Вы теряете 600 тысяч в год, или сколько стоит ручной учёт в b2b сервисном обслуживании

Ручной учёт — вор времени и денег компании. В этой статье на простых примерах покажем, сколько компании теряют денег на обслуживании b2b-клиентов без helpdesk-системы.
Вы теряете 600 тысяч в год, или сколько стоит ручной учёт в b2b сервисном обслуживании

Привет! На связи Алексей Шевченко, команда Okdesk.

Типовой учёт заявок

Если составить усреднённый профиль B2B-сервиса и техподдержки в России (да и в СНГ тоже), то работа в ней будет организована примерно так:

  • Заявки приходится собирать из разных источников. Что-то приходит на общую почту, что-то регистрируют по телефону или в мессенджерах, а что-то вообще приходит на личные телефоны инженеров.

  • Учёт организован на коленке (в почте / электронных таблицах / мессенджерах). Основной инструмент для учёта, конечно, Excel, куда диспетчер вносит заявки и детали к ним. Чаще всего у инженеров доступа к этому файлу нет, как нет и защиты от утечки данных.

  • Бардак в рабочих процессах. У сотрудников нет понимания, что и где они должны сделать; руководство не понимает, кто, где и чем занимается.

  • Диспетчер (или диспетчеры) вынужден постоянно напоминать о сроках выполнения инженерам: сначала найди заявки, потом ответственных, каждому позвони или напиши — рутина и пустая трата времени.

  • Клиенты дёргают диспетчеров или, что ещё хуже, напрямую инженеров, пытаясь выяснить, что там с их заявкой.

  • Руководитель каждую неделю собирает отчёты в Excel, чтобы хоть как-то понять, что сейчас происходит в компании: всё ли делаем вовремя, кто из сотрудников недогружен/перегружен и т. д.

Такая организация рабочих процессов приводит к ряду проблем:

  • Заявки теряются. Инженер забыл переслать сообщение из мессенджера диспетчеру, диспетчер забыл внести заявку из почты в Excel и т. д.

  • Бардак. Сотрудники не знают, что и в каком порядке должны делать; руководитель не знает, что делают сотрудники.

  • Низкая эффективность. Например, чтобы добраться до истории обслуживания или согласовать время визита к клиенту, нужно дозвониться в Смольный, а значит за день вместо 10 заявок инженер решит 3—4.

  • Нет истории взаимодействия. Вообще ни с кем. Ни с клиентом, ни в рамках конкретной заявки, ни в рамках обслуживания оборудования или ПО или объекта.

  • Руководители как ёжики в тумане. Когда перед глазами нет данных в понятной форме (графики, таблицы там всякие), то бизнес-решения принимаются наугад: «Ну, вроде, Петров в этом месяце часто на глаза попадался, значит хорошо работал, ему премию дам». А то, что Петров кофе часто пил и болтал в курилке по три часа, вы не в курсе.

  • «Чёрный ящик» для клиентов. Заявку отправили, а что с ней происходит дальше — загадка. Клиент дёргает диспетчера или, ещё хуже, инженера, чтобы выяснить статус своего обращения и время устранения поломки.

Экономика ручного учёта: сколько вы теряете?

«Это всё понятно, — скажете вы. — Но где тут деньги-то? Мы работаем так уже много лет, пока не закрылись, зарплаты платим, что не так?»

И тут на помощь приходит простейшая математика.

Представим вымышленную компанию. Пусть в ней будет 15 инженеров, и ежедневно она получает 30 заявок.

Предположим, что в среднем инженер получает на руки 70 000 руб./мес., помня о налогах и взносах, получаем, что компания тратит на ЗП инженера ~100 000 руб. (1 200 000 руб./год).

В 2024 году при 40-часовой рабочей неделе получается ~165 раб. часа/мес.

Значит, один час инженера обходится компании ~610 рублей.

Возьмём позитивный сценарий и предположим, что планёрки в офисе у вас раз в неделю, на них собираются все инженеры.

К слову, в некоторых компаниях они до сих пор проходят раз в день — по утрам, единственное, что изменилось за последние пару лет — не всегда в офисе.

Планёрка, естественно, в рабочее время и длится час. Расходы на разъезды по объектам клиентов учитывать не будем.

Получается, что в месяц на планёрки уходит:

4 недели × 15 инженеров × 1 час = 60 рабочих часов.

Это, на секундочку, уже 36 000 рублей в месяц, которые можно и не тратить.

