Аналитика в обучении сотрудников: как измерить и оценить результаты

Сегодня непрерывное обучение сотрудников (lifelong learning) — не просто тренд, а необходимость для успешного развития бизнеса. Но недостаточно только внедрить корпоративное обучение. Важно регулярно контролировать и оценивать результаты команды. В этом поможет аналитика. 

Разбираем, как оценить качество обучения, а также какие инструменты и методы использовать.


Какую роль аналитика играет в обучении?

Аналитика — процесс сбора, анализа и интерпретации данных для принятия обоснованных решений. Она помогает понять, в правильном ли направлении движутся сотрудники, и оценить, какие навыки и знания они получили. 

С помощью анализа данных можно определить сильные и слабые стороны программы. Если команде не удалось достичь заявленных промежуточных результатов, стоит пересмотреть курс или методику его проведения. 

В мае этого года управляющая компания URPRO GROUP провела исследование, чтобы выявить основные тенденции и проблемы в обучении в сфере туризма и гостиничного дела. В проекте приняло участие 70 специалистов из индустрии. Результаты показали, что в корпоративном обучении важно сделать акцент на развитии таких компетенций, как стратегическое и креативное мышление, коммуникативные навыки, умение управлять командой и эмоциональный интеллект. Популярным форматом обучения среди участников стали индивидуальное обучение на основе ИПР и непрерывные программы для всей команды. Также определили наиболее интересные темы для изучения. Полученные данные задали нужный вектор направления, чтобы модернизировать систему обучения.

Образовательные программы, которые не соответствуют потребностям сотрудников, и слишком сложный для восприятия материал — станут причиной выгорания персонала. С такой программой вы потеряете время и ресурсы.


Цели измерения и оценки результатов

Оценка эффективности обучения помогает руководителям увидеть, как окупаются их инвестиции в развитие сотрудников и достигаются ли заявленные цели. Участникам же результаты показывают, успешно ли прошло обучение и над чем еще предстоит работать. Аналитика также важна и для разработчиков курсов и учебных программ. Она помогает понять, насколько действенны используемые образовательные методы и материалы.

Чтобы измерить эффективность обучения, нужно оценить:

— Успеваемость сотрудников. Обычно этот параметр анализируется в процессе обучения, сразу после завершения и через 6–9 месяцев. Важно понимать, что информация усваивается не сразу;

— Удовлетворенность участников обучения. Определите, насколько полезной и интересной они считают учебную программу, с какими проблемами сталкивались, какие темы пропускали;

— ROI (возврат инвестиций). С его помощью оценивают выгоду от вложений в образование сотрудников. Чтобы рассчитать ROI, используйте формулу: (прибыль от обучения – объем вложений) : объем вложений х 100%. Если в результате получится положительный результат, значит обучение дает плоды и компания не несет убытки.

Методы измерения результатов

Чтобы измерить эффективность обучения, можно воспользоваться следующими методами:

  • провести тесты и практические задания — определять уровень знаний и степень усвоения материала следует после каждого пройденного модуля;

  • собрать обратную связь  — с помощью анкет и опросов вы узнаете мнение участников об обучении, оцените качество образовательной программы и поймете, оправдались ли ожидания сотрудников;

  • исследовать активность работников — получить сведения о вовлеченности персонала в процесс обучения можно с помощью LMS-систем, которые собирают информацию о посещаемости и выполнении заданий в процентном соотношении;

  • проанализировать бизнес-метрики — оцените эффективность сотрудников на рабочем месте до и после обучения, KPI, уровень инициативности, определите, внедряются ли изменения;

  • наблюдать за поведением — можно составить чек-листы и следить за изменениями в поведении сотрудников на рабочем месте.

Для более точной оценки результатов обучения также используют сравнительный анализ, чтобы сопоставить результаты сотрудников, которые прошли обучение и нет, и определить разницу в продуктивности, качестве работы и мотивации.


Инструменты аналитики в обучении

С переходом образовательных программ в онлайн-формат появились автоматизированные системы для аналитики данных. На LMS-платформах проще собирать, обрабатывать и анализировать информацию об успеваемости и активности обучающихся. С их помощью можно анализировать данные даже без специальной подготовки — у вас будет отчет о каждом сотруднике. 

Например, в LMS-системе ProductStar можно оценить прогресс и рейтинг конкретного пользователя: 

  • как он справлялся с выполнением задач;

  • сколько тем изучил;

  • в каком темпе проходил курс;

  • какую среднюю оценку получил.

