Интервью

Лицензия на образовательную деятельность для онлайн-школ. Интервью с экспертом

Вопрос лицензирования онлайн-школ и экспертов стал ребром в прошлом году, когда в сети начала появляться информация о свежем законодательстве в череде громких изменений касательно онлайн-образования.
Лицензия на образовательную деятельность для онлайн-школ. Интервью с экспертом

Образовательная лицензия: зачем она нужна и какие плюсы и минусы в себе несет. На вопросы отвечает Лада Василянская, руководитель проекта РАДО ЭКСПЕРТ, юридическая защита и поддержка онлайн-образования.

В этом ТГ-канале новости, кейсы и инструменты, которые позволяют эффективно работать с репутацией и увеличивать продажу онлайн-курсов.

Cегодня мы поговорим про лицензирование в сфере онлайн-образования, потому что это один из ключевых трендов. Если в прошлом году многие по своему желанию начинали лицензироваться, то сейчас это фактически неизбежность для экспертов, которые действительно хотят в этом рынке работать долго, эффективно и действительно зарабатывать в правовом поле. Надо ли действительно думать сегодня эксперту о лицензировании? И, если да, то какой портрет этого эксперта либо онлайн-школы?

— Чтобы ответить на вопрос об актуальности получения лицензии, нужно разбираться в терминах. Есть эксперт с образовательным продуктом, он работает один, либо в какой-то связке с дополнительными экспертами. Есть понятие онлайн-школы, когда уже есть ряд курсов, понятных, отработанных. Есть какая-то система продаж и, собственно, позиционирование происходит как онлайн-школы.

И третий вариант — начинающий эксперт, который пока не понимает, как он дальше будет расти, в каком направлении он будет развиваться: растить количество курсов, либо это будут только его авторские курсы и так далее.

У процесса легализации есть несколько этапов.

Первое, это договор. Здесь есть два формата договора, который вы можете заключать. Это информационно-консалтинговый договор. Когда вы говорите, что «я оказываю некую консультационную деятельность». Это может быть образовательная или просветительская деятельность, но это не будет являться образовательным продуктом.

Второе — это понятие лицензирования деятельности. Эксперта, онлайн-школы, либо какого-то учебного центра. Да, это может быть и оффлайн, и онлайн представительства.

Получать свою лицензию мы предлагаем только тем экспертам и владельцам учебных заведений, онлайн-школам, которые вышли на постоянный доход, на определенные цифры и показатели.

Ну, например, от полутора–двух миллионов. То есть это постоянный отстроенный процесс продаж.

Сейчас на рынке огромное количество компаний, которые оформляют эту образовательную лицензию, но, к сожалению, они не рассказывают, что дальше с этой лицензией делать.

Получение лицензии это лишь маленький шаг в процессе лицензирования.

Как только вы получаете лицензию на образовательную деятельность, вам нужно понимать, что в первый год получения лицензии у вас пройдет проверка от того органа, кто выдал эту образовательную лицензию. Министерство образования, как правило, это первое.

Наличие лицензии задает определенные требования к документообороту, от которого вы не можете никаким образом уйти. То есть определенный документооборот — это второе. Третье — это методологическое, правильное описание самих программ, которые сейчас у вас существует.

Есть публичная форма описания программы, когда мы говорим «вот наш курс, такие-то результаты мы вам хотим дать, то-то мы вам можем заложить в сами программы, какие-то компетенции, навыки и так далее». Но это публичное описание. Внутреннее методологическое описание готовится определенным форматом документов.

А также: различные ведомости, приказы зачислений, отчислений, ведомости по сдаче тестов, каких-то экзаменационных итоговых экзаменов и так далее. Нужно понимать, что лицензия нагружает определенным объемом работы, который нельзя не вести.

Вы говорите, что в первый год будет обязательно проверка. В чем суть этой проверки и что запрашивают проверяющие органы? Что будет, если эту проверку не пройти?

— Во-первых, проверка документов в соответствии полученной лицензии.  Далее — это наличие документов на слушателей, которые у вас успели за это время пройти проверки. Например, правильное оформление персональных данных, зачисления, приказы, ведомости, описание методологических программ и так далее.

Это определенная номенклатура, которая у вас должна сразу появиться с момента появления лицензии.

Чем грозит? Грозит штрафными санкциями и требование правки этих документов. То есть у вас есть шанс исправить и предоставить исправленное. Второе, к сожалению, это отзыв лицензии. Представьте, вы потратили огромное количество времени и лицензию отзывают, потому что огромное количество нарушений.

Возможна приостановка деятельности?

— В данном случае, да.

Компания изначально должна быть подготовлена к лицензированию. Должно быть понимание, что вы будете нанимать людей, которые будут вести эту работу по обеспечению образовательных процессов. У вас появляется еще один блок ответственности и работы в вашем онлайн-обучении.

