицита финансов и сворачиванию стартапа.

  • Юридические ошибки. Неправильное оформление юридической документации на открытие или ведение бизнеса и иные проблемы, связанные с законностью, гарантированно хоронят любую перспективу.

  • Недостаточное использование связей. Реализация любого проекта требует их широкой огласки в обществе и продвижения, в том числе за счет существующих формальных и неформальных связей.

  • Выгорание коллектива. В данном случае речь идет не только об эмоциональной составляющей деятельности, но и о профессиональной, например потере компетенций или неспособности освоения новых навыков.

Существует также целый пласт проблем, способных привести к неудаче стартапа, лежащих в плоскости непосредственной организации бизнеса. Среди них стоит отметить:

  • Ошибки в организации рабочего процесса, режима труда и так далее. Например, перевод на удаленную работу способен разрушить даже самый устоявшийся коллектив, существующий с начала существования стартапа.

  • Ошибки в выборе стратегии. На первых порах стратегии должны быть максимально простыми и реализуемыми, и лишь по мере обретения опыта возможно их последовательное усложнение.

  • Ошибки в расчете возможностей. Излишний оптимизм при рассмотрении своих возможностей реализации запланированного приводит к краху, не хватает ни денег, ни людей, ни навыков.

  • Отсутствие опыта. По статистике, хороший руководитель вырастает из человека, ранее загубившего несколько проектов из-за собственных ошибок и недостатка навыков. С первого раза все получается у единиц.

  • Ошибки в распределении ресурсов. Ресурсы «наше все» и неправильное их распределение способны привести к плачевным последствиям. Не хватает то одного, то другого — результат будет плачевный.

  • Проблемы с подбором персонала. Необходимость обеспечить баланс теоретиков, практиков, лидеров и просто «тяговых лошадок» — сложная задача, справиться с которой удается не всем.

Как защитить проект от провала

В первую очередь до начала реализации любой проект должен пройти процедуру обоснования. Только после наличия данных по планируемым расходам, выручке и срокам окупаемости можно приступать к практической работе. Принимать в расчет необходимо не только оптимистичный, но и пессимистичный сценарий развития ситуация, столкнуться с неожиданными проблемами можно даже там, где этого не ожидаешь.

Во-вторых, начинать собственный проект необходимо при наличии опыта, пусть даже и не в должности руководителя. Подтягивайте собственный уровень знаний, опирайтесь на научный подход, он всегда позволяет добиться лучших результатов. По возможности необходимо подобрать команду специалистов, чем более опытными они будут, тем лучше.

В-третьих, не стоит спешить и стремиться добиться всего и сразу. Необходимо использование MVP-модели, когда работа начинается с достижения жизнеспособности продукта минимальной сложности. В дальнейшем уже можно ставить перед собой более амбициозные задачи. За счет этого удастся отойти от теоретических наработок в пользу практики, проанализировать спрос, подобрать оптимальную маркетинговую стратегию. За счет этого можно будет оптимизировать собственные траты, нарастить доходность.

Начать дискуссию