Организация рабочего времени: нюансы и особенности

Организация рабочего времени: нюансы и особенности
Организация рабочего времени: нюансы и особенности

Успешность деятельности любой компании или предприятия во многом зависит от такого немаловажного аспекта, как эффективное планирование рабочего времени. В него входит целый комплекс действий, охватывающий все сферы функционирования предприятия от оперативного оформления и доставки необходимых документов до своевременного прибытия на важные переговоры, от которых зависит заключение важных контрактов, способствующих доходности.

В перечень факторов, определяющих организацию рабочего времени, входят:

  • планирование трудовых задач для сотрудников;

  • обеспечение активной персональной и коллективной вовлечённости;

  • приоритетность обеспечения своевременного выполнения поставленных задач;

  • создание оптимального режима труда и отдыха.

Для того чтобы обеспечить грамотное распределение времени труда работников и периодов отдыха, необходимо определиться с собственно понятием «режима работы» и его особенностями. И впоследствии, благодаря представленной ниже информации, планирование деятельности можно будет осуществлять намного эффективнее.

Что такое режим рабочего времени

Данная формулировка подразумевает официально утверждённый, прописанный в трудовом договоре либо должностных инструкциях рабочий график. Опираясь на регламент данной документации, работник имеет возможность планировать время рабочей занятости и отдыха.

Различают несколько типов режимов работы:

  • С нормированным графиком. Стандартная пятидневная рабочая неделя, рабочий день продолжительностью 8 часов с обязательным перерывом на обед. Такой режим оптимален для сотрудников, выполняющих работу с чётко регламентированными обязанностями, в строго определённый временной период.

  • С ненормированным рабочим расписанием. В таких условиях трудятся те работники, специфика деятельности которых связана с частыми переездами, командировками, работой в выходные дни, выполнением особых обязанностей.

  • С гибким графиком. Данный подход к выполнению рабочих обязанностей достаточно удобен, если сотрудник совмещает их с учёбой или трудовой занятостью в другой организации. Следует учесть, что заключение соглашения о данном режиме работы между работодателем и сотрудником вовсе не означает, что первый может вызывать второго на работу, когда ему заблагорассудится. В соответствующих разделах законодательства РФ для гибкого графика прописаны регулирующие условия по количеству отрабатываемых часов и о временных промежутках, в течение которых сотрудник может быть призван к выполнению трудовых обязанностей.

  • Со сменным графиком. В случае осуществлении работы по сменному графику составляется соответствующее расписание (график) смен, с которым сотрудники должны быть предварительно ознакомлены. В случае выхода на работу в ночные смены выплаты производятся в двойном размере.

Каким способом учитывается рабочее время

Каждая организация в зависимости от специфики деятельности выбирает для себя наиболее удобный формат учёта рабочего времени из примеров, представленных ниже:

  • Ежедневный учёт. Производится по фактически отработанным часам, на основании чего рассчитывается оплата труда. Посредством ежедневного учёта можно максимально результативно отследить степень вовлечённости и эффективности труда работника, выявить его слабые и сильные стороны, оценить зависимость качества выполнения работы от влияния различных факторов.

  • Еженедельный учёт. Производится по истечении рабочей недели. Если законодательно утверждённый норматив на 40 рабочих часов в ходе данного периода был превышен, вносятся данные о сверхурочно выполненной работе с последующим расчётом заработной платы.

  • Суммированный учёт. Период отчётности определяется выборочно, но он не должен превышать трёхмесячный срок. При суммированном учёте, как правило, применяется фиксированная ставка оплаты труда с назначением дополнительных выплат в случае выполнения сверхурочных работ.

В случае выбора любого принципа учёта рабочего времени необходима грамотная его организация, чтобы определить все нужные трудовые показатели.

Принципы управления рабочим временем

Чтобы руководители могли отслеживать этапы выполнения работ, объём их для каждого из сотрудников, скорость и эффективность реализации, необходим учёт рабочего времени. На сегодня существует несколько вариантов учёта. Рассмотрим их подробнее.

Google-документы и таблицы

Наиболее упрощённый вариант. Можно создать единый шаблон для различных задач. Вариант оптимален для отслеживания этапов реализации проекта, но малоэффективен при учёте времени, затраченного на реализацию конкретных вопросов. Влияние человеческого фактора при внесении данных может привести к ошибкам в подсчётах.

Фиксация входа на территорию предприятия (организации)

Достаточно «древний» метод. Учёт рабочего времени в данной ситуации производится не по решению конкретных задач, а по факту присутствия сотрудника на рабочем месте (карточки доступа в кабинет — тоже часть данной системы). Качество работы и её продуктивность таким путём проконтролировать не получится.

