Как и для чего появился Евразийский экономический союз?
В 90-х годах бывшие союзные республики столкнулись с похожими трудностями в экономике. Чтобы помочь друг другу преодолеть проблемы экономического характера пять республик 26 февраля 1999 года создали Таможенный союз и Единое экономическое пространство. Договор подписали: Россия, Таджикистан, Казахстан, Белоруссия и Киргизия.
С 2000 по 2014 экономический союз республик существовал как Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС). В рамках ЕврАзЭС с 01.01.2010 г. заработал Таможенный союз между 5-ю государствами.
Это дало возможность:
ввести единый таможенный тариф для третьих стран и меры нетарифного регулирования;
отменить таможенный контроль и оформление деклараций;
запустить в работу Таможенный кодекс Таможенного союза.
Но позже, 10 октября 2014 года страны — участницы ЕврАзЭС в Минске подписали документы о ликвидации Евразийского экономического сообщества. И с 1 января 2015 года заработал Евразийский экономический союз (ЕАЭС).
Главными целями подписания этого межнационального союза:
Формирование условий для постоянного укрепления экономик государств-участниц с целью улучшения уровня жизни населения.
Создание единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов.
Повышение международной конкурентоспособности, развитие деловой активности и привлечение инвестиций.
Создание общего рынка транспортных услуг.
Создание общего энергетического рынка.
Формирование единообразной системы таможенного регулирования.
Гарантия беспрепятственного передвижения граждан государств внутри союза.
Сейчас ЕАЭС состоит из 5 стран:
Россия, Белоруссия и Казахстан — вступили с 1 января 2015 г.
Армения — со 2 января 2015 г.
Киргизия — с 12 августа 2015 г.
Страны-наблюдатели, которые сотрудничают с Таможенным союзом, но не имеют правовых возможностей участвовать в принятии решений: Молдавия — с мая 2018 г., Узбекистан и Куба — с декабря 2020 года.
Для более эффективного взаимодействия ЕАЭС построил зону свободной торговли. Причина ее создания – отмена пошлин, сборов на продажу товаров таможенного союза в тех странах, которые принимают в ней участие.
В зону свободной торговли вошли: Вьетнам, Сингапур, Сербия. Все государства, которые являются частью ЕАЭС, автоматически становятся участниками Таможенного союза.
К 2025 году ЕАЭС спрогнозировано создание нескольких общих рынков и пространств. Планируется:
создание совместных рынков газа, нефти и нефтепродуктов;
ввод единого общего транспортного пространства;
координация агропромышленной политики;
достижение беспрепятственного перемещения товаров и рабочей силы;
создание общего финансового рынка ЕАЭС.
Какова структура руководства в ЕАЭС?
Высший Евразийский экономический совет — верховный орган ЕАЭС. Входящие в его состав главы государств, ежегодно проводят заседания совета.
Евразийский межправительственный экономический совет — в его составе главы правительств стран-членов ЕАЭС.
Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) — непрерывно функционирующий орган. Основная его цель – обеспечение условий для работы и развития ЕАЭС, привлечение и взаимодействие с ключевыми партнерами из европейского и азиатско-тихоокеанского регионов. Сайт Евразийской экономической комиссии.
Суд Евразийского экономического союза — выполняет роль судебного органа в рамках наднационального законодательства ЕАЭС.
На данный момент в ЕАЭС введено 52 технических регламента, и их число ежегодно растет.
Что такое технические регламенты и для чего они нужны?
Одна из главных задач ЕЭК – поступление на внутренний рынок безопасных и качественных товаров. Поэтому при ввозе товара импортер сталкивается с ситуацией, когда таможенный орган кроме прочих документов требует предоставить сертификат соответствия или декларацию о соответствии товара. Именно эти документы подтверждают, что товар соответствует Техническому регламенту Таможенного союза (ТР ТС). Так как вместо Таможенного союза было создан ЕАЭС, новые техрегламенты называются — ТР ЕАЭС. Но документы, на которых указано бывшее название органа свой правовой статус не утратили и к применению обязательны.
Технические регламенты ЕАЭС — это правила и нормативные акты, которые содержат требования к безопасности продукции. Если продукция удовлетворяет требованиям регламента, то ее можно продавать, перевозить и хранить на территории ЕАЭС.
