Вопрос по корректировке «входящего» НДС получил развитие:
Инспекция провела проверку и пришла к выводу, что у общества по полученным премиям возникает обязанность по восстановлению НДС
Налоговый орган настаивал, что выплата и предоставление премий в денежной форме (эквивалентному способу совершения расчетной операции) фактически не осуществлялась, а в проверке устанавливались последствия операции по безвозмездной передаче бонусного (премиального) товара.
Решением от 21.04.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 25.11.2022, в удовлетворении требований отказано.
Суд соглашается с мнением налогового органа о том, что положения ст. 154 НК РФ способны регулировать последствия формирования цены, стоимости, размера налогооблагаемой базы и вычетов по НДС применительно исключительно к стоимости основной поставки товара, которая во времени всякий раз предшествует моменту определения расчетных показателей для стимулирующих выплат премий и предоставление премиальных выплат. В отношении нее (основной партии товара) законодатель исключил необходимость корректировки значимых для налогообложения параметров при наступления случая — стороны не меняют условия ранее согласованной цены товара (стоимости сделки).
Налоговым органом сделаны выводы о том, что: при проверке установлены сделки с элементами односторонней направленности; предоставление премии в отсутствии признания снижения цены товара носит характер безвозмездной передачи; обязанность, право требования в отношении реальной сделки в отсутствии исполнения не возникает; указанные выше корреспондирующие правовые нормы позволяют утверждать, что в отсутствии премиальных выплат деньгами со стороны поставщиков лекарственных препаратов в адрес Покупателя, договоренности в рамках реального договора не могут быть восприняты способом, который мотивирует вывод о существовании денежного обязательства поставщиков товара как предпосылки для совершения действий в рамках зачетных обязательств.
Реальным результатом указанной хозяйственной деятельности проверяемого лица является то, что Продавец не уплачивает премию, а осуществляет отгрузку товара без оплаты его (товара) со стороны Покупателя. Оприходование товара осуществляется без формирования стоимости на затратных счетах в учете Покупателя, как следствие – признание внереализационного дохода.
Соответственно, поскольку безвозмездная передача премий, отнесена к категории реальных обязательств, то стороны лишены права самостоятельно изменять конструкцию сделки, придавая, например, реальной сделке консенсуальный характер и наоборот. Консенсуальные договоры характеризуются тем, что считаются заключенными в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта (п. 1 ст. 433 ГК РФ). Для заключения же реальных договоров в соответствии с п. 2 ст. 433 ГК РФ необходима только передача имущества.
Постановлением окружного суда от 13.04.2023 судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении решением суда первой инстанции от 26.12.2023 в удовлетворении требований Обществу вновь отказано.
На втором круге рассмотрения спора суд апелляционной инстанции разобрался в вопросе и указал:
Признание НДС как налога на потребление (перелагаемого на потребителей налога), в частности, означает, что хозяйствующим субъектам, приобретающим товары, работы, услуги для использования при совершении облагаемых операций, должна быть предоставлена возможность вычесть из НДС, исчисленного при совершении собственных облагаемых операций и предъявленного к уплате покупателям (потребителям), суммы так называемого «входящего» налога — суммы НДС, предъявленные контрагентами самому налогоплательщику при приобретении у них товаров (работ, услуг).
Признание НДС как налога на потребление (перелагаемого на потребителей налога), в частности, означает, что хозяйствующим субъектам, приобретающим товары, работы, услуги для использования при совершении облагаемых операций, должна быть предоставлена возможность вычесть из НДС, исчисленного при совершении собственных облагаемых операций и предъявленного к уплате покупателям (потребителям), суммы так называемого «входящего» налога — суммы НДС, предъявленные контрагентами самому налогоплательщику при приобретении у них товаров (работ, услуг).
В рассматриваемом случае, условия договоров и иных документов, которыми оформлены отношения поставщиков и общества в связи с выплатой премий (бонусов), не содержат положений, определяющих волю сторон на безвозмездную передачу имущества.
Договоры общества с поставщиками не содержат условий о выплате премий и бонусов посредством передачи покупателю дополнительных (бонусных) товаров бесплатно; не содержат элементы других договоров, предусматривающих оказание покупателем продавцу каких-либо услуг, за которые продавцом выплачиваются премии (вознаграждения).
Вопреки положениям части 5 статьи 200 АПК РФ налоговый орган не доказал, что поставщики отражали выручку от реализации, не соответствующую стоимости товара, согласованную в договорах поставки и оплаченную зачетом, что со стороны поставщиков имело место уменьшение стоимости товара, оплаченного бонусами.
Таким образом, воспринятый судом первой инстанции довод инспекции о том, что предоставленные обществу премии (бонусы) являются формой торговых скидок, применяемых к стоимости товара, оказывающих влияние на налоговую базу по НДС, нельзя признать обоснованным.
Премии, полученные налогоплательщиком от поставщиков за достигнутый объем покупок, не являются формой торговой скидки и не уменьшают стоимость продукции и, следовательно, их получение не влекло необходимость восстановления НДС покупателем. Основания для корректировки размера ранее заявленных обществом налоговых вычетов по НДС при получении премий (бонусов) отсутствуют.
Дело № А63-16421/2021
Источник ТГ канал Proff Налог
Начать дискуссию