Как делать креативный бизнес

Про партнёрский бизнес, производство контента, маркетинг с помощью текстов и работу с VC.ru

Про контент-заводы и пул задач Алексея

Понятие «контент-заводы» родилось в обсуждениях рабочих моментов внутри нашей команды. Юлия, директор по продажам и развитию, предложила для лендинга назвать так нашу деятельность. Я эту идею бессовестно украл и теперь везде использую.

А раньше мы описывали свою работу сильно проще: строим удалённые редакции, помогаем делаем контент. Но позже пришло осознание, что задачи нам прилетают абсолютно разные — не только тексты, но и лендинги, рассылки, описание товаров, карточек. Получается, надо постоянно переключаться с одного проекта на другой и выстраивать кучу вертикалей по работе. Всё это накапливается, и получается, что мы уже не просто редакция, а целый конвейер, настоящая фабрика контента.

На мне в «Рыбе» сейчас управление и менеджерские задачи, которые связаны с формированием команды: находить новых людей, подрядчиков, партнёров. Вместе с Юлией мы также придумываем и упакуем новые услуги. Так что я сейчас занят больше «придумыванием» —  в производстве я практически не участвую.

Карьерный путь, партнёрский и собственный бизнес

Я четыре года в сопартнёрстве управлял агентством контент-маркетинга «Сделаем». Там я отвечал за производство, формирование команды, качество продукта. Агентство началось с того, что мы с моим бывшим партнёром Пашей [речь о Павле Молянове из «Сделаем»] работали в одном стартапе, в котором создавался сервис, помогающий клиентам работать с контентом. Там решили дополнительно к этому сервису создать агентство. Для этого и позвали меня. За два месяца я придумал концепцию контент-агентства. Я придумал и понял — блин, у меня же уже есть целое агентство, странно будет его отдать кому-то. Мы с Пашей подумали и решили запустить «Сделаем». 

А «Рыба» — это уже разделившаяся редакция «Сделаем». Этот бренд пусть мы запустили с нуля, но команда у нас, получается, опытная. Сейчас «Рыбе» где-то  3-4 месяца. В агентстве руководитель и это уже мой собственный проект. 

В выборе партнёрства или собственного бизнеса есть две стороны. Мне кажется, что бизнес в партнёрстве делают, когда страшно начинать в одиночку, либо если у человека есть продуманный план по объединению с кем-то компетентным в определённых вопросах. Но и тут могут быть страх ответственности и незнание важных моментов.

Стоит ли начинать партнёрский бизнес — зависит от партнёра. Мне с Пашей повезло, у нас не было практически никаких конфликтов. Всё шло достаточно ровно и спокойно.

Мы обсудили нюансы, какие могли, ещё на первом этапе взаимодействия. Процессы осуществляли прозрачно, понимали ценность активов, подрядчиков и партнёров. Главное — у нас не было физических активов, поэтому делить на выходе особо было нечего. Мы легко нашли способ, как всё это подсчитывать и делить. 

Нет ничего плохого в том, чтобы попробовать создавать общее дело с партнёром и брать на себя определённые риски. Но четыре года назад у меня были совершенно другие мысли и ожидания — а сейчас с опытом и знаниями я бы сказал, что в партнёре нет необходимости. Можно просто нанимать людей, делегируя им задачи. По итогам своего пути могу сказать, что бизнес лучше делать одному, чтобы самому отвечать за свои действия, принимать решения и достигать поставленных целей.

А в расставании с бизнес-партнёром многое зависит от отношения к ситуации. У меня лично всё было на эмоциональном подъёме. Для меня это был новый шаг, новый вызов — у меня и название «Рыба», и дизайн, и идеи по сайту лежали 3,5 года. У меня был план — надо было просто его реализовать. Всё это дало мне второе дыхание и драйв. На этой волне мне было несложно взять на себя дополнительные обязательства по запуску нового проекта.

Чтобы не зачахнуть после прекращения партнёрства, надо придумать себе цель. Если есть цель и понимание, как её достичь, — всё должно срастись и случится. Если такого эмоционального подъёма нет, может, стоит подождать, пока взыграет. Важно именно гореть делом, а не заставлять себя действовать — иначе ничего не получится и эмоциональное состояние ухудшится.

Ну, а дальше нужны организация, умение найти хороших исполнителей и сплотить их в команду, налаживание потокового процесса с высоким уровнем качества и вовлечённости. Мне кажется, что здесь секрет успеха в том, чтобы наладить MVP и образовать минимальные жизнеспособные процессы. Не нужно браться сразу за всё и придумывать себе слишком много задач.