Есть другой формат, который, наверное, пока только мы предоставляем на рынке. Это партнерское взаимодействие. Что это значит? Мы с вами заключаем соглашение и все бэк-офисные задачи мы, по сути, берем на себя.

Мы являемся владельцами образовательной лицензии и даем вам право выдавать документы по окончании обучения.

Помните, мы говорили про эксперта, который работает по информационно-консалтинговому договору? Это не является образовательным договором. Наличие партнерского соглашения, например, с нашей компанией, дает право выдавать документы в соответствии с установленным государством образцом.

Все вопросы по обеспечению внутреннего документооборота мы берем на себя, поскольку у нас есть штат юристов, у нас есть штат методологов, которые достаточно давно ведут эту деятельность.

Если какие-то штрафы прилетают, эксперт никакого отношения не имеет, все на вашей стороне?

— Да, потому что документооборот проводит наша компания. Вы отвечаете  за продажу своего курса, за обеспечение проведения этого курса, мы вам гарантируем выдачу документа и приводим в соответствие ваш учебный продукт.

Насколько это финансово выгодно для экспертов? Это какие-то партнерские отношения с процентом, либо это какая-то фикса?

— Если мы говорим про получение лицензии под ключ и построение этого процесса, это стоит от 700 тысяч рублей. Если мы говорим про партнерское соглашение, то это фиксированная стоимость, ну, некий паушальный взнос раз вход, он составляет 120 тысяч рублей. Каждый выдаваемый документ в рамках нашего тарифа стоит в 2500—3000 рублей.

Если эксперт указывает такие слова в услуге, как «обучение», «образование», то фактически это требует лицензирования? Если не указываются эти термины, лицензироваться не нужно?

— Есть определенное наличие терминов, которые помогают надзорным органам признать вашу деятельность как образовательную или не образовательную.

Как только признают, что вы проводите образовательную деятельность, во-первых, можно получить штраф, поскольку вы это делаете без лицензии.

Второе, ваш слушатель недополучает определенные бонусы в рамках этой образовательной деятельности. Поэтому грань между информационно-консалтинговым и образовательным договором очень тонкая.

Мы можем озвучить 5−7 терминов, которые чаще всего эксперты используют, не думая о том, что их могут причислить к образованию во время проверки?

— «Проведение образовательного процесса», «передача каких-то знаний», «я даю вам определенную профессию», «я научу вас каким-то определенным компетенциям». Это признаки образовательной деятельности.

Информационно-консалтинговый договор: «я делюсь своим опытом с вами», «я могу проконсультировать, дать информацию, которая не имеет под собой образовательных качеств и характеристик». В таком договоре описать результат будет сложно, а ведь мы все хотим понять, а что мы, собственно, получим после этого обучения, какие результаты нам даст это обучение.

И вот как раз здесь возникает этот конфликт. Большая часть «результативных» слов будет трактоваться как образовательная деятельность, как образовательный продукт.

«Вы научитесь снимать красивые кадры». Это уже будет означать образовательную деятельность со всеми вытекающими продуктами?

— Да.

Вы озвучили, что, если нет лицензии, но при этом признаки образовательной деятельности существуют, то слушатель что-то недополучает. О чем речь?

— Если человек заключает образовательный договор со своим экспертом, он может рассчитывать на возврат налога на 13%, как на образовательный продукт. Если у вас есть свой продукт стоимостью 200−300 тысяч рублей и возврат 13%, то это существенная сумма возврата для вашего слушателя.

Второе. Ваш слушатель может получить не просто сертификат, а может получить документ, с которым ему будет проще устроиться в какую-то крупную компанию.

Третье. Образовательный продукт можно оплачивать материнским капиталом. И мы понимаем, что слушатели достаточно часто имеют такой ресурс, но не понимают, куда его потратить.

Четвертое. Есть такое понятие как получение социального контракта от государства на образование. Он сейчас составляет 350 тысяч рублей. Люди, получающие социальные контракты, могут оплачивать обучение за счет этих средств.

То есть ваша база как продавца увеличивается. И у ваших слушателей появляются дополнительные бонусы с точки зрения возврата средств. И они расширяют свои возможности по оплате ваших курсов. Вот, наверное, основные моменты, которые получает слушатель, если у вас заключен с ним образовательный договор.

Привлекательность и конкурентоспособность продукта становится выше.

Как легализация помогает защищать права онлайн-школ? И есть ли на сегодняшний день установленная тарификация штрафов, если вдруг школа соответствует образовательной деятельности, не имея лицензии?

— Если у вас есть онлайн школа и вы ведете образовательную деятельность без лицензии, то, я бы сказала, каждый день рискованный. Эту деятельность могут точно оштрафовать. Штрафы от 50 до 500 тысяч рублей. Но самое главное это ограничение деятельности. Здесь блокируется ваша деятельность, блокируются расчетные счета, поскольку приходят предписания и, конечно же, оплата штрафа.

