На территории России на протяжении многих лет не было базы (теория), на основании которой проектировались бы корпоративные предприятия, системы. Акцент ставили именно на унитарных организациях. Когда произошла перестройка в 90-х годах и в стране стали появляться иностранные капиталы, уже стали запускать большие компании. Они работают по другому принципу, и управление здесь также осуществляется иначе.
Сегодня уже 2022 год, но на территории России так и нет хорошей базы в плане теории и практики. Формирование института управления на данный момент находится только в процессе. Практики тех государств, которые считаются более успешными, используются в качестве моделей.
Мы расскажем более подробно о таком понятии, как «кризис корпоративного управления». Когда человек владеет одним предприятием, то он считается его владельцем. В данной ситуации все зависит от пожеланий хозяина. Если имеется плеяда организаций и ими руководит один человек, то здесь сохраняется тот же принцип. Единственное отличие — это количество менеджеров. Теперь будет сложнее воплотить в реальность решения управляющего.
А теперь стоит понимать, как все происходит в ситуации, когда владельцев больше. В компании может быть несколько партнеров, между которыми и разделены доли. Размер доли будет напрямую зависеть от инвестиционной суммы, которую внес партнер во время начала бизнеса. При наличии нескольких партнеров все решения должны одобряться всем советом. Лучше всего нанять управленца с опытом, чтобы он руководил организацией, предприятием. А самим учредителям останутся лишь координация курса компании, а также принятие важных решений. Это делают время от времени.
Как же быть, если предприятие довольно крупное и для его запуска нужно довольно много денег? Здесь уже уровень ответственности гораздо выше. Также существенно возрастает сложность управления, ведь в роли учредителей выступают уже юридические лица.
Чтобы изучить более точное и четкое определение, стоит обратиться к Гражданскому кодексу РФ, а именно статье 65.1.
Корпорация не может управляться исключительно одним директором. В данном случае очень важно создать сложный орган управления. Чаще всего это собрание акционеров либо же совет директоров.
Под корпоративным управлением подразумевают систему управления, позволяющую контролировать представителей менеджмента предприятий, которые находятся в подчинении. Контроль должен быть не только четким, но и весьма достаточным, а также в обязательном порядке осуществляться участниками корпоративного предприятия. С помощью данной системы можно гарантировать эффективное взаимодействие между двумя сторонами. Одна из них — акционеры, вторая — руководители юридических лиц, которые стоят ниже ступенькой.
Когда речь заходит о корпоративном управлении, которое отмечается в России, то здесь есть определенные проблемы. Корпоративные структуры отличаются своей масштабностью и сложностью. Они предполагают большее количество участников, у каждого из которых имеется своя доля. В итоге каждый участник или акционер имеет свои полномочия в вопросе управления.
Можно сказать, что отдельный орган управления обеспечивает управление для каждой конкретной компании. В качестве органа управления могут выступать собрание учредителей, директор, коллегиальный либо единоличный орган. Каждый из них имеет определенные цели, которые иногда совершенно не сходятся с решениями, принимающимися на уровне корпоративного управления.
Согласно истории, в России использовалась чаще всего инсайдерская модель. Здесь больше всего усилий уходит на удержание, расширение собственности компании. Почему так происходит? Чтобы правильно ответить на этот вопрос, стоит узнать о некоторых негативных моментах:
всегда выделяют среди собственников, владеющих дочерними компаниями, тех участников, которые являются более влиятельными. Именно они ведут контроль над менеджментом компаний, занимаются курированием решений. А остальные акционеры особо не влияют на высший менеджмент;
вывод большей части прибыли осуществляется вне дивидендной схемы;
низкий уровень прозрачности управления. Еще это называют «красной корпоративной культурой»;
главная цель состоит в том, чтобы сделать власть сильнее, а также усилить влияние.
Подобный красный подход провоцирует не совсем хорошие последствия:
персонал вовлечен не очень сильно;
отмечается невысокий уровень производительности труда;
минимальное количество рациональных предложений, инициатив;
на решение будет влиять личность руководителя. То есть решения управления имеют ситуативный характер, их практически невозможно предсказать.