Пример. Компания решила закупить в Китае партию детской обуви. Не получится просто доставить и начать реализацию этого товара в РФ — товар может быть опасен – иметь токсичность, вызывать аллергию и т.д.
Полный перечень технических регламентов легко найти на сайте Евразийской экономической комиссии.
Также в регламент включены следующие данные:
форма соответствия — сертификация, декларирование или госрегистрация;
схема проведения оценочных действий товара;
список документов, который необходим для проведения процедуры подтверждения.
После завершения оценочных мероприятий выдается разрешительный документ. Без него продавать на внутреннем рынке, импортировать в страны ЕАЭС и производить готовую продукцию не разрешено. Технические регламенты действуют на всей территории ЕАЭС.
В некоторых случаях получать ТР ЕАЭС не нужно:
на продукцию, которая уже была в использовании;
на образцы для испытаний или рекламных кампаний;
на продукцию личного пользования.
Что такое Декларация соответствия и как ее получить?
Декларация о соответствии — документ, который подтверждает соответствие товара требованиям техрегламента (ТР) ЕАЭС. Если товар подпадает под действие ТР, но не подлежит обязательной сертификации — необходима декларация о соответствии.
С 01.01.2021 года подать заявление на получение декларации можно только с помощью сервиса ФГИС Росаккредитации. Заявителем Декларации может быть только юрлицо, которое зарегистрировано на территории ЕАЭС. Оно должно быть подписано квалифицированной усиленной электронной подписью (ЭЦП). Заявление нельзя отправить по почте или донести лично (Приказ Минэкономразвития №478 от 31 июля 2020 года).
Важно! Ответственность за предоставленную информацию несет заявитель.
Алгоритм действия для получения декларации о соответствии:
Отобрать образцы продукции.
Найти и заключить договор с лабораторией.
Собрать необходимый комплект документов на тестируемую продукцию и предоставить лаборатории вместе с образцами.
Получить протокол испытаний по завершению исследования.
Через сервис Росаккредитации подать протокол и зарегистрировать декларацию.
Убедиться, что декларация появилась в реестре, распечатать, подписать и поставить печать организации.
Всего существует 6 схем декларирования:
1д — самая простая схема, когда продукт проверяется по предоставленным документам, без исследования в лаборатории (например, экспертиза образцов силами производителя). Заявителем может быть только производитель. Используется для серийной продукции.
2д — такая же схема, как и 1д, только используется для партии товара или единичной продукции. Заявителем может быть и производитель, и поставщик (продавец).
3д — продукт должен быть проверен только в аккредитованной испытательной лаборатории. Используется для серийной продукции. Заявителем может быть только производитель.
4д — такая же схема, как и 3д, только используется для партии товара или единичной продукции. Заявителем может быть и производитель, и поставщик (продавец).
5д — более сложная схема. Применяется для продукции, которая является частью другого готового изделия. Испытания можно провести только после того как готовое изделие соберут и установят полностью. Применяется в основном в машиностроении, на опасных производственных объектах. Используется для серийной продукции.
6д — подходит для крупных промышленных предприятий, у которых есть подтвержденный сертификат менеджмента качества ISO. Испытания проводит аккредитованная лаборатория, используется для серийной продукции.
Важно! Лаборатория для испытаний должна пройти гос. аккредитацию. Проверить этот факт и убедиться в ее полномочиях можно в специальном реестре на сайте ЕЭК.
Цена лабораторных исследований зависит от вида и количества испытаний, которое должна пройти продукция.
Максимальный срок действия декларации о соответствии — 5 лет.
Что такое Сертификат соответствия и как его получить?
Сертификат соответствия — это документ, который подтверждает соответствие товара требованиям техрегламента (ТР) ЕАЭС или ГОСТу. Товар не может быть растаможен, поступить в обращение на рынок ЕАЭС, если у него нет разрешительного документа. Этот документ должен быть у производителя и продавца.
Сертификат выдает специализированный аккредитованный орган. Срок действия разрешительного документа от 1 до 5 лет в зависимости от регламента, на основании которого подтверждают продукцию.