Трекер-программы

Подобный подход к отчётности даёт некоторое представление об эффективности персонала. Но в случае невключения программы сотрудником либо активизации её вне периода выполнения задач может создаться ложное впечатление об его эффективности как трудовой единицы.

Системы CRM

На сегодня считаются самым продуктивным решением по учёту рабочего времени. Посредством использования CRM-систем обеспечивается полный контроль как всего процесса работ, так и отдельных задач без дополнительных затрат и сложностей. Работы выполняются непосредственно внутри функциональности системы. Руководитель всегда может войти в систему и увидеть, на каком этапе находится решение задачи, время её осуществления и то, какой объём работы выполняет каждый работник. Также можно отследить и её качество благодаря подгруженным в систему файлам и документам.

Наиболее эффективным примером подобной системы можно считать Projecto, функциональные особенности которой позволяют объединять сразу несколько форматов учёта.

Лица, ответственные за организацию рабочего времени

Вне зависимости от того, какой способ ведения отчётности был выбран, ответственность за неё несет непосредственное руководство организации — директор. Он назначает компетентного сотрудника, который будет составлять итоговые отчёты на основании полученных данных.

Основные обязанности ответственного за учёт рабочего времени:

  • фиксация либо проверка корректности вносимых данных о прибытии сотрудников на рабочее место;

  • подтверждение наличия официальных документов, объясняющих уважительную причину отсутствия сотрудника на рабочем месте;

  • проверка отчётов сотрудников по выполненным задачам и времени их исполнения;

  • составление итоговых отчётов по эффективности труда работников и пропускам.

Учёт рабочего времени с Projecto

Важные события и задачи можно распределить по дням недели, недельным и месячным периодам в режиме просмотра календарной сетки. Личные, производственные, корпоративные задачи при этом можно выделять различными цветами.

Завершённым событиям присваивается статус состоявшихся. При необходимости, кликнув по значку «глаза», их можно скрыть.

Задачи можно распределить по часам и эффективно планировать их реализацию на неделю вперед. Возможна также синхронизация календарных сеток нескольких сотрудников для эффективной организации совместного рабочего времени по реализации проекта, планированию встреч и сроков выполнения.

В разделе «На весь день» отражены:

  • задачи и документация с дедлайном на этот день;

  • почта, требующая ответа либо напоминания о ней;

  • информация по отчётности, которую необходимо отправить в этот день.

Для вышеописанных событий доступно отслеживание времени, затраченного на их исполнение. Благодаря этому руководство может отслеживать степень эффективности реализации проекта и возникающие проблемные моменты (что позволит их избежать в будущем).

Использование системы Projecto позволяет как руководителям, так и сотрудникам чётко видеть поставленные цели и продуктивно разрабатывать и воплощать стратегию их реализации, планировать режим труда и отдыха, синхронизировать и оптимизировать производственные процессы, анализировать эффективность деятельности предприятия.

Начать дискуссию

НДФЛ

Командированные за границу для строительства атомных станций априори будут налоговыми резидентами РФ

Физлица, которые в течение года были в России менее 183 дней, являются нерезидентами РФ. Но есть исключения для ряда случаев. Таких исключений станет больше.

Как без проблем с налоговой работать с самозанятыми

Кроме чеков, заказчики должны заключать с самозанятыми договоры, получать первичные документы, а также следить за лимитом их доходов.

Более 79 млн проводок, 12 млн казначейских платежей и 2 млн мероприятий по кадровому администрированию и расчету зарплаты: «Северсталь – ЦЕС» исполнилось 15 лет

В июле свое 15-летие празднует «Северсталь – ЦЕС» – профессиональная сервисная компания, специализирующаяся на предоставлении услуг консалтинга, аутсорсинга и автоматизации сквозных бизнес-процессов, построении и управлении общими центрами обслуживания, разработке и внедрении цифровых продуктов и ИТ-сервисов, включая решения на базе SAP и 1С.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Шохин: государство не должно контролировать соблюдение соглашений и коллдоговоров

Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) принял участие в совещании по вопросам совершенствования законодательства о занятости и изменений в ТК.

❗️ 15 июля стартовало обучение в летней школе бухгалтера. Скорее присоединяйтесь!

Вчера, 15 июля, в летней школе бухгалтера прошли первые занятия. Сегодня последний день, когда вы можете приобрести любой курс повышения квалификации, а также курсы профпереподготовки для бухгалтеров на УСН и финансовому менеджменту со скидками до -78%. Выбирайте курс и приступайте к обучению!