Важно понимать, что собой должно представлять правильное и эффективное корпоративное управление. Его цель:
сделать управление финансами предприятий более эффективным, поднять на новый уровень финансовую стабильность;
уровнять общие интересы и способствовать развитию общих целей, их достижению;
сделать подходы к бизнесу, его развитию стандартизованными;
сделать решения, которые принимаются, адекватными. То есть снижается количество необдуманных шагов, расходов, вложений.
Кризисы в системах корпоративного управления
Под кризисом подразумевают некий переломный момент (период времени), который наступает в результате текущих условий. Чаще всего кризис — это ошибка системы. Но следует понять, как появляются подобные ошибки, если решения принимаются несколькими участниками. Здесь все легко объясняется, так как ошибки возникают проще, чем в случае с одним управленцем.
При корпоративном управлении за столом собирается много участников, и каждый из них не хочет нести ответственность, все пытаются переложить ее на других. Кроме того, у разных управленцев может возникать конфликт, поскольку участники имеют разные интересы. Если речь о представителях отдельных предприятий, то они только интересуются собственными показателями, финансами, действиями. Все остальные моменты, от которых не зависит работа их предприятия, их не интересует.
Что касается остальных моментов, то здесь все довольно банально. Кризис корпоративного управления может быть спровоцирован несколькими причинами:
внешние факторы. Например, была разрушена логистическая цепочка, поставщики не выполнили свои обязательства, сырье подорожало, случился экономический кризис и др.;
внутренние факторы. Например, происходят изменения в работе компании, изменились бизнес-процессы, которые уже совершенно не соответствуют требованиям, не запущена правильная система координации, планирования, подвели главные исполнители и др.
Если говорить о видах корпоративных кризисов, то различают:
финансовые. Такие кризисы наступают, когда бюджет был перерасходован либо отмечалось слишком маленькое финансирование;
кризисы развития (отмечается активный рост, но нет опыта, поэтому могут быть сбои);
кризисы управления. В таких ситуациях система менеджмента не соответствует тенденциям развития.
В любом случае наступает некий момент, когда возникает острая необходимость в изменениях. Изменения необходимы в следующих ситуациях:
заметно падает качество изготавливаемой продукции, в том числе присутствуют жалобы от клиентов, которые предпочитают продукцию конкурентов;
показатели деятельности также становятся хуже;
развития не происходит;
количество увольнений все больше (нужно проверить причины).
Прием решений по управлению на высшем уровне и их реализация
Можно долго заниматься поисками причин, чаще всего их много, но основой является отсутствие изменений мышления людей, которые занимаются управлением. Вместе с компанией они должны расти, а старые подходы не дадут вашему бизнесу масштабироваться.
Каким образом разбираются с кризисами
Для выхода из кризисного состояния изначально важно установить его присутствие. Для этого нужен анализ внутренних и внешних факторов, которые спровоцировали кризис.
Процесс проходит в соответствии с системой:
проверка используемых для управления методик, а также схемы подчиненности;
формируется индивидуальная стратегия, она включает направленные на устранение проблемы мероприятия;
проверка планов, начиная от стратегии и завершая оперативным уровнем;
пересмотр базовых бизнес-процессов;
создание обновленной корпоративной культуры или улучшение ранее используемой системы.
Все этапы не всегда связаны с руководящей документацией и продвигаются от управления вниз. Подход комплексный и более сложный, в том числе с постоянным контролем учредителей и обратной связью. Это делает процесс сложным для корпораций.
Для минимизации рисков в процессе перехода к новым порядкам, формирования возможной прозрачности управления нужно воспользоваться средствами автоматизации. В том числе используются BPM-системы, программы для контроля поручений, групповые календари и прочее. Ассортимент софта индивидуален, он зависит от предпочтений менеджеров высшего уровня и возможностей.
Мы предлагаем воспользоваться лучшим облачным таск-менеджером. Projecto будет актуален при любом масштабе проектов, он подойдет при использовании разных управленческих подходов и методик.
Начать дискуссию