Налоговым органом проведена выездная налоговая проверка Общества. По результатам проверки вынесено решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением, мотивируя тем, что налоговым органом допущено нарушение сроков принятия итогового решения по проверке, более 2-х лет, что привело к истечению срока на выставление требования об уплате и принятию решения о взыскании налога.
При расчете предельного срока на вынесение и вступление в законную силу решения по результатам налоговой проверки, а также выставления Требования и решения о взыскании доначисленных Обществу сумм в принудительном порядке необходимо учитывать сроки в той продолжительности, которая установлена нормами НК, что соответствует подходу, изложенному в пункте 31 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами НК».
Сроки:
2 месяца на составление акта выездной налоговой проверки, 10 рабочих дней на составление акта камеральной налоговой проверки (пункт 1 статьи 100 НК);
5 рабочих дней на вручение акта налоговой проверки (пункт 5 статьи 100 НК РФ);
10 рабочих дней на вынесение решения по итогам налоговой проверки или решения о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля, 1 месяц на продление рассмотрения материалов налоговой проверки (пункт 1 статьи 101 НК);
1 месяц на проведение дополнительных мероприятий налогового контроля (пункт 6 статьи 101 НК);
3 месяца на направление требования об уплате налога со дня выявления налоговым органом недоимки (пункт 1 статьи 70 НК);
20 рабочих дней на направление требования об уплате налога по результатам налоговой проверки (пункт 2 статьи 70 НК).
Проанализировав представленный Обществом расчет установленных НК максимальных сроков для вынесения и вступления в силу решения по результатам выездной налоговой проверки налогоплательщика, а также осуществления мер принудительного взыскания доначисленных налогов и пени, суд соглашается с Заявителем, что крайний срок на выставление Требования у Налогового органа истек 15.01.2020 г., а Решения о взыскании вынесены — 06.04.2020 г., то есть более двух лет назад.
Таким образом, учитывая представленный расчет, а также сроки, установленные налоговым законодательством, решение о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности Инспекция обязана была принять в срок до 22.08.2019 года. Вместе с тем, фактически решение по итогам выездной налоговой проверки принято налоговым органом 25.11.2021 г., то есть в срок, превышающий два года.
Соответственно, Налоговый орган утратил возможность выставления Требования 16.01.2020 г., то есть более двух лет назад.
Срок на принудительное взыскание доначислений по налоговой выездной налоговой проверке Общества с учетом установленных НК РФ сроков истек: за счет денежных средств налогоплательщика - 06.04.2020 года; за счет имущества налогоплательщика — 04.02.2021 года.
Суды (Апелляция и Кассация) указали: Согласно ст. 101 НК основанием для отмены решения, которое принято по итогам налоговой проверки, является только не обеспечение налогоплательщику возможности участвовать в рассмотрении материалов проверки и представлять объяснения.
В связи с чем доводы Общества о процессуальных нарушениях и нарушениях сроков вручения акта налоговой проверки, рассмотрения акта выездной налоговой проверки, материалов выездной налоговой проверки и возражений на акт выездной налоговой проверки, вынесения итогового решения по выездной налоговой проверке отклоняются судом апелляционной инстанции.
Из материалов дела следует, что общество ознакомлено с материалами выездной налоговой проверки, заявителю предоставлена возможность на представление соответствующих возражений по результатам проведенных мероприятий налогового контроля, в том числе, дополнительных; заявитель надлежащим образом извещен о датах рассмотрения материалов налоговой проверки и результатах их рассмотрения и дополнительных мероприятий налогового контроля и результатах их рассмотрения на основании извещений о вызове; налоговым органом соблюдены права общества в соответствии с законодательством о налогах и сборах; действия инспекции соответствуют требованиям ст. ст. 89, 100, 101 Налогового кодекса Российской Федерации и направлены на обеспечение возможности участия налогоплательщика в рассмотрении материалов проверки, дачи объяснений по составленным дополнениям к акту проверки и вынесения объективного решения с учетом проверки всех доводов налогоплательщика, изложенных в письменных возражениях по акту и дополнениям к акту.
Все прочие нарушения процедуры проверки не являются безусловным основанием для отмены решения, которое принято по ее итогам.
Ранее ВС РФ указывал, что двухлетний срок выступает гарантией соблюдения принципа правовой определенности.
Теперь как мы видим, суды не считают нарушение двухлетнего срока правовой неопределенностью, действительно, что тут не определенного.
Такой результат рассмотрения Кассацией (ФАС МО) по дела Ральф Рингера.
Остается надеется, что Верховный суд РФ не позволит изменить сформированную им практику по 2-х летнему ограничению срок на взыскание сумм по проверкам, в случае затягивания налоговиками сроков принятия решения по их результатам.
ЖДЕМ Решения Верховного суда РФ.
Больше полезной информации тут ➡️ @proff_nalog
Начать дискуссию