В России сертификат базируется на:
1) Системе ГОСТ Р — действуют на территории РФ. До 1 сентября 2022 года действует перечень сертифицируемых товаров согласно постановлению №982 Правительства РФ от 01.12.2009. Начиная с 01.09.2022 вступит в силу Постановление Правительства РФ 2425 от 23 декабря 2021 года, которое содержит два вида товаров, подлежащих:
обязательной сертификации;
обязательному декларированию.
2) ТР ТС — действуют на территории ЕАЭС. Может быть выдан юрлицам и ИП, которые зарегистрированы на территории Евразийского союза. Полный перечень товаров, который необходимо сертифицировать по ТР ТС представлен в решении Комиссии Таможенного союза от 7 апреля 2011 года №620.
Сертификации подлежат такие товары, как:
нижнее и постельное белье;
строительные изделия из металла;
игрушки и товары для детей;
лифты;
трубы и детали трубопровода и проч.
Алгоритм действия для получения сертификата о соответствии:
Выбрать аккредитованный сертифицирующий орган в реестре ЕЭК.
Проверить статус организации: не отозвана ли лицензия, не находится ли компания в статусе ликвидации.
Проверить: входит ли необходимый для сертификации товар в область аккредитации выбранного органа.
Определиться, сертификат нужен на серийную продукцию или на партию товара. Если заявляется серийная продукция, орган по сертификации может проверить производство.
Заключить договор с аккредитованным органом сертификации. Отправить заявление и пакет необходимых документов согласно техрегламенту.
Дождаться подтверждения соответствия товаров и получить сертификат.
Проверить достоверность полученного документа на сайте Росаккредитации.
Примерный набор документов, который запросит сертификационный орган:
Заявление на проведение сертификации.
Регистрационные документы ИП или юрлица.
Уставные и учредительные документы заявителя.
Техническое описание товара (на русском языке).
Остальные требования зависят от характеристики товара. Например, для сертификации товаров для детей и подростков дополнительно придется предоставить:
сертификат на сырье из которого произведен товар;
изображение типовых образцов;
данные о производителе данного товара;
паспорт изделия;
протоколы испытаний, сертификаты менеджмента производства (при наличии);
дополнительные документы (по согласованию).
До начала испытаний образцов заявитель и специалист из сертификационного органа должны выбрать схему, по которой будет происходить процесс подтверждения качества товара.
Схема сертификации — это комплекс действий по сертификации в зависимости от характера, вида и объема товара. Сертификаты оформляются на контракт, партию или серийный выпуск. Всего существуют 9 схем:
1с — применяется для серийной продукции. Необходимы испытания в аккредитованной лаборатории и анализ состояния производства.
2 — такая же, как и 1с, но производитель должен иметь действующий сертификат ISO.
3с — для партии продукции. Необходимы испытания продукции.
4с — такая же, как и 3с, но для единичной продукции.
5с — применяется для серийной продукции. Имеет высокие требования к технологии производства. Проводятся периодические инспекции производства
6с — такая же, как 5с, но производитель должен иметь действующий сертификат ISO.
7с — применяется для крупной серии сложной продукции, которая имеет много модификаций. Проводятся периодические экспертизы образцов и инспекции производства.
8с — такая же, как 7с, но производитель должен иметь действующий сертификат ISO.
9с — применяется для ограниченных партий сложной высокотехнологичной продукции.
Когда свидетельство уже на руках у импортера, то на упаковку и сопроводительные документы необходимо нанести маркировку «ЕАС».
Что такое Свидетельство о госрегистрации и как его получить?
Существует группа товаров, у которой более высокие требования по безопасности. Она требует сложной процедуры подтверждения соответствия — государственной регистрации.
Свидетельство о государственной регистрации (СГР) — документ, который подтверждает эпидемиологическую и санитарную безопасность товаров, которые ввозятся в РФ. Получение этого документа для ряда изделий является обязательной процедурой.
К такой продукции относятся:
средства гигиены, парфюмерия, краски для волос;
витамины, продукты гомеопатии, усилители вкуса.
Есть еще один перечень товаров, который нужно регистрировать вне зависимости от того, к какому техническому регламенту они относятся. В этот перечень входят:
продукты питания, бутилированная вода;
товары, которые соприкасаются с кожей человека, продуктами питания или лекарствами;
гигиенические изделия;
бытовая химия и средства для дезинфекции;
изделия, которые созданы с помощью нанотехнологий и др.
Полный перечень продукции, подлежащей обязательной госрегистрации утвержден Решением Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 № 299.
