Прямо сейчас мы расскажем, в чем состоит отличие между системами BPM, CRM и ERP и какие конкретно функции выполняет каждая из них.
Для начала дадим определения этим системам.
Определения
BPM-система (дословно с английского языка так и переводится — «управление бизнес-процессами») — это специально разработанное ПО или даже комплекс нескольких ПО для эффективного управления бизнесом в организации. Дополнительно в них могут также входить элементы планирования, тестирования, анализа и другие.
Разработанное нами программное обеспечение Projecto относится как раз к этому типу систем.
Используют также и такие названия, как BPMS («система управления бизнес-процессами») или BPMT («инструмент управления бизнес-процессами»).
Применение систем BPM в работе предприятия увеличивает оптимизацию и автоматизирует бизнес-процессы, улучшает их работу и позволяет провести более качественную оценку эффективности благодаря внедрению конкретных цифровых показателей.
CRM-система (в переводе на русский язык — «управление взаимоотношениями с клиентами») улучшает качество сервиса для клиентов или заказчиков компании, так как автоматизирует процессы общения с ними.
CRM-система собирает и систематизирует все взаимодействия вашей компании с клиентами, чтобы обеспечить максимальный контроль.
Данное программное обеспечение обладает такими возможностями, как:
контроль проведенных сделок;
работа с клиентами по стандартным схемам;
обмен полученной и обработанной информацией с другими инструментами продаж.
На основе полученной от CRM-системы информации можно корректировать работу служб интернет-обзвона, чат-ботов, рассылать рекламную и маркетинговую информацию, управлять работой сайтов и так далее.
Аналогичными CRM иногда считают и системы:
SFA («автоматизация отдела продаж»);
EMM («управление маркетингом предприятия»);
CPM («корпоративное управление эффективностью деятельности»);
EPM («управление эффективностью деятельности предприятия»).
ERP-система (дословно — «планирование общеорганизационных ресурсов») объединяет процессы производства и процессы управления. В результате использования этой системы становится возможно оптимизировать и грамотно планировать использование имеющихся ресурсов.
Одним из самых известных программных продуктов такого рода на российском рынке является «1С:ERP Управление предприятием».
Разобравшись с определением понятий этих трех систем, станет заметно, что некоторые их функции пересекаются между собой. В принципе, это логично, ведь все три программы связаны с управлением процессами, более масштабными в случае с BPM, связанными с продажами для CRM и влияющими на производство для случая с ERP.
Но, несмотря на имеющуюся общность, все эти три системы абсолютно разные как по сути, так и по сфере использования.
В чем отличия между BPM, CRM и ERP
CRM-система — это узкоспециализированный функционал для контроля за процессами продаж. А конкретно для общения с заказчиками и для проведения сделок. Поэтому и актуальна эта система в основном для маркетологов и продажников, ведь она автоматизирует, а значит, и повышает продажи.
Используемые в российском сегменте ERP-системы почти все строятся на жестких моделях бизнес-процессов, выстроенных вокруг производства и всего, что с ним связано. То есть это закупка сырья, материалов и расходников, учет и работа сотрудников предприятия, занятых непосредственно на производстве, и прочее.
Из-за того что эти системы всегда заточены под определенную схему производства, они не совсем «пластичны» в своем применении. Даже небольшое изменение в ERP-модели требует основательного пересмотра бизнес-процессов, которые находятся в основании.
Но именно статичность ERP-систем позволяет более качественно отслеживать финансовые показатели, видеть практически полную актуальную картину происходящего и управлять устоявшимися процессами с максимальным эффектом.
BPM-системы относятся к категории более общего программного обеспечения для предприятий. Их можно легко настроить как для любой организации в целом, так и для каких-то конкретных ее подразделений. В этих системах легко осуществить такие процессы, как планировка и автоматизация.
Но у BPM существуют и слабые стороны. В основном они связаны с учетом и распределением людского потенциала компании, не очень хорошо справляются и с учетом «нечеловеческих» ресурсов — материальных и финансовых ценностей.
Хотя следует признать, что именно людские ресурсы формируют общую стратегию и направление развития предприятия. А системы CRM и ERP работают на исполнение задач и движение в заданном направлении.
Итак, разобравшись с определениями и функционалом этих систем, можно дать такие советы по их внедрению на производстве.
Чтобы спроектировать бизнес-процесс, а именно распланировать его, составить максимально подробный список задач, а после верно распределить его среди всех участников рабочего процесса, собрать необходимые отчеты и получить обратную связь, используйте системы BPM.
Для предприятий с собственной производственной линией, для точного учета и правильного планирования имеющихся ресурсов задействуйте ERP-системы.
Во всем, что связано с реализацией и общением с клиентами и заказчиками, вам помогут CRM-системы.
Что именно из предложенного внедрять на вашем предприятии, решать только вам. Использовать какую-то одну систему, комбинацию любых двух из них или внедрять все сразу — определять это нужно из своих потребностей.
Для продажников примените CRM. На собственном производстве используйте ERP. Хотите навести порядок в управлении сотрудниками — BPM вам в помощь. Ведь между этими тремя системами всегда можно наладить стабильный обмен информацией.
Впрочем, если этих функций вам мало, существует и другое программное обеспечение, работающее в других сферах:
SRM-системы наведут порядок в отношениях с поставщиками;
BI наладит вопросы бизнес-аналитики;
SCM займется цепочками поставок;
WMS «похозяйничает» на складе;
СЭД подтянет оборот документов в электронном виде.
И это лишь небольшой список.
Выводы
Скажем честно: развитие цифровых технологий в сфере управления бизнесом, с одной стороны, максимально автоматизирует этот процесс и дает больше возможностей для его контроля. Но, с другой стороны, растущее количество специализированного программного обеспечения, его совместимость и взаимное интегрирование значительно усложняет его использование.
Добавляет проблем и переход многих программ на работу в облачном режиме, а уж там определиться, где, что, почему и какое конкретно лучше, еще труднее. Да и многочисленные надстройки, постоянные внедрения повышают уровень сложности в использовании.
В Projecto все усилия сосредоточены практически в одном направлении — корпоративная система управления проектами. И такой подход дает свои результаты. Решается конкретный объем задач, и делается это на самом профессиональном уровне.
Начать дискуссию