Считаем дальше. На очереди руководитель и необходимость вручную сводить отчёты по финансам и трудозатратам.

Для простоты расчёта возьмём часовую ставку руководителя, равную 1000 руб.

Учитывая отсутствие автоматизации, руководитель вынужден собирать отчёты руками. Пускай на это он тратит три часа в неделю, или 12 часов в месяц. В деньгах это ещё 12 000 рублей. Прибавляем их к «инженерным» потерям и получаем 48 000 рублей в месяц.

Расчёт упрощён донельзя, ведь мы не считаем работу диспетчеров, затраты на поиск информации по оборудованию или объекту обслуживания, оформление документов и отчётов для клиентов и прочие сопутствующие расходы.

И даже с таким упрощённым расчётом ежемесячные потери составляют почти 50 000 рублей.

Это 600 000 рублей в год.

И, поверьте, это далеко не все потери от ручного учёта.

Сюда же можно записать бесплатные работы.

Вот, например, приехал инженер на объект обслуживать вентиляцию, а его просят посмотреть ещё и какой-нибудь пожарный извещатель. Входит ли этот извещатель в договор обслуживания, инженер не знает, под рукой ведь нужной информации нет. В итоге инженер смотрит ещё и извещатель.

Кажется мелочь, а помножьте эту мелочь на 15 инженеров, и к прошлым годовым потерям можно смело накидывать ещё пару сотен тысяч бесплатных работ.

Операционка и рутина съедают мотивацию. Руководитель вместо решения стратегических задач ковыряется в отчётах, что приводит как к прямым (их разобрали выше), так и к косвенным потерям, ведь времени на развитие бизнеса остаётся совсем мало, и вместо условного роста компании на 30% в год получается лишь 10%, а остальные 20% превращаются в упущенную прибыль.

Так что реальные потери даже посчитать сложно.

Вывод: внедряйте автоматизацию

Оговоримся: если у вас 1–2 сотрудника и 3–5 заявок в день, вполне можно обходиться подручными средствами для их учёта. Да, будете терять некоторые заявки; да, быстро масштабировать бизнес без потери качества не получится.

Но!

Кое-как работать и управлять всем вручную на таких объёмах можно.

Однако если в вашей сервисной компании и внутренних отделах поддержки 5+ сотрудников и 10+ заявок в день (либо заявки эти комплексные и «длинные» — несколько исполнителей, срок решения 1–2–3 недели и т. д.), то стоит задуматься о внедрении help desk системы.

Кому подходит такое решение (спойлер: почти всем), читайте здесь.

Подписывайтесь на наш канал «ОК, сервис» в Telegram, где мы рассказываем о своей внутрянке, делимся экспертизой по развитию сервисного (и не только) бизнеса и смешно шутим.

Начать дискуссию

Памятки и шпаргалки для отчетной кампании за полугодие: какие изменения учесть при составлении отчетов

Берите в работу памятки и шпаргалки, которые помогут вам отчитаться за полугодие без штрафов. Несмотря на то, что бланки отчетов остались прежними, изменения коснулись правил расчета налогов. Причем в большинстве своем поправки выгодны для компаний и ИП. Не учтете их, переплатите в бюджет. Подробнее обо всех изменениях и шпаргалки с поправками, которые начали действовать с начала года — в статье. 

Памятки и шпаргалки для отчетной кампании за полугодие: какие изменения учесть при составлении отчетов

Отчетность за полугодие, НДС с цессии, Форензик, коммуникации в компании и др. Обзор мероприятий с 17 по 30 июля

Сделали подборку важных мероприятий для бухгалтера. Читайте, записывайтесь и применяйте новые знания и навыки на практике!

Отчетность за полугодие, НДС с цессии, Форензик, коммуникации в компании и др. Обзор мероприятий с 17 по 30 июля

В одном ЕНП-уведомлении можно указать имущественный налог за все кварталы: пример от ФНС

Уведомление по ЕНП можно оформить на несколько периодов, так как оно многострочное.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Бюджет получит от иностранного бизнеса больше 77 млрд рублей

До конца года иностранные компании принесут казне 77,1 млрд рублей, тогда как Минфин изначально собирался получить только 29 млрд.

УСН

Производители лимонада могут применять УСН

В общем случае производители подакцизных товаров не вправе применять УСН. Но есть исключения.

Налог на прибыль в 2024 году: самые важные письма Минфина и ФНС. Обзор для бухгалтера

Подготовили для вас большой обзор разъяснений Минфина и ФНС по налогу на прибыль. Все кратко, четко, по делу. Забирайте в закладки.