Государственную регистрацию выдает только Роспотребнадзор на основании проведенных исследований образцов товаров. Срок действия этого документа 5 лет или бессрочно, в зависимости от подтверждаемого товара.
СГР оформляется на защищенном бланке с уникальным номером, печатью и подписью сотрудника Роспотребнадзора.
Алгоритм действий для получения свидетельства о госрегистрации:
Подписание договора на испытания с аккредитованной лабораторией.
Передача образцов продукции в лабораторию для испытания.
Получение протокола испытаний.
Отправка данных в Роспотребнадзор вместе с пакетом документов.
Чтобы получить СГР при ввозе импорта из стран ЕАЭС, нужно собрать следующий комплект документов:
Заявление.
Копия контракта.
Технические и нормативные документы — стандарты, инструкции, рецептуры или спецификации, заверенные производителем.
Протоколы лабораторных испытаний.
Доверенность о праве представления интересов производителя.
После получения документа, можно проверить появился ли сертификат в Едином реестре свидетельств о государственной регистрации на сайте ЕЭК.
Какие особенности нужно учесть при импорте из ЕАЭС?
Несмотря на то, что товары из стран-участниц ЕАЭС можно ввезти по упрощенному порядку, есть несколько тонкостей и правил для такого импорта.
Таможенное оформление
Большая часть товаров не требует выпуска таможенной декларации при импорте из стран ЕАЭС. Но уведомить государство о ввозе необходимо. Для этого импортер из РФ, через личный кабинет ФТС, должен подать статистическую форму отчета о поступивших товарах (Постановление Правительства Российской Федерации от 19 июня 2020 г. № 891).
Статформу необходимо отправить не позднее 10-го рабочего дня, следующего за месяцем, в котором был ввоз товара. Если импортер опоздает или не подаст отчёт, ему грозит административная ответственность и штраф.
Таможенные пошлины
Согласно Договора ЕАЭС статьи 28, с целью эффективного функционирования рынка, ввозные и вывозные пошлины на территории ЕАЭС не применяются. Но есть ряд исключений.
Казахстан, Армения и Киргизия входят во Всемирную торговую организацию. Поэтому, чтобы исключить льготные режимы для внутренних производителей, размер пошлины на ввозимый из этих стран товар был скорректирован.
Ставку таможенной пошлины можно проверить в Едином таможенном тарифе ЕАЭС по коду ТН ВЭД.
Валютный контроль
Если декларирование товаров при импорте из ЕАЭС имеет упрощенный характер, то валютный контроль по сделкам с ЕАЭС проводится в полном объёме и требованиями (ФЗ № 173-ФЗ от 10 декабря 2003 «О валютном регулировании и валютном контроле»).
Документы для импорта из ЕАЭС
Список документов для оформления таможенной декларации по импорту зависит от контрактных условий сделки и специфики ввозимых товаров.
Неизменный перечень документов для подачи в ФТС:
контракт купли-продажи;
инвойсы;
упаковочные листы;
международные транспортные документы (CMR, коносамент и т.д.);
техническое описание ввозимого товара;
сертификат происхождения и др.
Уведомление о прослеживаемости товаров
С 08.07.2021 г. всем организациям и ИП, которые ввозят прослеживаемую продукцию из стран ЕАЭС необходимо подавать специальное уведомление в ФНС. Список таких товаров утвержден Постановлением Правительства РФ от 8 июля 2021 года №1110.
Уведомление необходимо направить в ИФНС по месту регистрации в течение 5 рабочих дней после дня приема к учету этого товара. Отчет подается в электронном виде.
После рассмотрения налоговая присваивает продукции регистрационный номер партии товаров — РНПТ. Его необходимо будет указать во всех документах, в которых указаны реквизиты прослеживаемости.
Налогообложение при импорте из ЕАЭС
При импорте из ЕАЭС НДС и акцизы уплачивают в налоговые органы юрлица и ИП – собственники ввезенных товаров. Косвенный налог при ввозе из ЕАЭС должны платить все импортеры, независимо от применяемого налогового режима (УСН, ЕНВД, патент).
Формула для расчета ввозного НДС:
Ввозной НДС = (Стоимость товара по договору + Сумма акциза) * Ставка НДС
Пример. ООО «Контур» ввез в РФ из Республики Казахстан штабелер для дальнейшей перепродажи. По контракту его цена равна 800 100 руб.