В LMS-системах предусмотрен HR-кабинет, в котором удобно отслеживать, как учится сотрудник.

Помимо LMS-платформ существует технология LRS. Она может работать автономно или дополнять LMS-систему. LRS — это хранилище с данными об офлайн- и онлайн-активностях сотрудников из разных источников. Например, приложений, соцсетей, игр, сайтов, LMS- и TMS-систем.


Кому подойдет LMS:

LMS-система подойдет компаниям, которые организовывают формальное обучение. Если оно проводится не регулярно, например, для решения точечных задач, можно обойтись и без глубокого анализа больших данных.

Кому подойдет LRS:

Организациям, где вводится корпоративная система обучения, которая требует немалых вложений, понадобятся расширенные инструменты аналитики.  Оптимальнее использовать LMS и LRS одновременно. Так, вы получите больше информации, проведете эффективную оценку результатов и влияние на бизнес-показатели.

В дополнение к этим системам можно использовать BI-инструменты (Tableau, QlikView, Power BI и другие) для визуализации данных, чтобы упаковать полученные сведения о сотрудниках в наглядные дашборды и интерактивные отчеты.

Как использовать результаты аналитики?

Когда данные собраны, их необходимо проанализировать и составить подробные отчеты о результатах прохождения курса и конкретных модулей, тестировании и количестве неверных ответов, об активности и посещаемости, по обратной связи и по тренингам.

После анализа данных оцените полученные сведения и определите, насколько программы соответствуют заданным в начале обучения целям и показателям эффективности. Если результаты не оправдали ожидания, еще раз изучите данные, чтобы увидеть причины неудачи и внести корректировки в программу.

Аналитику следует проводить регулярно, чтобы своевременно принимать обоснованные решения и адаптировать программу под потребности сотрудников и бизнеса.

Как еще определить, было ли обучение успешным. Один из критериев, который позволит оценить результат, — увеличение продуктивности сотрудников. Отследить этот показатель можно по количеству выполненной работы, ошибок и затраченного времени. 

Например, если учебная программа направлена на повышение навыков использования конкретного ПО, проследите, сколько времени уходит у сотрудника на решение задач в нем до и после обучения.

Другой критерий — улучшение знаний и навыков сотрудников. Оценивайте качество работы и способность сотрудников применять новые навыки. После обучения, к примеру, эффективной коммуникации выясните, насколько уверенно сотрудник чувствует себя в общении.

Еще один критерий успешного обучения — повышение мотивации сотрудников. Если они остались довольны после прохождения программы, стали вовлеченными в работу и уровень их продуктивности повысился, обучение можно считать результативным.

Чтобы более точно определить успех обучения, следует комбинировать  разные методы аналитики. Благодаря технологиям сделать это проще — вы можете доверить сбор ключевой информации автоматизированным системам и делать выводы на основе полученных данных.

Демо-версия HR-кабинета от ProductStar для бизнеса поможет понять, как это работает. В нем вы можете посмотреть визуализированные данные по обучению каждого сотрудника по отдельности и вместе. В дашбордах отражается информация о текущих и завершенных курсах, успеваемости и скорости обучения сотрудников. Понятная аналитика поможет вам вовремя корректировать обучение команды.

Начать дискуссию

Карьера бухгалтера

💫 Почему подписка «Клерк.Премиум» нужна каждому бухгалтеру

Повышайте квалификацию на онлайн-курсах, изучайте нюансы изменений в законодательстве на вебинарах и ежедневных разборах от экспертов «Клерка», задавайте свои вопросы на консультациях, оттачивайте свои навыки и учитесь применять новые правила еще до вступления их в силу.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Как продавать сложные IT-продукты: шаги к успеху

Индивидуальный подход к разработке сложных комплексных IT-продуктов — это костюм, сшитый на заказ, он идеально сидит и не «топорщится».

Как продавать сложные IT-продукты: шаги к успеху
Импорт

Будет решена проблема подтверждения соответствия модернизированного импортного оборудования

Общественный совет при Росаккредитации займется решением проблемы подтверждения соответствия импортного оборудования после его модернизации и ремонта.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Как минимизировать налоговые риски при работе с контрагентами

«Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты!» — налоговики руководствуются этим принципом почти буквально. Если среди ваших контрагентов обнаружится неблагонадежный, «технический» партнер, сделки с ним будут оспорены, а налоги пересчитаны в пользу бюджета. Рассказываем, как минимизировать риски.