Оплата штрафа только на время даст возможность продолжения работы. Если вас уже увидели и заметили, уже не выпустят из-под контроля.

Следующий обязательный процесс — это точно получение лицензии на образовательную деятельность, либо партнерская работа под партнерской лицензией. Часто задают вопрос, на какие школы органы обращают внимание. Нет такого понятия как «мы маленькие, поэтому нас пока не увидят». В реестре налоговой нет такой выборки по оборотам. Есть список, по которому работают с крупными представителями, но, тем не менее, вы можете быть в этом списке, и, собственно, с вами начнут работу надзорные органы.

Есть эксперты, кто только начинает. Понятно, что у них нет таких бюджетов, которые вы озвучили. Они ломают голову, что делать. Многие предпочитают не быть самозанятым, не регистрировать ИП. Просто просят отправлять им деньги и писать, например, «возврат долга» и так далее. 50 человек одновременно возвращают одинаковые долги.

— У налоговой к таким оплатам быстро возникают вопросы. К тому же, любой слушатель из 50 может спокойно пойти и написать заявление в прокуратуру. Например, сказать, что продукт классный, но вот с оплатой что-то непонятное было, или будет прямая претензия к продукту.

Любой слушатель, знающий о вас всЕ, может стать зоной риска. И это уже вопрос в рамках ведения предпринимательской, а не образовательной, деятельности.

Вот два огромных нарушения, с которыми вы сразу сталкиваетесь. А если вы еще не готовите договор по вашему образовательному продукту, то это третья статья, которая называется, как неосновательное обогащение. И это еще хуже, поскольку это сразу работа с прокуратурой.

Слушатель заявляет об этом в прокуратуру, начинается разбирательство, на основании чего человек перевел эти деньги. Здесь точно без помощи юриста не обойтись.

Если эксперт все же решил лицензироваться, накопил ту сумму, которая нужна для этого, но все же думает сделать это самостоятельно. Какие сложности чаще всего бывают при лицензировании? Как долго этот процесс продолжается на сегодняшний день?

— Сам процесс подготовки документов на получение лицензии занимает максимум 30−60 дней. Зависит от рабочих дней, праздников, скорости подачи этих документов. Опять-таки, если вы получаете региональную лицензию, то плюс-минус эти цифры варьируются.

По срокам наши органы стараются работать достаточно быстро. Параллельно с этим процессом, вам нужно настраивать всю систему работы в статусе онлайн-школы с образовательной лицензией.

Работа по выстраиванию методологии, подготовке всех документов для проверки занимает примерно три месяца. Как только отправили документы на получение лицензии, начинаем заниматься выстраиванием этого процесса. Далее - некий надзор, контроль за тем, как заполняются документы и как весь этот офисный процесс выглядит.

Например, если к клиенту нашей компании приходит проверка, мы тоже помогаем и сопровождаем нашего клиента, поскольку наш опыт проведения проверок достаточно большой.

Есть ли разница в получении лицензии, когда мы говорим про оффлайн-образование и про онлайн-образование?

— Есть разница, поскольку на офлайн-образование требуется, во-первых, наличие офиса, наличие определенного кабинета с защитой персональных данных, серверов, которые будут содержать эту информацию и так далее. Это еще площадка, которую необходимо подготовить, в том числе, и для проверки. Проверяющие органы могут прийти в офис и потребовать показать, как у вас все устроено, где хранятся данные. При онлайн этого не требуется.

Кейс из опыта нашей компании. Одна из школ лицензировалась в онлайне и с нее начали требовать всю информацию о техническом оснащении: на какую камеру будет вестись съемка, какой формат этих камер, чуть ли не серийные номера этих камер и так далее. Информация о техническом оснащении нужна была лицензирующим органам для понимания того, что действительно база подготовлена для качественного оказания услуги. Так ли это или уже упростили этот механизм?

— Это так. Это тоже нужно будет приводить в соответствие.

Если я получил лицензию на онлайн-обучение и решил потом расшириться в оффлайн, мне нужно долицензироваться или достаточно просто отправить некое уведомление?

— Можно будет просто долицензироваться.

Сколько стоит лицензирование онлайн-школ?

— Очень сложно так ответить. Зависит от курса, от формы обучения. Это могут быть дистанционные курсы с применением каких-то текущих площадок. Опять-таки есть формат взятия в аренду, например, заключение каких-то партнерских соглашений с владельцами таких студий и техники.

В рамках получения лицензии, есть ли потом обязательства у эксперта онлайн-школы проводить эфиры и обучать на LMS-платформах или можно, например, обучать в Telegram с помощью онлайн-эфиров, либо в WhatsApp или в других сервисах? Есть определенные требования, которые необходимо соблюдать для того, чтобы оставаться с лицензией?