Как мотивировать сотрудников на работу

У нас нет офиса (и никогда не было), поэтому мы работаем удалённо. Нам это не мешает сотрудничать с крупными компаниями и иметь в команде людей, живущих в разных часовых поясах. Что касается взаимодействия с сотрудниками, вопросы по вовлечению у нас решились ещё до формирования команды.

У меня есть принцип отбора людей в команду, когда ты выбираешь кандидатов по профессиональным навыкам, а нанимаешь по их личным качествам.

  • Мы смотрим портфолио соискателя, его описание себя, прошлые проекты, а потом выделяем несколько наиболее крутых ребят и даём им тестовые задания.

  • На этапе созвона, во время общения, я начинаю понимать, насколько человеку интересно с нами поработать. Как показывает практика, таких специалистов всегда видно по горящим глазам, и в работе их не нужно через силу заставлять что-то делать — они всегда сами вовлечены.

С начала года мы убрали еженедельные планёрки и теперь делаем ежемесячные созвоны, потому что в нашей команде работают ответственные и самостоятельные ребята, которые прекрасно справляются со своими обязанностями и без постоянного контроля. Раз в месяц мы созваниваемся и делимся результатами проектов и ситуациями из личной жизни. А постоянную связь мы держим только в рабочем чате.

С вовлечённостью сотрудников никогда не будет проблем, если ты хорошо поработал на стадии отбора, периодически общаешься с членами команды и интересуешься их мнением по поводу атмосферы в компании. Тут не надо каждый день написывать — достаточно написать раз-два в месяц, спросить, как идут дела, как тебе вообще работа, как я тебе как руководитель.

Как писать на VC.ru и развивать контент-маркетинг

Висишка — целая отдельная тема. Каждый желающий перейти на VC должен понимать, что эта новостная лента создана для людей. Сюда пользователи приходят для того, чтобы развлечься, а не следить за определёнными авторами.

Поэтому заходить на данную площадку лучше с мыслью, что ваш бренд по умолчанию никому не интересен. Интересно читать про увлекательные истории, кейсы и жизненные факапы. Если вы, условно, внедрили CRM для клиента, но нигде ничего не сгорело, никто не подрался, а вы просто сделали свою работу — такая статья, скорее всего, и не залетит. 

Здесь важно найти баланс между пользой для бренда, желанием себя презентовать и реальной интересностью, которую бренд может дать. И в первую очередь работаем над текстом, привлекательностью картинки, кликабельностью заголовков — это главные приёмы новостных порталов. Если ваша статья не вызывает эмоций, то читатели пройдут мимо неё. Заходите на VC через эмоции!

К нам нередко приходят с запросом: «Хотим выйти на VC, стоит ли?» Мы честно говорим, что нет. Лучше напишите 10 статей под органику на свой сайт — это больше пользы принесёт.  

Но контент-маркетингом заниматься не просто можно, а нужно. Его позиции с каждым годом только укрепляются, и в 2023 году обязательно появится ещё больше коммерческих блогов и медиа от компаний, и, соответственно, спрос на хороших контент-маркетологов будет расти. 

Единственное, что мы стали замечать, — люди подустали от экспертного контента. Контент-маркетинг 2023 года — это больше про вовлечение, а не пользу. Бреды должны понять это и дать людям развлечься. Лучше совмещать в публикациях пользу и развлечение: не просто помочь аудитории решить какую-то проблему, а сделать это прикольно и забавно.

Блиц «Потом доделаю»  

Инструменты для работы

  • Google.Docs для текстов, задачи прописываю в задачнике Google, Google.Meet и SberJazz для встреч, с командой ведём проекты в YouGile, а переписываемся в Telegram. Свои планы веду на бумаге.

Привычки, которые помогают работе

  • Постоянно записывать всю приходящую информацию. Это помогает помнить о важных задачах и мелочах. Важно уметь не замалчивать и обсуждать дела.

Откладывание дел на потом

  • Постоянно откладываю на потом, так как в течение дня приходит куча задач, которые невозможно выполнить сразу. Откладывать что-то на потом — это нормально, но надо всё-таки возвращаться к задаче и нормально распределять внимание.

Важные навыки

  • Хард-скиллы для всех разные, а вот софт-скиллы, которые пригодятся всем, — умение общаться и находить подход к людям, эмпатия, способность быстро вливаться в коллектив, честное отношение.

Начать дискуссию