Как минимизировать налоговые риски при работе с контрагентами

Организация электронного документооборота на предприятии: 10 способов не провалить внедрение

Решение переходить на систему электронного документооборота оправдано для крупных предприятий. Еще СЭД необходима компаниям, которым приходится обрабатывать много документов. Но после внедрения могут возникнуть проблемы, если не учесть ряд аспектов на этапе выбора программы, а также если не подготовить к процессу своих сотрудников.

Организация электронного документооборота на предприятии: 10 способов не провалить внедрение

На малый бизнес сократят отчетную нагрузку

Представителей малого бизнеса и микропредприятия избавят от дублирования статистической отчетности. Ведомствам запретят требовать информацию, которая не входит в перечень правительства.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Налоговая заблокировала счета актера Павла Прилучного

Индивидуальный предприниматель Павел Прилучный не подал декларацию. Теперь его счета в трех банках заблокированы.

АУСН

📆 Бизнес на УСН и НПД сможет перейти на АУСН в середине года

Перейти на АУСН сейчас можно только с начала года, подав уведомление до 31 декабря. Эту норму изменят.

💼 ФНС предупредила о рисках при найме бывших самозанятых + предупреждение налогового эксперта

Компании могут принимать на работу по трудовому договору самозанятых, с которыми уже сотрудничали в рамках гражданско-правовых отношений.

МИР

Китай может сотрудничать с Россией по платежной системе «Мир»

В Китае действует механизм оптимизации платежных услуг, который позволяет привязать карту иностранного банка к системам платежа внутри страны. Так туристы могут без проблем оплачивать покупки по безналу.

ЭДО в кадровом учете

Матричная структура и согласования с функциональными руководителями в КЭДО

Матричная структура позволяет компании быть более гибкой и быстрее реагировать на внешние изменения. Но работать с кадровыми документами в ней сложнее — так как сотрудник подчиняется нескольким руководителям, он не всегда знает, с кем что согласовывать. Расскажем, как упростить этот процесс с помощью системы КЭДО EasyDocs. 

Матричная структура и согласования с функциональными руководителями в КЭДО

Скорость распределения бюджетных средств увеличилась в два раза

Электронный документооборот позволяет поставщикам получать оплату по госконтрактам за 2 рабочих дня, а время формирования платежного документа сократилось до 20 секунд.

Что учесть при сдаче налоговой отчетности за первое полугодие

Компании на УСН должны включить в налоговую декларацию по НДС обязательный Раздел 1. Даже несмотря на то, что он будет пустым.

Ведение бизнеса

Зачем работать с отзывами о компании и как это делать правильно

Отзывы клиентов о компании — невероятно ценный источник информации как для владельца бизнеса, так и для тех, кто заинтересован в предлагаемой услуге и товаре. Рассказываем, как работать с отзывами, чтобы получить максимум пользы от обратной связи.

Зачем работать с отзывами о компании и как это делать правильно
Банки

Ozon будет давать кредиты предпринимателям

Банк Ozon в 2025 году начнет развивать кредитование физлиц и бизнеса за пределами маркетплейса.

Если ИП переходит на НПД без отказа от УСН, его самозанятость рано или поздно аннулируют

При переходе с УСН на НПД обязательно надо направить в ИФНС уведомление о прекращении деятельности по упрощенке. Если не сдать этот документ, постановка на учет по НПД аннулируется. Это произойдет рано или поздно. Как правило – поздно.

Разработчик корпоративного софта VK Tech начал вести блог на «Клерке»

Теперь узнавать больше о том, как ведется налоговый мониторинг, вы сможете от разработчика! Уже сейчас можно написать отзыв о продуктах компании и о работе с ней и задать свой вопрос.

Разработчик корпоративного софта VK Tech начал вести блог на «Клерке»
HR

Апгрейд для кадровика и специалиста по персоналу

Повысить доход можно за счет карьерного коучинга или открытия своего агентства по подбору персонала. Но если вы пока не готовы уйти в свободное плавание, оптимальным решением может стать правильный выбор направления в рекрутменте и повышение квалификации.

Апгрейд для кадровика и специалиста по персоналу
НДФЛ

Минфин непреклонен: больничные облагаются НДФЛ

Все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, облагаются НДФЛ. И больничные – не исключение.

Интересные материалы

Просрочка по налоговым долгам достигла 1,3 трлн рублей

У ФНС больше всего дебиторской задолженности по налогу на прибыль и НДС.