— Пока можно использовать любые площадки, кроме запрещенной сети.

Но в сентябре этого 2024 года выходит дополнительный закон, который гласит следующее: все площадки, на которых будет проводиться образовательная деятельность, должны проходить свое лицензирование в Минцифре.

Например, GetCourse должен будет иметь дополнительную лицензию как площадка, на которой эксперты могут проводить свои курсы.

Эксперт дальше просто выбирает, с какими площадками он сможет взаимодействовать, с кем, к сожалению, нет, так как они не прошли данную сертификацию.

Пока онлайн-школы могут использовать телеграм-каналы и те площадки, на которых обычно проводится обучение.

Есть вероятность, что количество LMS-платформ, которые сейчас растут как грибы, начнет уменьшаться, потому что не все смогут оснастить технически свою платформу, чтобы пройти лицензирование?

— Да, совершенно верно.

Какие еще законодательные инициативы онлайн-образования ожидают нас в этом году?

— Еще один момент для тех, кто открывает сейчас или планирует открыть свое ИП или ООО. Как только вы вносите ОКВЭД на образовательную деятельность, он попадает в надзорные органы, которые занимаются образовательной деятельностью. Вы сразу становитесь интересным лицом для надзорных органов и попадаете в реестр.

Да, это важный момент. Если хотят оказывать консультационные консалтинговые услуги, то нет задачи указывать ОКВЭД, связанный с образовательной деятельностью. Там больше консультирование в сфере бизнеса и прочие услуги в этом направлении.

— Многие действительно думают «если я наставник, то это вообще не образовательная деятельность». Здесь такая двоякая ситуация. У нас сейчас нет закона о деятельности наставничества, она пока не приравнена к образовательной деятельности. Но, как только появляются некие слова, передающие образовательный процесс («я научу», «я покажу», «я передам» там какие-то форматы работы), то и этот договор о наставничестве достаточно легко признать образовательным. Это значит, что вы также можете получить какие-то штрафные санкции.

Поэтому я рекомендую сразу привести наставничество к образовательной деятельности, не использовать договоры, которые, как правило, выдумываются юристами, но совершенно оторваны от законодательной деятельности.

Есть ли еще преимущества у лицензированных школ? Может быть более лояльное налогообложение, нулевая ставка…

— Никаких послаблений с точки зрения налогов нет. Бонусы получают ваши слушатели, а для вас это дополнительные УТП, которые вы можете использовать с точки зрения продажи самого курса.

У нас платформа Отзовик как раз в сфере онлайн-образования, на сегодняшний день у нас собрано уже более 10 тысяч отзывов о тех или иных экспертах. Вы анализируете какой-то бэкграунд эксперта в сети прежде, чем начать работу с ним?

— Да, мы в любом случае изучаем его историю, его репутацию среди клиентов. Но и личные переговоры говорят о многом. Мы понимаем, что не всегда отрицательные отзывы являются объективными. Здесь, наверное, на уровне понимания, оценки, содержания самого курса.

Важный момент — какой опыт у этого эксперта. Он только вчера прошел какое-то обучение и продает уже свой курс или все-таки у него есть профессиональный опыт в этой сфере. Возможно, он где-то работал по этому направлению, либо достаточно давно занимается производством образовательных продуктов. Мы стараемся разобрать этого эксперта и понять, как в действительности у него обстоят дела.

Эксперт, который занимается образовательной деятельностью, также должен соответствовать ей посредством своего собственного образования.

Получается нужно обязательно пойти на допобразование, получить  околопрофильную корочку для того, чтобы дальше лицензироваться?

— Будет, скорее всего, такая рекомендация. Вам, как эксперту, нужно привести свое образование в порядок. Я думаю, это не смертельное  нарушение, но, тем не менее, такие вопросы тоже задаются при лицензировании.

Сейчас лицензия при таких условиях выдается или приостанавливается?

— Выдается, но, скорее всего, с предписанием, что вам необходимо решить вопрос с вашим образованием в том числе.

Ну и, подводя итог, все же лицензироваться или не лицензироваться в этом году экспертам, которые пока не видят планки в 2−3 миллиона?

— Если до миллиона рублей, я рекомендую партнерское взаимодействие, которое гораздо дешевле и проще для вас как эксперта. Вы не отвлекайтесь от своей основной деятельности и понимаете, что ваш процесс защищен, и за вами стоят юристы и методологи, которые вас сопровождают и помогают. И это вам позволит вырасти дальше, дорасти до 2−3 миллионов рублей оборотов. И в этот момент, конечно же, я рекомендую задуматься о своей собственной лицензии.

Начать дискуссию