Чтобы исключить подобное развитие ситуации, необходимо понять, с какими проблемами чаще всего сталкиваются владельцы стартапов и как их избежать, чтобы бизнес стал действительно успешным.
Причины неудач
Большая часть причин находится на поверхности, но в процессе анализа еще до запуска проекта о них почему-то не вспоминают.
Наиболее распространенные причины:
Отсутствие интереса к идее со стороны потребителей или потенциальных инвесторов. Со временем ситуация на рынке может меняться, а вместе с ней меняется и актуальность предложения.
Отсутствие финансирования. Любая идея способна заработать только при наличии денежных средств на ее практическую реализацию, без этого самый перспективный стартап обречен на провал.
Разногласия в команде. Не менее распространенная причина, когда несколько организаторов не способны договориться между собой, поделить должности, будущие доходы и так далее.
Высокая конкуренция. Выход в сегменты рынка с высоким уровнем конкуренции всегда оказывается проблемным, необходим поиск ниш, где еще существует возможность легко отхватить свой кусок.
Проблемы ценообразования. Завышенные цены на собственный продукт или невозможность их опустить из-за высоких издержек приводят к отсутствию спроса со стороны потенциальных потребителей.
Неудачный продукт. Далеко не каждый созданный продукт находит положительные отклики среди целевой аудитории, даже самая перспективная разработка может остаться непонятой.
Отсутствие обоснования бизнес-модели. Игнорирование требований заблаговременно рассчитать величину затрат и потенциальных доходов приводит к появлению проектов, экономически недееспособных.
Проблемы маркетинга. Ошибочный выбор стратегий маркетингового продвижения, не позволяющий охватить необходимую для успеха целевую аудиторию, не дает возможности достичь необходимых объемов продаж.
Ошибки в работе с клиентами. В любом бизнесе клиенту принадлежит центральное место, именно он платит деньги. Ошибки в выстраивании взаимоотношений с ним приводят к отсутствию входящего денежного потока.
Поздний выход на рынок. Любая инновационная идея имеет собственный жизненный цикл, и опоздавший всегда проигрывает. Рынок уже поделен между другими, у клиента продукт уже не вызывает восторга и так далее.
Другие причины неудач стартапов, встречающиеся не так часто, но все же актуальные в настоящее время:
Потеря фокуса. Необходимо постоянно понимать вектор своего развития, оперативно корректируя его с учетом изменяющейся ситуации во внешней среде. Несоответствие времени станет причиной проблем.
Конфликт с инвесторами. Владельцы капитала имеют свои интересы, которые не всегда совпадают с мнением и позицией авторов проекта. Появление разногласий способно стать основанием для вывода средств из проекта.
Утеряна идея. Отход от первоначальной идеи и философии реализации проекта способен стать причиной для его постепенного сворачивания. Это произойдет не моментально, но довольно быстро.
Недостаточный интерес. Успешная реализация стартапа возможна только за счет огромного стремления авторов идеи добиться результата. Недостаточная напористость не позволяет добиться результата.
Ошибки географии. Зачастую на пути реализации перспективной идеи становится игнорирование географических нюансов, например климата, культуры и традиций населения, языковых различий и так далее.
Потеря интереса инвесторами. Переключение владельцев капитала на другие, более перспективные для них проекты приводит к возникновению дефицита финансов и сворачиванию стартапа.
Юридические ошибки. Неправильное оформление юридической документации на открытие или ведение бизнеса и иные проблемы, связанные с законностью, гарантированно хоронят любую перспективу.
Недостаточное использование связей. Реализация любого проекта требует их широкой огласки в обществе и продвижения, в том числе за счет существующих формальных и неформальных связей.
Выгорание коллектива. В данном случае речь идет не только об эмоциональной составляющей деятельности, но и о профессиональной, например потере компетенций или неспособности освоения новых навыков.
Существует также целый пласт проблем, способных привести к неудаче стартапа, лежащих в плоскости непосредственной организации бизнеса. Среди них стоит отметить:
Ошибки в организации рабочего процесса, режима труда и так далее. Например, перевод на удаленную работу способен разрушить даже самый устоявшийся коллектив, существующий с начала существования стартапа.
Ошибки в выборе стратегии. На первых порах стратегии должны быть максимально простыми и реализуемыми, и лишь по мере обретения опыта возможно их последовательное усложнение.
Ошибки в расчете возможностей. Излишний оптимизм при рассмотрении своих возможностей реализации запланированного приводит к краху, не хватает ни денег, ни людей, ни навыков.
Отсутствие опыта. По статистике, хороший руководитель вырастает из человека, ранее загубившего несколько проектов из-за собственных ошибок и недостатка навыков. С первого раза все получается у единиц.
Ошибки в распределении ресурсов. Ресурсы «наше все» и неправильное их распределение способны привести к плачевным последствиям. Не хватает то одного, то другого — результат будет плачевный.
Проблемы с подбором персонала. Необходимость обеспечить баланс теоретиков, практиков, лидеров и просто «тяговых лошадок» — сложная задача, справиться с которой удается не всем.
Как защитить проект от провала
В первую очередь до начала реализации любой проект должен пройти процедуру обоснования. Только после наличия данных по планируемым расходам, выручке и срокам окупаемости можно приступать к практической работе. Принимать в расчет необходимо не только оптимистичный, но и пессимистичный сценарий развития ситуация, столкнуться с неожиданными проблемами можно даже там, где этого не ожидаешь.
Во-вторых, начинать собственный проект необходимо при наличии опыта, пусть даже и не в должности руководителя. Подтягивайте собственный уровень знаний, опирайтесь на научный подход, он всегда позволяет добиться лучших результатов. По возможности необходимо подобрать команду специалистов, чем более опытными они будут, тем лучше.
В-третьих, не стоит спешить и стремиться добиться всего и сразу. Необходимо использование MVP-модели, когда работа начинается с достижения жизнеспособности продукта минимальной сложности. В дальнейшем уже можно ставить перед собой более амбициозные задачи. За счет этого удастся отойти от теоретических наработок в пользу практики, проанализировать спрос, подобрать оптимальную маркетинговую стратегию. За счет этого можно будет оптимизировать собственные траты, нарастить доходность.
Начать дискуссию