Не редкость для налогоплательщиков получать претензии от отделов контрольно-аналитического (КАО) и предпроверочного анализа (ППА), а в последствии и от выездных отделов, в части наличия «разрывов» в цепочке НДС, на 1,2,3,4 и так далее, звене.
Недавно руководитель ФНС заявил, что побуждения налогоплательщиков со стороны ППА и КАО стали главной формой налогового контроля
А что такое разрыв по НДС? Простыми словами разрыв по НДС (или расхождение по НДС) — это следствие несопоставления в программном комплексе АСК НДС-2 сведений об операции, отраженной налогоплательщиком в Разделе 8 налоговой декларации (книге покупок) в подтверждение правомерности применения налоговых вычетов, со сведениями данной операции, подлежащей отражению поставщиком налогоплательщика в Разделе 9 налоговой декларации (книге продаж) при реализации товаров (работ, услуг).
По сути, претензии сводятся к красным кружочкам (маркерам благонадежности налогоплательщика) АСК НДС 2 и неким эфемерным потерям бюджета, образованным на каком-то там звене.
Сегодня мы бы хотели привести нормативное обоснование отказа от претензий ФНС в этой части.
Этот отказ, а точнее обоснования отсутствия вины при работе с контрагентами, не стоит выпячивать на первой встрече и заставлять налоговиков работать и действительно собирать доказательства наличия вины в нарушении по взаимоотношениям со спорным контрагентом.
Первоначально надо выслушать, дабы бегать и прятаться смысла нет. Оценить суть претензий, сопоставить с реальностью и далее уже принимать решение о защите своих интересов.
Если оценка деятельности со спорным контрагентом у вас и налоговиков расходится кардинально, а пояснений по деятельности налоговикам мало, то в данном случае на определенных стадиях защиты рекомендуем разъяснить ФНС России свою позицию в следующей форме:
Само по себе выявление данных о «разрывах» при уплате НДС по спорным счетам-фактурам согласно программному комплексу «АИС Налог-3 АСК НДС-2» не отвечает условиям п. 1 ст. 169, п.п. 1 и 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК и не может являться основанием для отказа в праве на налоговый вычет НДС, тем более названная база данных не является общедоступной, порядок внесения в нее сведений и их достоверность ни судом, ни налогоплательщиком проверены быть не могут.
Фактически основанием для отказа в праве на налоговые вычеты по НДС по счет-фактурам со спорными контрагентами явились данные о «разрывах» при уплате НДС, выявленных инспекцией согласно программному комплексу «АИС Налог-3 АСК НДС-2».
Между тем, в соответствии с п. 1 ст. 169 , п.п. 1 и 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК право налогоплательщика на применение налоговых вычетов при приобретении на территории Российской Федерации имущества, предназначенного для осуществления операций, являющихся объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость, обусловлено наличием у него счетов-фактур с выделенной суммой НДС, а также документов, подтверждающих принятие имущества к учету. Иных условий предъявления налога к вычету действующим законодательством не предусмотрено.
Соответственно само по себе выявление данных о «разрывах» при уплате НДС по спорным счетам-фактурам согласно программному комплексу «АИС Налог-3 АСК НДС-2» не отвечает условиям п. 1 ст. 169 , п.п. 1 и 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК и не может являться основанием для отказа в праве на налоговый вычет НДС, тем более названная база данных не является общедоступной, порядок внесения в нее сведений и их достоверность ни судом, ни налогоплательщиком проверены быть не могут.
Налогоплательщик не может отвечать за действия своих контрагентов по отражению в налоговом учете тех или иных операций, при условии реальности произведенных операций и проявлении им должной степени осмотрительности.
Задолженность перед бюджетом по НДС, в случае ее образования у российского поставщика товаров и услуг вследствие его неправомерных действий, подлежит взысканию с последнего как с самостоятельного налогоплательщика в общеустановленном порядке в рамках осуществления налоговыми органами контрольных функций.
Достоверность налоговой отчетности контрагентов не может опровергаться лишь незначительностью итоговой суммы НДС, исчисленной к уплате в бюджет, значительной долей заявленных поставщиком налоговых вычетов. Заявляя довод об отсутствии источника для вычета (возмещения) НДС, инспекция не установила, что за незначительным налоговым бременем контрагентов может стоять неполнота уплаты налогов и контрагенты должны были исчислить НДС к уплате в большей сумме. В частности, налоговым органом не установлены признаки вывода денежных средств контрагентами по фиктивным документам в пользу третьих лиц, в том числе признаки обналичивания, перевода денежных средств в низконалоговые иностранные юрисдикции и иные подобные обстоятельства, порочащие достоверность налоговой отчетности контрагентов и полноту уплаты ими налога в период спорных взаимоотношений с обществом.
Незначительность исчисленных спорными контрагентами сумм НДС и налога на прибыль к уплате за спорные периоды сама по себе не свидетельствует о недобросовестности ни данных контрагентов, ни общества.
Инспекция не подтвердила, что заявленные ею пороки спорных контрагентов исходя из конкретной ситуации совершения сделок с ними с учетом характера, объемов и стоимости услуг очевидно свидетельствовали для заявителя о возможности неисполнения контрагентами своих налоговых обязательств.
Адаптируйте под себя, если надо конечно.
Только так надо отвечать, на претензии …
Все корректно само собой, мракобесия и криков нам не надо!
Больше полезной информации тут ➡️ @proff_nalog
Начать дискуссию