800 100 х 20% = 160 020 руб. — сумма НДС, который «Контур» уплатил в бюджет РФ.
«Контуру» необходимо сделать следующие проводки в бухучете:
Дебет 41 Кредит 60 – 800 100 руб. — отражена стоимость штабелера;
Дебет 60 Кредит 51 – 800 100 руб. — оплачен штабелер;
Дебет 19 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС» — 160 020 руб. — начислен НДС к уплате в бюджет;
Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 51 — 160 020 руб. — уплачен НДС в бюджет.
Особенности ввозного НДС
Налоговая база определяется на дату постановки импортного товара на учет. Если по договору стоимость указана в инвалюте, то пересчет в рубли производится на эту же дату.
Если доп. услуги (транспортировка, услуги таможенного брокера) не включены в стоимость товара по условиям договора, то эти расходы не включаются в расчет налоговой базы.
Не позднее 20-го числа следующим за месяцем, в котором импортные товары были поставлены на учет, импортеру необходимо отправить в ИФНС декларацию по косвенным налогам (Приказ ФНС России от 27.09.2017 № СА-7-3/765@).
К декларации необходимо присоединить ряд документов, которые подтверждают факт ввоза товара и уплату НДС.
Заявление о ввозе товара и уплате налога (заполняется по каждому импортному контракту).
Выписка с банка, доказывающая уплату налога.
Товаросопроводительные и/или транспортные накладные, которые подтверждают факт ввоза товара (CMR, ж/д или авианакладные).
Документ, подтверждающий стоимость ввезенной продукции (счет-фактура, счет).
Контракт купли-продажи.
Если товар импортируется из Казахстана, который входит в особый перечень стран с пониженной ввозной пошлиной, то добавочно необходимо приложить:
бумажную копию электронного счета-фактуры, с печатью Комитета госдоходов Минфина Казахстана;
оригинал сертификата происхождения товара СТ-1 (если товар был произведен на территории Казахстана), или
копию таможенной декларации с печатью Комитета государственных доходов Минфина Республики Казахстан (если товар ввезен в Казахстан из третьих стран), либо
заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (если товар ввезен в Казахстан из другой страны ЕАЭС).
Срок проверки документов ИФНС — 10 рабочих дней. По окончании нее инспекция:
вышлет заявление с подтверждением об уплате налога (один экземпляр заявления необходимо выслать своему продавцу для подтверждения экспорта с 0% НДС).
Сообщит об ошибках или несоответствиях для подтверждения уплаты налога. В этом случае необходимо устранить ошибки или расхождения: дослать документы, доплатить налог, исправить ошибки в заявлении и т.д.
Какие особенности нужно учесть при экспорте из ЕАЭС?
Экспорт в страны ЕАЭС почти не отличается от вывоза в другие государства. Применяется ставка НДС 0%. Подтвердить ее необходимо в срок до 180 дней, предоставив в ИФНС по месту регистрации документы. Если экспортер не успеет подать подтверждающие документы в срок, то придется заплатить налог – 10% или 20% и пени, которые начисляются с 181-го дня после отгрузки.
Для подтверждения ставки 0% при экспорте в налоговые органы необходимо предоставить :
заявление;
экспортную декларацию;
контракт по сделке;
документ, который зафиксировал факт прохождения границы.
Другая особенность экспорта в ЕАЭС — сдача статистического отчета по перемещению товара. Статформу необходимо отправить до 10-го числа месяца следующего после месяца, в котором была отгрузка. Отчет заполняется и подается через личный кабинет на сайте ФТС.
При обнаружении ошибки или неточностей, ФТС вернёт статотчет на доработку. Максимальный срок для исправления — 10 дней.
Если экспортер не подаст или опоздает со сдачей отчетности, его привлекут к административной ответственности и обяжут заплатить штраф:
Документы, которые необходимы для экспорта в ЕАЭС:
контракт купли-продажи;
товаросопроводительные документы: накладные, CMR;
счет-фактура;
документы для валютного контроля (для банка).
Какие основные ошибки допускают участники ВЭД при сдаче статотчета?
На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 19 июня 2020 года № 891, все участники ВЭД с ЕАЭС должны подать статотчет в ФНС.
