Известные события с внезапной эпидемией глобального масштаба актуализировали для предпринимателей дистанционный формат, к которому, оказалось, были готовы не все. Для некоторых работодателей «удаленка» стала серьезным испытанием, впрочем, как и для самих сотрудников: полноценно трудиться в домашних условиях оказалось сложнее, чем в офисе!
Камнем преткновения стало многое: размытость границ отдыха и исполнения обязанностей, отсутствие привычных инструментов и даже контроль исполнения. Таких трудностей удалось избежать лишь тем, кто уже имел подобный опыт и использует специальные программы.
Кому подходит «удаленка»
Конечно, тем, кто может обойтись без жестко зафиксированного рабочего места непосредственно у работодателя! Прежде всего, речь о творческих профессиях:
художники, иллюстраторы;
дизайнеры, стилисты;
корректор контента, верстальщик и автор;
программисты, разработчики ПО.
Обычно дистанционно работают служба поддержки, переводчик, преподаватель и оператор кол-центра. И уж, само собой, на домашнем телефоне прекрасно продают менеджеры и отвечают на вопросы онлайн-консультанты!
Плюсы дистанционной организации труда
Кадры могут находиться в любой геолокации, главное, чтобы там «ловил» интернет. Рабочий процесс будет проходить в специальной программе или приложении — словно сотрудник физически присутствует в главном офисе компании.
Несмотря на очевидное удобство, некоторые работодатели считают дистанционный формат неполноценным. Однако это не так при условии, что характер работы в принципе допускает дистанционный формат. У него масса преимуществ:
оптимизация тайминга;
отсутствие территориальных рамок;
благоприятная обстановка.
На дистанте действительно экономится масса времени и денег хотя бы за счет того, что не нужно никуда ехать и платить за бензин/билет. Сотрудник может приступить к должностным обязанностям в любой момент — конечно, если у него не установлены жесткий график или четкая последовательность смен.
Для такого труда не важны расстояния: работа возможна на любом удалении от «Центра». А еще сами сотрудники могут, выполняя работу, перемещаться по своему городу и даже путешествовать в другие страны.
Вы сами обеспечиваете себе рабочую атмосферу, запираясь в спальне или на лоджии, в полной тишине или включив любимую группу. Раздражающего гула голосов вокруг не будет точно, если у вашего дома достаточно толстые стены и речь идет не о густонаселенной коммунальной квартире или общежитии.
Ну и в условиях непрекращающихся угроз новых масштабных пандемий не менее важным будет и четвертый аспект — минимизация возможности заражения. Пожалуй, работа из дома — единственный способ предотвратить массовое распространение инфекций: хотя бы банального гриппа во время сезонных простуд, не говоря уж о более опасных заболеваниях.
Трудности перехода: чем чревато переведение компании на удаленный режим
Будьте готовы к тому, что поначалу на дистанционном формате — пока организация процесса не достигнет приемлемой степени и не закончится адаптация к новым условиям труда — будет не все гладко. Например, у персонала обязательно возникнут проблемы с самоорганизацией и самодисциплиной.
Вот 3 главные помехи плодотворной работе вне офиса:
помехи в виде домочадцев для семейных сотрудников;
отсутствие привычной техники (того же принтера);
незащищенные соединения (использование нерабочих каналов связи грозит потерей и утечкой информации).
Кстати, использование спецпрограмм тоже может повлечь трудности. Например, непонятный интерфейс будет непременно замедлять выполнение привычных функций.
Советы сотрудникам
«Помоги себе сам!» — вот ваше главное правило. Оно складывается из маленьких «надо», которые все вместе помогают грамотно создать свое идеальное рабочее место на дому:
придерживайтесь графиков;
не давайте себе расслабляться в «неположенный час»;
делайте перерывы.
Что, аналогичные принципы вы соблюдали и в офисе? Все правильно: на дистанционке придется тоже «укладываться» в определенные рамки — и сделать это будет сложнее, чем в «казенной» атмосфере, ведь у вас появятся помехи в виде домашних дел и соблазна лишний часок-другой ничего не делать.
Чтобы не стать кандидатом на увольнение, помните: вы все так же находитесь на своем рабочем месте! Только оно прямо дома — и это не повод включить телевизор и расслабиться.
Чтобы держать себя в узде, заранее составляйте график рабочих дел, а также сохраните привычки сбора на работу — подъем в определенное время, надевание офисного костюма.
Не пренебрегайте жестким таймингом! Определите свои самые продуктивные части суток и используйте их по максимуму. Но придерживайтесь стандартного графика, если ваш труд пересекается с функциями других сотрудников: вкалывать по ночам вам никто не позволит, когда вы нужны «на телефоне» с 8 утра до 17 дня!
Создайте себе мотивирующую к активному труду атмосферу, но и не забывайте о перерывах. Если вы броситесь, только встав с кровати, сразу выполнять трудовые задачи 9 часов подряд — надолго вас не хватит.
