Начало пути
Мне было 17, и я решила стать блогером. Тогда в инсте это было очень просто: ты делаешь красивые картинки, ставишь людям лайки, а они подписываются. Не то, что сейчас.
Сначала блог был просто забавой и безопасным пространством, где я могла делать все, что захочу. Затем я поступила в МГУ, переехала в Москву и на себе прочувствовала все те бенефиты, которые дает раскрученный личный бренд. А дальше завертелось. Я поняла, что мне интересно изучить маркетинг и рекламу, понять, как работает психология зрителя.
Можно интуитивно набирать аудиторию, но я за твердый научный подход и предсказуемые результаты.
Спустя 2 года я начала продвигать коммерческие проекты. Затем открыла свое digital-агентство. Сейчас мой фокус на онлайн-образовании.
Как подходить к созданию стратегии для личного или клиентского блога
Мы всегда отталкиваемся от цели, которую преследует эксперт или бренд. И уже под цель подбираем тот набор инструментов, которые сработают именно у этого человека или бизнеса. Кстати, уже на этом этапе фиксятся многие баги: около 80% людей не умеют корректно ставить цели! А потом удивляются, что не могут к ней прийти. Конечно, если твоя цель — чтобы видео залетело на миллион просмотров, чего ты вообще хочешь?
Универсального подхода и тем более шаблонов не существует. Каждый проект уникален: своя цель, свое УТП и позиционирование, свой набор инструментов, свое распределение бюджета. Нельзя просто взять и переложить стратегию одного на другого. Банально точки А разные.
Роль креатива в продвижении
Я полностью убеждена, что за креативом настоящее и будущее. Сейчас рынок действительно перенасыщен, поэтому за внимание зрителя приходится бороться. Плюс «контентная слепота» (аналог баннерной слепоты в соц. сетях). Когда люди видят десятый похожий ролик или фотографию, они быстро пролистнут. Важно вызывать эмоцию и уметь зацепить внимание пользователя.
Плюс сейчас какой-то дикий тренд на тренды.
Это когда определенное видео с одним и тем же звуком и текстом выходит ежедневно у тысяч человек и брендов. На что похожа лента рекомендации? Copy → paste → copy → paste. Люди и бренды просто теряют свою уникальность, превращаясь в одинаковых безликих манекенов.
Но в этом есть огромный плюс для тех, кто фокусируется на своей аутентичности: среди одинаковых серых страниц выделиться куда проще.
Как справляться с трудностями в бизнесе? Расскажи на примере своей школы
Самая большая трудность в работе с учениками — это саботаж. Многие наслушались наставников наставников, которые обещают миллионы легко и за минуту, начинают опускать руки, если не видят быстрого результата. От этого отсутствие веры в собственные силы, неготовность работать продолжительное время и ощущение, что «другие уже заработали свои миллионы, а я все сижу».
Иногда я выступаю не только как стратег и преподаватель, но и как психолог: поддержка и опора от наставника в такие моменты очень важны. Также люблю применять в работе технику маленьких шагов. Это когда понемногу, без надрыва мы в конечном итоге приходим к желаемому результату.
Вторая самая большая проблема: непонимание людьми важности маркетинга. Люди часто не готовы вкладываться в рекламу, не понимая, что именно она — та самая окупаемая инвестиция! Это топливо, на котором работает вся система. Особенно такую тенденцию отмечаю в кризисные времена: как только в бизнесе дела идут хуже, сокращается бюджет на продвижение. Как итог: без рекламы и новых клиентов ситуация ухудшается еще сильнее.
Как создать личный бренд и что для этого нужно
1. Внешний образ и позиционирование.
То, как вы выглядите, какую философию несете в мир, каких ценностей придерживаетесь и в чем ваше УТП. Первостепенно в продвижении успешного личного бренда — создать личность, за которой пойдут люди.
2. Умение работать над контентом.
Как-никак в цифровом мире контент — это основной способ коммуникации с аудиторией, поэтому особенно важно уметь создавать его так, чтобы выводить людей на эмоции и управлять их вниманием.
3. Социальные доказательства.
С кем вы работаете? С кем общаетесь? Кто о вас пишет? Куда вас зовут? Все это элементы социальных доказательств, которые лучше любых слов дают зрителю возможность понять, что за человек перед ним и на каком он уровне.
4. Трафик.
Важно, чтобы о вас говорили из каждого утюга! Постоянно привлекать новую аудиторию, закупать рекламу в разных источниках и уметь эту рекламу отрабатывать и окупать — важнейший элемент развития личного бренда
5. Репутация.
Последнее в списке, но точно не по важности. Ваша репутация — это возможность играть вдолгую. Не просто разом заработать деньги, но создать успешный личный бренд и получить доверие людей.
6. Тренды и инновации.
Искусственный интеллект — однозначно. Глупо это отрицать.
Тренд на более длинные форматы контента. Снова на пике популярности YouTube, подкасты на различных площадках. Да, безусловно это дает меньшие охваты, чем короткие вирусные ролики, но гораздо более качественные.
