Аналитика в обучении сотрудников: как измерить и оценить результаты

Сегодня непрерывное обучение сотрудников (lifelong learning) — не просто тренд, а необходимость для успешного развития бизнеса. Но недостаточно только внедрить корпоративное обучение. Важно регулярно контролировать и оценивать результаты команды. В этом поможет аналитика. 

Разбираем, как оценить качество обучения, а также какие инструменты и методы использовать.


Какую роль аналитика играет в обучении?

Аналитика — процесс сбора, анализа и интерпретации данных для принятия обоснованных решений. Она помогает понять, в правильном ли направлении движутся сотрудники, и оценить, какие навыки и знания они получили. 

С помощью анализа данных можно определить сильные и слабые стороны программы. Если команде не удалось достичь заявленных промежуточных результатов, стоит пересмотреть курс или методику его проведения. 

В мае этого года управляющая компания URPRO GROUP провела исследование, чтобы выявить основные тенденции и проблемы в обучении в сфере туризма и гостиничного дела. В проекте приняло участие 70 специалистов из индустрии. Результаты показали, что в корпоративном обучении важно сделать акцент на развитии таких компетенций, как стратегическое и креативное мышление, коммуникативные навыки, умение управлять командой и эмоциональный интеллект. Популярным форматом обучения среди участников стали индивидуальное обучение на основе ИПР и непрерывные программы для всей команды. Также определили наиболее интересные темы для изучения. Полученные данные задали нужный вектор направления, чтобы модернизировать систему обучения.

Образовательные программы, которые не соответствуют потребностям сотрудников, и слишком сложный для восприятия материал — станут причиной выгорания персонала. С такой программой вы потеряете время и ресурсы.


Цели измерения и оценки результатов

Оценка эффективности обучения помогает руководителям увидеть, как окупаются их инвестиции в развитие сотрудников и достигаются ли заявленные цели. Участникам же результаты показывают, успешно ли прошло обучение и над чем еще предстоит работать. Аналитика также важна и для разработчиков курсов и учебных программ. Она помогает понять, насколько действенны используемые образовательные методы и материалы.

Чтобы измерить эффективность обучения, нужно оценить:

— Успеваемость сотрудников. Обычно этот параметр анализируется в процессе обучения, сразу после завершения и через 6–9 месяцев. Важно понимать, что информация усваивается не сразу;

— Удовлетворенность участников обучения. Определите, насколько полезной и интересной они считают учебную программу, с какими проблемами сталкивались, какие темы пропускали;

— ROI (возврат инвестиций). С его помощью оценивают выгоду от вложений в образование сотрудников. Чтобы рассчитать ROI, используйте формулу: (прибыль от обучения – объем вложений) : объем вложений х 100%. Если в результате получится положительный результат, значит обучение дает плоды и компания не несет убытки.

Методы измерения результатов

Чтобы измерить эффективность обучения, можно воспользоваться следующими методами:

  • провести тесты и практические задания — определять уровень знаний и степень усвоения материала следует после каждого пройденного модуля;

  • собрать обратную связь  — с помощью анкет и опросов вы узнаете мнение участников об обучении, оцените качество образовательной программы и поймете, оправдались ли ожидания сотрудников;

  • исследовать активность работников — получить сведения о вовлеченности персонала в процесс обучения можно с помощью LMS-систем, которые собирают информацию о посещаемости и выполнении заданий в процентном соотношении;

  • проанализировать бизнес-метрики — оцените эффективность сотрудников на рабочем месте до и после обучения, KPI, уровень инициативности, определите, внедряются ли изменения;

  • наблюдать за поведением — можно составить чек-листы и следить за изменениями в поведении сотрудников на рабочем месте.

Для более точной оценки результатов обучения также используют сравнительный анализ, чтобы сопоставить результаты сотрудников, которые прошли обучение и нет, и определить разницу в продуктивности, качестве работы и мотивации.


Инструменты аналитики в обучении

С переходом образовательных программ в онлайн-формат появились автоматизированные системы для аналитики данных. На LMS-платформах проще собирать, обрабатывать и анализировать информацию об успеваемости и активности обучающихся. С их помощью можно анализировать данные даже без специальной подготовки — у вас будет отчет о каждом сотруднике. 

Например, в LMS-системе ProductStar можно оценить прогресс и рейтинг конкретного пользователя: 

  • как он справлялся с выполнением задач;

  • сколько тем изучил;

  • в каком темпе проходил курс;

  • какую среднюю оценку получил.

В LMS-системах предусмотрен HR-кабинет, в котором удобно отслеживать, как учится сотрудник.

Помимо LMS-платформ существует технология LRS. Она может работать автономно или дополнять LMS-систему. LRS — это хранилище с данными об офлайн- и онлайн-активностях сотрудников из разных источников. Например, приложений, соцсетей, игр, сайтов, LMS- и TMS-систем.


Кому подойдет LMS:

LMS-система подойдет компаниям, которые организовывают формальное обучение. Если оно проводится не регулярно, например, для решения точечных задач, можно обойтись и без глубокого анализа больших данных.

Кому подойдет LRS:

Организациям, где вводится корпоративная система обучения, которая требует немалых вложений, понадобятся расширенные инструменты аналитики.  Оптимальнее использовать LMS и LRS одновременно. Так, вы получите больше информации, проведете эффективную оценку результатов и влияние на бизнес-показатели.

В дополнение к этим системам можно использовать BI-инструменты (Tableau, QlikView, Power BI и другие) для визуализации данных, чтобы упаковать полученные сведения о сотрудниках в наглядные дашборды и интерактивные отчеты.

Как использовать результаты аналитики?

Когда данные собраны, их необходимо проанализировать и составить подробные отчеты о результатах прохождения курса и конкретных модулей, тестировании и количестве неверных ответов, об активности и посещаемости, по обратной связи и по тренингам.

После анализа данных оцените полученные сведения и определите, насколько программы соответствуют заданным в начале обучения целям и показателям эффективности. Если результаты не оправдали ожидания, еще раз изучите данные, чтобы увидеть причины неудачи и внести корректировки в программу.

Аналитику следует проводить регулярно, чтобы своевременно принимать обоснованные решения и адаптировать программу под потребности сотрудников и бизнеса.

Как еще определить, было ли обучение успешным. Один из критериев, который позволит оценить результат, — увеличение продуктивности сотрудников. Отследить этот показатель можно по количеству выполненной работы, ошибок и затраченного времени. 

Например, если учебная программа направлена на повышение навыков использования конкретного ПО, проследите, сколько времени уходит у сотрудника на решение задач в нем до и после обучения.

Другой критерий — улучшение знаний и навыков сотрудников. Оценивайте качество работы и способность сотрудников применять новые навыки. После обучения, к примеру, эффективной коммуникации выясните, насколько уверенно сотрудник чувствует себя в общении.

Еще один критерий успешного обучения — повышение мотивации сотрудников. Если они остались довольны после прохождения программы, стали вовлеченными в работу и уровень их продуктивности повысился, обучение можно считать результативным.

Чтобы более точно определить успех обучения, следует комбинировать  разные методы аналитики. Благодаря технологиям сделать это проще — вы можете доверить сбор ключевой информации автоматизированным системам и делать выводы на основе полученных данных.

Демо-версия HR-кабинета от ProductStar для бизнеса поможет понять, как это работает. В нем вы можете посмотреть визуализированные данные по обучению каждого сотрудника по отдельности и вместе. В дашбордах отражается информация о текущих и завершенных курсах, успеваемости и скорости обучения сотрудников. Понятная аналитика поможет вам вовремя корректировать обучение команды.

Начать дискуссию