КоАП РФ

Штрафы за неуведомление о начале предпринимательской деятельности вырастут в два раза

Роспотребнадзор хочет, чтобы предприниматели чаще сообщали ведомству о начале деятельности. Штрафы за неуведомление для юридических лиц могут вырасти до 48 тысяч рублей.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
МИР

Карты «Мир» начали принимать в Мьянме

Пока что платежная система «Мир» в Мьянме работает только в некоторых ресторанах и торговых центрах.

Бухгалтерский учет

Бухучет для начинающих: рассказываем о дебетах, кредитах и первичке простым языком

Как устроена профессия бухгалтера, с какими задачами он работает и что означают все эти странные сокращения (НДС, ПСН, ЕСН и др.) — разбираемся в основах бухгалтерии.

Иллюстрация: Вера Ревина /Клерк.ру

Раздельный учет по госконтрактам исполнителей: зачем это нужно и как избежать штрафов

Минфин предложил внести изменения в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), которые предусматривают введение санкций за несоблюдение правил ведения раздельного учета при исполнении госконтрактов.

Раздельный учет по госконтрактам исполнителей: зачем это нужно и как избежать штрафов

Роструд: из основных работников в совместители можно перейти только через увольнение

Устроиться на работу по совместительству, не имея основной, нельзя. Даже если это временная работа на 0,5 ставки и позиционируется как подработка.

Ипотека

Ипотека на индивидуальное жилищное строительство достигла рекордных 385 млрд рублей

Построить дом по собственному проекту в три раза дешевле, чем приобрести квартиру в крупном городе.

Ведение бизнеса

Как продавать товары за границу из России: интернет-магазин или маркетплейс

​​Многие предприниматели рассматривают выход на зарубежный рынок для расширения своего бизнеса. Такой шаг позволяет привлечь новых клиентов, увеличить прибыль, сформировать новые бизнес-связи за счет экспорта товаров за границу.

Как продавать товары за границу из России: интернет-магазин или маркетплейс

Налоговики активно ищут нарушителей среди продавцов маркетплейсов

На систематической основе налоговики будут вести выборочный контроль за уплатой налогов продавцами маркетплейсов.

Чек-лист налоговых рисков 2024 и как их минимизировать

По данным ФНС число проверок бизнеса снижается, но при этом растет их эффективность. На выездную проверку одной организации в 2023 году в целом по России налоговые доначисления составили 63 млн руб. (в 2022 году — 49 млн руб.). Если проверка началась, то, скорее всего, она окончится добровольной доплатой или доначислениями. Но лучше повода для нее не давать.

Чек-лист налоговых рисков 2024 и как их минимизировать

Для расчета налога на имущество учитывают обесценение и изменения справедливой стоимости ОС

Учет основных средств в бухучет идет по ФСБУ 6/2020, МСФО 36 «Обесценение активов» и МСФО 13 «Оценка справедливой стоимости».

👎 Освобожденных от НДС упрощенцев не освободили от счетов-фактур

Если доход за предыдущий год не превышает 60 млн рублей, в текущем году при УСН будет освобождение от НДС по статье 145 НК.

8

Как повысить продуктивность команды

Доход и успешность компании во многом зависит от качества работы и эффективности ее сотрудников. О том, как повысить продуктивность рабочих групп в онлайн и офлайн форматах рассказал основатель REC’s Group Артемий Кушнарев.

НДФЛ

Выплата при увольнении на пенсию не облагается НДФЛ в пределах тройной зарплаты

Компенсационные выплаты, связанные с увольнением, не облагаются НДФЛ.

Памятки и шпаргалки для отчетной кампании за полугодие: какие изменения учесть при составлении отчетов

Берите в работу памятки и шпаргалки, которые помогут вам отчитаться за полугодие без штрафов. Несмотря на то, что бланки отчетов остались прежними, изменения коснулись правил расчета налогов. Причем в большинстве своем поправки выгодны для компаний и ИП. Не учтете их, переплатите в бюджет. Подробнее обо всех изменениях и шпаргалки с поправками, которые начали действовать с начала года — в статье. 

Памятки и шпаргалки для отчетной кампании за полугодие: какие изменения учесть при составлении отчетов

Интересные материалы

Отчетность за полугодие, НДС с цессии, Форензик, коммуникации в компании и др. Обзор мероприятий с 17 по 30 июля

Сделали подборку важных мероприятий для бухгалтера. Читайте, записывайтесь и применяйте новые знания и навыки на практике!

Отчетность за полугодие, НДС с цессии, Форензик, коммуникации в компании и др. Обзор мероприятий с 17 по 30 июля