Однако многие участники внешнеэкономической деятельности допускают ошибки, которые приводят к неблагоприятным последствиям. Например:
1.Форму не подали или отправили с опозданием – компанию привлекут к административной ответственности и выставят штраф от 20 до 50 тыс. рублей (для должностного лица — от 10 до 15 тыс. рублей).
2. Некорректно указан отчетный месяц — такие данные будут определены как недостоверные и могут повлечь штрафные санкции. При экспорте необходимо указывать месяц отгрузки из РФ, при импорте — месяц, в котором товар пришел на склад российского импортера.
3. Неверное заполнение граф форм. В этом случае данные также будут определены, как «недостоверные сведения». Например, если сделать ошибку в единице измерения веса, отчет таможенный орган не примет. Статформа должна быть подписана лицом, которое заполняло отчет.
4. Повторное нарушение сдачи отчета грозит увеличением суммы штрафа. Для юрлиц – от 50 тыс. руб. до 100 тыс. руб. Для должностных лиц — от 20 тыс. руб. до 30 тыс. руб.
У компании есть 10 дней на корректировку формы, которая была отправлена с ошибками. Срок будет считаться со дня, когда сотрудник ФНС пришлет в личный кабинет уведомление об ошибке.
Кому не нужно сдавать статформу?
Отчет не подают участники ВЭД:
Если ввозится транзитный груз. Т.е. импортируемые в ЕАЭС товары не будут реализованы в Евразийском союзе, а предназначаются для третьих стран, не входящих в ТС.
Если ввезли товар на время (до одного года). Например, для международной ярмарки или выставки.
Если товар был ввезен на время – для ремонта.
Упрощенное получение разрешительных документов. Что изменилось в 2022 году?
На основании Постановления правительства №353 от 12.03.2022 об «Об особенностях разрешительной деятельности в РФ в 2022 году» власти упростили получение разрешительных документов при импорте товаров в зону Таможенного союза.
1) Продлили срок действия сертификатов и деклараций о соответствии на один год тем, у кого разрешительные документы заканчиваются в период с 14.03.22 по 01.09.22.
2) Перенесли срок ежегодной плановой инспекционной проверки на 6 месяцев. Ввели возможность инспектировать предприятие посредством анализа состояния предприятия удаленно – с помощью аудио и видеоконференцсвязи.
3) Разрешили не предоставлять документы о соответствии на следующие виды товара:
запасные части;
комплектующие или материал, из которого будет произведена готовая продукция на территории РФ;
единичные экземпляры исключительно для собственного использования декларантом.
4) Разрешили не предоставлять оригиналы сертификатов и деклараций в таможенные органы.
5) Разрешили ввозить не маркированную продукцию до 1 марта 2023 года. Но до продажи товара конечному покупателю маркировку необходимо нанести.
6) Ввели разрешение признавать протоколы испытаний действительными для оценки на соответствие товара до 1 сентября 2022 г.
Важно! После 01.09.2022 разрешительные документы могут быть признаны недействительными, в том числе и те, которые были одобрены до 1 сентября.
7) Разрешили указывать адрес изготовления продукции GLN (Global Location Number) любым способом на выбор заявителя.
Какие особенности взаимодействия стран ЕАЭС в 2022 году
В 2022 году прошло несколько изменений в порядке взаимодействия с государствами ЕАЭС.
Банковский сектор. Замена иностранного SWIFT на СПФС (Система передачи финансовых сообщений) оградила от проблем с переводом денежных средств между странами. Такую систему подключили Россия, Кыргызстан, Беларусь, Армения.
Валюта взаиморасчетов. Государства ЕАЭС договорились производить расчеты друг с другом в национальной валюте – рубль, сом, тенге и т. д. По сведению ТАСС в августе 2022 года страны ЕАЭС уменьшили взаиморасчеты в долларах на 21%.
Сертификат СТ-1. Согласно приказу ТПП РФ от 28.03.2022 № 32 сертификаты о происхождении товара формы СТ-1 будут выдаваться торгово-промышленной палатой российским экспортерам бесплатно до 31 декабря 2022 г.
Карта «МИР». Карта работает на всей территории ЕАЭС.