Налог на прибыль в 2024 году: самые важные письма Минфина и ФНС. Обзор для бухгалтера
Опытом делятся эксперты-практики, без воды
ФСБУ НМА

Бухгалтерский учет оценочных обязательств в стоимости основных средств и нематериальных активов

При покупке или создании основных средств и нематериальных активов в их стоимость могут быть включены, в том числе, и оценочные обязательства. Расскажем, при каких условиях возникают оценочные обязательства, как определить их сумму и отразить операции с ними в бухучете.

Бухгалтерский учет оценочных обязательств в стоимости основных средств и нематериальных активов

Для бизнеса из новых регионов готовят вычет по кассам

Налог по УСН «доходы» и ПСН-бизнесмены из ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областей смогу уменьшить на расходы на ККТ, но не более 28 тыс. рублей.

1

Как налоговая реформа-2025 изменит работу бухгалтера — обсудим на конференции «Клерка»

На V Всероссийской бухгалтерской конференции эксперты расскажут о темах, которые сегодня волнуют всех бухгалтеров без исключений — реформа, затронувшая все налоги, новые правила работы, появление реестра воинского учета, новая отчетность.

До начала октября компаниям и физлицам из США можно платить налоги в РФ

До 9 октября 2024 года для жителей США и американских компаний будет действовать лицензия, которая позволяет им платить налоги, сборы и пошлины в России.

Помогли клиенту отбиться от заявления налоговой о банкротстве

На днях суд встал на нашу сторону в споре с налоговой, где она пыталась обанкротить организацию клиента. Сумма требований больше десятка миллионов рублей.

Как законно снизить налоговую нагрузку на бизнес: ликбез от эксперта по налоговой безопасности

Разберитесь с тем, что ждать от налоговой реформы-2025 и от амнистии по дроблению.

Инвестиции

17,9% на кибербезопасности. Свежие облигации: Positive Technologies на размещении

Всегда приятно, когда есть что-то позитивное, а чего-то негативного нет. Группа Позитив возвращается на долговой рынок и предлагает инвесторам заработать на 1,9% больше ключевой ставки, которая вскоре может подняться. Ну что, котлетеры и туземунщики, готовы помочь белым хакерам, форензикам и прочим пентестерам бороться со злыми киберпреступниками?

17,9% на кибербезопасности. Свежие облигации: Positive Technologies на размещении

Утренний бухгалтер № 5680. С 1 сентября закончится переходный период на машиночитаемые доверенности

До 31 августа еще можно работать по подписи представителя ООО или ИП, если она была оформлена до 1 сентября 2023 года.

Молчание не всегда золото

Практически каждый из наших уважаемых подписчиков сталкивался с вызовами на допрос в налоговый орган. И любому получившему повестку в инспекцию приходилось выбирать, как себя вести на допросе (если вообще являться на него): явиться с представителем; рассказать все, что известно; не сказать ничего.

Для борьбы со страховыми мошенниками в ЦБ могут появиться специальные следователи

Страховые компании считают, что новый орган расследования упростит борьбу с мошенниками.

Как заполнить ЕФС-1 с учётом последних изменений. Конспект вебинара с видео и тестированием

«Клерк» приготовил для вас подарок — мы открыли для вас полный бесплатный доступ к конспекту вебинара. Поможем вам разобраться, что нового в заполнении ЕФС-1 и дадим 16 примеров заполнения электронной трудовой книжки.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру
1

НДС при УСН в 2025 году: 27 вариантов

В зависимости от размера доходов за прошлый и текущий год будут разные варианты с НДС на УСН. Смотрите их в нашей таблице.

НДС при УСН в 2025 году: 27 вариантов
23
Обзоры для бухгалтера

Налоговики освободили рабов, обложение Питерского форума, отмена налога на чаевые в обзоре

Хотя налогового следа в покушении на Трампа обнаружить не удалось, новости о нем будут. Налоговый дайджест за 15.07.2024.

4

Интересные материалы

Директор в тюрьме — что делать бухгалтеру? Непридуманная история 👮‍♂️«Ночной бухгалтер» № 1724

Если директор попадает в СИЗО, а у бухгалтера нет возможности уволиться, как поступить? Упрощенцы, потерявшие право на УСН в 2024 году, получат шанс вернуться на нее в 2025. Долго говорите по телефону или получаете много смс-ок? Вам могут заблокировать платеж в банке.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру