Почему стратегические сессии терпят неудачи и что с этим делать

Как создать эффективную стратегию: принципы успешного внедрения.

Подняли тему бизнес-стратегии и бизнес-планирования с Юлией Куренковой — бизнес-психологом и предпринимателем, международным executive коучем. Юлия специализируется на проведении стратегических сессий и фасилитации (управление групповой работой), а также на корпоративном обучении. Ее клиенты — владельцы компаний с миллиардными оборотами.


«Я с 16 лет изучаю психологию. У меня был свой бизнес, рекламное агентство, 10 млн. подписчиков во ВКонтакте. Бизнес продан успешно, сейчас у меня инвестиционный фонд благодаря ему. У меня был свой бренд одежды. Если я раньше психологию применяла только в своём бизнесе — с 2007 года я сертифицированный тренер, — то последние шесть лет я работаю в этом направлении с людьми.»

Юлия Куренкова

Один из инструментов для разработки стратегии развития компании и решения текущих проблем — стратегическая сессия. На ней руководители в ходе командной работы определяют направление развития компании на ближайший период. Однако у этого формата есть свои недостатки.

В чем проблема стратегических сессий

Даже если бизнес-встреча прошла на уровне, под руководством опытных фасилитаторов, все участники получили заряд воодушевления — этого недостаточно. От того, что участники встретились и поговорили, в компании ничего не поменяется.

«Я начала плотно заниматься стратегическими сессиями 3 года назад, накопив определенный бэкграунд работы, причём я работала с игроками, которые уже по 15-20 лет на рынке. Я видела, как они здорово фасилитируют, сопровождают процессы. Топ уровень. Но мне всегда хотелось, чтобы с таких встреч люди выходили с конкретными таблицами, как это все внедрять и выходили с конкретным пониманием, что делать дальше...»

Юлия Куренкова

Какие задачи помогают решить стратегические сессии?

Стратегические сессии на большое количество людей хороши тогда, когда решения топ-руководства каскадируются на всех остальных сотрудников. На стратсесии можно устроить мозговой штурм, вытащить новые идеи, решить сложности во взаимодействии отделов; создать цели, которые приведут к росту, расширению, или стабилизации компании — и на этом этапе хорошо уйти в стратегирование.

  • Классические стратсессии подходят для укрепления внутренних связей и улучшения коммуникации между различными отделами. Используем для адресации срочных задач, которые требуют немедленного внимания и скоординированных усилий.

  • При разработке стратегии на уровне топ-менеджмента, особенно важно не только формулировать общие направления, но и обеспечивать их понимание и принятие на всех уровнях организационной структуры. В данном случае такие встречи дают возможность каскадировать стратегию. И это хорошая возможность сделать причастными всех сотрудников к долгосрочному планированию целей и развитию бизнеса.

Из чего состоит стратегирование?

  • Стратегию инициирует команда топов: например, на протяжении трёх месяцев устраивая еженедельные встречи. Вовлечение всех уровней управления в процесс обсуждения и принятия решений помогает лучше понять стратегические цели и укрепить коллектив, позволяя каждому сотруднику осознать свою значимость и влияние на общий результат.

  • Во время стратегических сессий проводится глубокий анализ внешних и внутренних факторов компании, включая конкурентную среду, рыночные тенденции и ресурсы. Это позволяет выявить как явные, так и скрытые угрозы и возможности.

  • Итогом работы становятся выдвинутые гипотезы, которые превращаются в стратегические цели компании. Только после этого можно каскадировать цели по отделам.

* Стратегические сессии могут включать сценарное планирование, где команды предсказывают и анализируют различные будущие ситуации, что помогает готовиться к возможным изменениям в бизнес-среде.

Несмотря на многочисленные преимущества, стратегические сессии могут оказаться неэффективными для компаний, испытывающих сложности с адаптацией к изменениям, или для новых компаний с ещё не устоявшейся структурой управления. Также они могут не подойти для компаний, требующих немедленных результатов без углублённой стратегической работы.

Необходимо определить: кто, что, как и когда делает, и внедрить результаты стратсессии в компанию с помощью специальных инструментов.

Один из таких инструментов — X-матрица. Это японская технология, которая помогает создать стратегию компании на одной странице. Она представляет собой таблицу, куда вносятся итоги стратегической сессии: разработанные решения, сроки, цифровые показатели, имена ответственных сотрудников.

С помощью X-матрицы можно каскадировать стратегические решения с верхнего уровня на всю организацию по отделам. Таким образом, любой сотрудник может наблюдать, как лично его действия влияют на компанию, что является нематериальной мотивацией в работе. Для руководителя удобство состоит в том, что можно видеть, чем занят каждый сотрудник.

Чтобы стратегия заработала, нужно, чтобы кто-то следил за её выполнением: бизнес-трекер или OKR-коуч, внутренний или внешний. Нужно, чтобы культура изменений поддерживалась внутри компании.

Чек-листы могут помочь вашей стратегии:

  1. 1. Организоваться и сосредоточиться на конкретных целях и задачах.

  2. 2. Снизить риск ошибок и повысить эффективность работы.

  3. 3. Освободить ментальные ресурсы для решения сложных задач.

  4. 4. Сохранять дисциплину и экономить время.

Короткие инструкции особенно полезны в ситуациях, когда требуется высокая ответственность и точность, например, в медицине и авиации. Применяйте эффективные технологии в соем бизнесе. Забрать полезные материалы для планирования стратегии.

Юлия Куренкова рассказала нам о стратегии. Больше погрузиться в тему управления проектами можно с помощью руководства для управленцев, где собраны все ключевые аспекты методологии работы на позиции ТОПа. А для тех, кто выбрал своей стратегией чтение статей, этот текст приготовила Лилия Жукова.

Начать дискуссию