Онлайн-торговля. В первом полугодии 2022 г. количество предпринимателей из стран ЕАЭС на маркетплейсах выросло в 12 раз. Продажи компаний из Беларуси, Казахстана, Армении и Кыргызстана на Вайлдберриз выросли более, чем в 5 раз сообщает ТАСС.
Часто задаваемые вопросы
Может ли товар, ввезенный из стран ЕАЭС и прошедший таможенную очистку в ней, свободно перемещаться по остальной территории Союза?
Может. Когда товар выпущен в одной из стран ЕАЭС, он получает статус товаров ТС и может свободно перемещаться по всей территории ТС. Дополнительно декларировать и оформлять разрешительные документы (сертификаты, декларации соответствия) не нужно.
Как зарегистрировать продукцию, которая подлежит ветеринарному или фитосанитарному контролю, для ее поставок на рынок ЕАЭС?
Ввоз такой продукции на территорию ЕАЭС разрешен лишь юрлицам и ИП, которые включены в Реестр организаций и лиц, осуществляющих производство, переработку и (или) хранение товаров, Регистрация товаров (пищевой продукции) уполномоченными органами в области ветеринарии не предусмотрена.
Кто является председателем ЕАЭС?
Председатель меняется каждый год. В 2022 году Киргизия председательствует в объединении.
Чем отличается Сертификат соответствия от Декларации соответствия?
Оба документа равны в юридически, действуют на территории РФ и определены одинаковыми законодательными актами.
Основные отличия:
Декларацию разрешается оформить на обычном листе бумаги, для сертификата предусмотрена строгая форма бланка.
Декларация может быть только обязательной. Сертификат – как обязательный, так и добровольный.
За сведения в декларации будет отвечать заявитель, а за данные в сертификате – аккредитованный орган, который выдал этот документ.
Что будет, если импортер не предоставит документы соответствия?
За отсутствие обязательных документов соответствия предусмотрена административная ответственность:
штраф от 30 тыс. руб.;
конфискация товара, если нарушение было не единожды;
временный запрет на ведение предпринимательской деятельности;
штраф до 200 тыс. руб., если импортер обманул покупателя;
штраф до 1 млн руб., если продукция не соответствует тех. регламентам;
уголовная ответственность, если поставщик подделал декларацию или сертификат соответствия.
Что предъявить таможне, если согласно ТР ЕАЭС продукция не подлежит обязательной сертификации или декларированию?
В этом случае необходимо оформить Отказное письмо – документ, который подтверждает, что на продукцию не требуется сертификация. Такое письмо, как и сертификат, выдает аккредитованный орган по сертификации.
Для получения отказного письма понадобятся:
заявка по образцу сертификационного центра;
карточка организации-заказчика, где указаны название, реквизиты, юридический адрес и ФИО руководителя;
наименование товарной группы и конкретного товара, на который нужно получить отказное письмо;
техническое описание продукции, код ОКП или ТН ВЭД;
для импортной продукции — контракт или инвойс.
Обычно эта услуга стоит от 3000 руб. и занимает 1 – дня. Для отказного письма не нужно проводить исследования образцов изделий. Эксперт принимает решение на основании предоставленных документов, общих регламентов и норм законодательства.
Для отказного письма нет утвержденного формата. Обычно его распечатывают на фирменном бланке сертификационного центра, заверяют печатью и подписью эксперта.
Текст составляют в произвольной форме, но в нем должны быть указаны обязательные сведения:
название и реквизиты организации, выдавшей документ;
название компании-заказчика;
исходящий номер письма и дата его составления;
наименование продукции, код ОКП или ТН ВЭД;
информация о том, что для указанной продукции не требуется сертификация и декларирование, со ссылками на законодательство и регламенты;
срок действия документа.
Что такое авансовый платеж акциза? Кто и когда его должен заплатить?
Авансовый платеж акциза – косвенный налог, который необходимо уплатить предварительно за алкогольную или спиртосодержащую продукцию, ввозимую в РФ из стран ЕАЭС.
Акциз необходимо уплатить не позднее 15-го числа текущего налогового периода. Размер налога рассчитывается на основании общего объема этилового спирта, который импортер намерен ввезти в текущем налоговом периоде. Авансовый налог уплачивает организация-импортер из России.
Больше ответов на вопросы по ВЭД с Турцией вы можете посмотреть по ссылке.
Начать дискуссию