Может кризис закончился?
Или «вылечили» все хозяйствующие субъекты? Да и не является ли базой управления финансами то, что подавалось под «антикризисным соусом»?
Окей, сарказм покинул эту статью.
На самом деле ведение предпринимательской деятельности априори сопряжено с рисками.
Что и упомянуто в определении этой самой деятельности
…осуществляемая на свой риск деятельность.
Да и ко времени этот предвестник несостоятельности бизнеса не привязан.
Следовательно, этот самый риск мы можем как констатировать, так и предсказывать. С определенной долей вероятности конечно. Облегчить работу предсказателя может тот факт, что спрогнозировать риск ухудшения финансового состояния можно по одному параметру.
Параметр этот — изменение маржи — является достаточным, но не единственным индикатором наступления кризиса на предприятии.
Маржа — это разница между ценой продажи и прямой себестоимостью.
Объем продаж в натуральном выражении помноженный на маржу единицы продукции должен как минимум покрывать постоянные расходы.
Надеюсь, что у моих читателей и подписчиков есть инструменты для контроля за этим важным показателем «здоровья» бизнеса. У многих, скорее всего, в автоматизированных системах учета.
Для тех, кто еще не обзавёлся подобным инструментом контроля, предлагаемый ниже вариант может стать базовым техническим заданием для программистов.
Базовый инструмент выполнен в Excel и направлен на ПРОГНОЗИРОВАНИЕ уменьшения маржи, а не на констатацию этого неприятного факта.
Файл-пример сможете скачать по ссылке в конце статьи. Если возникнут вопросы, то пишите в лс. В формулах и алгоритмах ничего сложного нет. Поковыряйтесь.
Из данных понадобятся:
продажные цены на продукцию;
спецификации;
цены на материалы, которые входят в спецификации.
Вот в последних и есть вся соль.
Как только закупщик получает информацию от поставщика об изменении цены на материал, то незамедлительно, ну ладно, своевременно, вносит эти изменения в цены. Такая информация обычно поступает за неделю или две до предполагаемого изменения цены. Должна поступать.
Если такого не происходит, то обсудите с поставщиком этот момент. Хаоса в таких вопросах быть не должно.
После внесения цен в таблицу, автоматически изменяется себестоимость. Получается, что вместо того, чтобы оказаться перед фактом изменения себестоимости, мы знаем об этом за две недели. У нас есть четырнадцать дней на принятие решений.
Естественно, что этот инструмент должен быть динамический.
Так же рекомендую дополнить его такими параметрами, как:
объем продаж в натуральном выражении;
золотой стандарт цены для безубыточности;
постоянные затраты;
любой другой актуальный для вашего бизнеса.
Можно следить только за ценами на закупаемые материалы. Но это будет выглядеть, как слова, вырванные из контекста. К решению проблемы необходимо подходить комплексно. Тем более к прогнозированию несостоятельности. Рассмотренный инструмент позволяет держать руку на пульсе.
Однако, как я сказал в начале статьи, этот инструмент является достаточным, но единственным.
Но это уже совершенно другая история.
С заботой о вашем бизнесе.
Владислав Савушкин, советник по управлению бизнесом.
Комментарии
2Еще одна таблица для усложнения бизнеса. Почему бы нормально не поработать в системе финансов?
Призывов на использование этой таблицы, как основного инструмента, в тексте нет🤓
А как тех.задание для программиста вполне неплохой вариант😉
Чтобы не автоматизировать хаос.
Да и опережающий индикатор изменения маржи - это не самый бесполезный для бизнеса маркер. Пусть и в excel-таблице✅
Среди представителей малого и среднего бизнеса адептов Excel хватает🚀
Каждому свое😉