Технический арсенал: оснащаемся подходящими программами и оборудованием
Пробежимся по краткому (!) списку из 5 пунктов:
персональный компьютер (моноблок, стационарный, ноутбук — без разницы);
гарнитура для оперативной связи;
корпоративные аккаунты;
групповые чаты в Zoom;
приложения для совместной работы и трекинга.
Программы, приложения и техника предоставляются работодателем.
Три полезных совета
Сохраняйте спокойствие от сигналов ставшего необходимостью мессенджера: такой способ заочного общения помогает четко сформулировать мысль и экономит время всем. Просто старайтесь быть краткими и понятными — пишите предложения покороче, но четко и ясно излагайте мысль.
Помните: главное теперь не количество, а качество — разумеется, речь идет о проведенном за работой времени. Это раньше вам надо было «отсидеть» положенные 8 или 9 часов, а теперь вашу работу будут контролировать трекерами. С помощью этого инструмента работодатель «подсматривает» за работой подчиненных, даже не обнаруживая себя. Конечно, это не банальное подглядывание с помощью видеокамер: трекерами следят за активностью рабочего процесса, а не за самим исполнителем!
Так что создавать видимость активной деятельности бессмысленно: компании нужен результат, а не показное усердие. Имейте это в виду, если привыкли раньше «филонить» в офисе: подключение к трекеру потребует отчитываться о проделанной работе.
Наконец, планируйте день и попросите работодателя разрешить вам отчитываться утром и в конце дня, а не каждый час. Такое разграничение внимания и ответственности будет на пользу и сотрудникам, и руководству: самостоятельно распоряжаясь временем по своему усмотрению, без постоянного отвлечения на отчет, вы сделаете больше, чем думаете!
Актуальные программы для онлайн-бизнеса
Для эффективной организации удаленной работы сотрудников обязательно понадобится ПО двух видов:
для постановки и решения задач, а также для их трекинга (Slack, Google-сервисы, Next Cloud, Projecto);
для коммуникации (Discord, Zoom, MSTeams, Skype).
Первые позволяют работать совместно через групповые и индивидуальные каналы (Slac, Projecto), использовать документы, таблицы и презентации (Google), а также выполнять задачи, устанавливая ПО на частный хостинг, что препятствует утечке данных с корпоративных ресурсов (Next Cloud).
Вторые поддерживают общение по видеосвязи, создают групповые чаты и персональные каналы, настраивают допуски участникам (Discord), обеспечивают видеосвязь и обмен файлами (Skype). Есть и другие возможности: например, Zoom позволяет транслировать экран пользователя для повышения наглядности конференций и брифингов, а корпоративные видеозвонки MSTeams в реальном времени упрощают просмотр документов и контроль рабочей дисциплины.
Projecto и дистанционный режим
Установка этой программы на мобильные и стационарные устройства способствует эффективному переводу бизнеса в формат «онлайн». На выбор пользователя 2 режима удаленной работы:
общий;
корпоративный.
Чтобы воспользоваться преимуществами Projecto, зарегистрируйте в нем сотрудников, создайте чаты и команды. Все, теперь ПО полностью готово к реализации ваших задач!
Возможности Projecto
Функциональное, «заточенное» под «удаленку» и совместную деятельность, ПО идеально подходит компаниям, нуждающимся в 3 опциях онлайн-бизнеса:
наличие нестандартной структуры интерфейса, настройка главного экрана «под себя», в том числе расположение страниц по приоритету;
информационная безопасность (защита конфиденциальных сведений по регламенту GDPR, ежечасное копирование баз, 100% проверенные соединения);
полный переход в офлайн-режим (синхронизация данных после подключения).
Щедрый набор инструментов программы выбирается пользователем самостоятельно.
Наконец, Projecto соединяет все мобильные устройства с единым центром (например, через санкционированный доступ к разрешенным ресурсам с любого выходящего в интернет гаджета).
Важные моменты перехода на дистанционную работу
Эксперты рекомендуют обратить внимание на 3 направления организации:
защита данных;
условия работы;
соблюдение закона и формальностей.
Информационная безопасность — ахиллесова пята многих предприятий, подвергающихся риску утечки данных. Примите меры: чаще меняйте пароли, пользуйтесь хорошим облачным хранилищем и корпоративными аккаунтами, данные которых защищены спецпрограммами, не требующими переноса информации на сторонние хостинги.
Даже на удаленке не пренебрегайте требованиями ТК! Такие сотрудники обладают всеми правами, что и офисные.
… Вот мы и рассмотрели бегло основные страхи и реальное положение дел при резкой смене привычного формата труда офисного служащего. Не так уж и сложны правила организации онлайн-мест «на дому», не так ли? А если взять в помощники программу Projecto — пугающий «дистант» имеет все шансы быстро превзойти по результативности и прибыльности обычный формат.
Начать дискуссию