Персонализация. В эпоху рассылок, рекламы и прочего зрителю все важнее чувствовать себя особенным, чувствовать внимание со стороны лидера мнений. Люди, на чьи комментарии не отвечают, вряд ли напишут снова. Ролики, в которых человек не находит себя, вряд ли наберут большое количество просмотров.
Любимый клиентский кейс
Хочу поделиться одной историей, которая в очередной раз доказывает, что нестандартные подходы дают серьезные результаты. Я сотрудничала с ресторанным проектом в центре Москвы. У них было мало гостей и низкие выручки, поэтому они решили усилить работу над маркетингом и соцсетями и предложили мне сотрудничество.
За время нашей работы мы усилили УТП и одни из первых в стране ввели акцию: с 12 до 16 по будням все блюда по себестоимости. На тот момент в РФ только набирал популярность TikTok, а бизнесы, особенно локальные, туда не шли. Фильтра по городам не было, таргет тогда еще работал, и они просто не видели смысла пробовать.
А мы, помимо блога в Instagram, решили одними из первых закупить рекламу у блогеров в TikTok. Для нас это было практически бесплатно — мы просто давали бартерные депозиты по 3000–4000₽ на блогера.
В итоге несколько роликов с обзорами ресторана завирусились, один из них набрал 2 млн просмотров. На следующий день случилась ситуация, которую я нескоро забуду. Позвонил владелец ресторана. Тут стоит отметить, что я занервничала: я не общаюсь звонками. Все мои клиенты знают, что нужно предупреждать, если они хотят набрать вне назначенных созвонов. Владелец сказал мне:
«Полина, что мы наделали, у нас очередь в ресторан, кухня не справляется!».
После пары удачных роликов ресторан завирусился в TikTok, и гости уже сами снимали видео и выкладывали — хотели больше просмотров. После этого мы сотрудничали около года, и всё это время в ресторане были очереди на вход.
Эта история доказывает, что важно пробовать разные стратегии и даже те каналы трафика, которые мало кто использует. Есть шанс получить больше аудитории и все внимание зрителя себе.
Советы для новичков
Учитесь бизнес-подходу с самого начала, если вы хотите монетизировать свой блог.
Ищите свой уникальный путь. Не надо смотреть на других. Как минимум, вы не знаете их точку А и как у них на самом деле, вне блога.
Постарайтесь завоевать доверие аудитории. Не нужно сразу пытаться заработать. Люди должны влюбиться в вас, и тогда они сами захотят отдать вам свои деньги.
Не ищите «секретных механик» и не пытайтесь «хакнуть алгоритмы», а лучше посвятите время изучению фундаментального маркетинга. Поверьте, если у вас будет качественная база и понимание маркетинговых фишек, то и контент будет набирать много просмотров, и аудитория быстро увеличится. Нет никаких новых инструментов, есть просто адаптация старых.
Не уповайте на отдельные инструменты. Знаю много новичков, которые считают единственным способом продвижения короткие ролики и не пробуют ничего другого, а потом расстраиваются и говорят, что ничего не работает.
Приготовьтесь... работать. Соцсети уже не те, что были 10 лет назад, и мало простого присутствия, чтобы стать звездой. Сейчас придется приложить много усилий, чтобы продвинуть себя. Быстрых результатов не будет, вы должны быть готовы к этому.
Что ждет маркетинг в будущем
Во-первых, уже сейчас я вижу, что перестает хорошо продаваться «успешный успех» и «деньги в легкости» (если только на совсем некачественную аудиторию), появляется все больше умных, образованных экспертов, которые несут свою философию в массы.
Я думаю, что этот огромный пузырь в скором времени лопнет, и на рынке останутся только те игроки, которые создают что-то новое, а не просто паразитируют за счет других.
Во-вторых, однозначно будет симбиоз стандартного маркетинга, креатива и искусственного интеллекта. ИИ в контенте будет еще более распространен, а там уже нет предела фантазии.
В-третьих, вижу, что инфобизнес и шоубизнес будут все сильнее сближаться в ближайшем будущем. Это уже происходит, но думаю, что тенденция продолжится, и всеми любимых блогеров можно будет увидеть на ТВ и красных ковровых дорожках.
Как соблюдать work-life-balance
Раньше я была диким трудоголиком. И мне понадобилось время, чтобы найти оптимальный вариант.
Мой секрет прост: я выбрала своим приоритетом счастливую жизнь. А счастье — это баланс четырех сфер: физическое состояние, отношения с другими людьми, духовное состояние и проекты. Я не позволяю ни одной из этих сфер проседать, развивая их параллельно.
Например, вечера я стабильно провожу со своим любимым человеком, за час до сна и первый час после пробуждения не беру в руки телефон. И не отвечаю на рабочие сообщения после 21:00.
Несколько раз в неделю мы обязательно куда-нибудь выбираемся на полдня, дни рождения отмечаем в других странах, а в холодный период я на зимовке.
Чтобы сформировать успешный личный бренд, нужно чётко определять цели, разрабатывать стратегию по их достижению, подходить к делу с креативом, много учиться и работать. Это можно сравнить с марафонам, где терпение и настойчивость определяют ваш успех. Уникальный личный бренд выделит вас среди конкурентов, способствует развитию карьеры и личной жизни.
Начать дискуссию