Индекс hh.ru в ритейле является индикатором текущей ситуации на рынке труда, показывая соотношение количества активных резюме к количеству вакансий, что отражает уровень конкуренции среди соискателей. В мае 2022 года этот индекс в Центральном федеральном округе и по России составлял 4,2, указывая на относительно высокую конкуренцию среди кандидатов. Спустя год, в мае 2023-го, индекс упал до 2,8, а в июне 2024 года он опустился до исторически низкого уровня 1,1, что свидетельствует о значительном снижении конкуренции на рынке труда и дефиците кадров. Об этом в рамках форума «Дни ритейла в Черноземье» рассказала Людмила Лепендина, ведущий менеджер по развитию клиентов hh.ru в ЦФО.
Значение бренда
В 2024 году имидж работодателя приобретает особое значение, как никогда ранее. Рынок труда переживает кадровый голод, а уровень безработицы остается на историческом минимуме, который наблюдался в начале 90-х годов. В таких условиях работодатели должны не только предлагать конкурентоспособные условия труда, но и создавать привлекательный имидж своей компании, чтобы привлекать и удерживать талантливых сотрудников.
В этих условиях бренду работодателя приходится играть ключевую роль. Для привлечения квалифицированных специалистов компаниям необходимо не только предлагать привлекательные условия труда, но и заботиться о своем имидже, корпоративной культуре и репутации. Работодатели, способные создать позитивное впечатление о своей компании, получают значительное преимущество в борьбе за таланты.
Сильный бренд работодателя решает проблемы с наймом и вовлеченностью сотрудников. Также влияет на финансовые результаты компании. Бренд работодателя формулирует причины, по которым интересные бизнесу специалистыдолжны с ним сотрудничать:
Первым шагом в построении успешного бизнеса является привлечение. Компании с сильным брендом работодателя имеют явные преимущества: прозрачные условия труда, гибкие графики и социальные гарантии делают компанию привлекательной для соискателей. Открытая и поддерживающая корпоративная культура, в которой ценятся инновации и креативность, привлекает лучших специалистов. Об этом нужно много говорить при любой удобной возможности и на любой площадке.
Вторым шагом является повышение их вовлеченности в работу. Сильный бренд работодателя создает среду, в которой сотрудники мотивированы работать хорошо. Регулярное признание заслуг и поощрение за достижения способствует мотивации и производительности. Этому помогут: создание сообщества внутри компании (где каждый сотрудник чувствует свою значимость и вклад в общий успех), а также предоставление возможности участвовать в интересных лично ему проектах.
Третий шаг — удержание талантливых сотрудников. Бренд работодателя помогает удерживать персонал на долгосрочной основе, формируя у сотрудников желание оставаться в компании. На это направлены системыподдержки, такие как медицинское страхование, программы благополучия и корпоративные мероприятия.
Зарплата
Исследования показывают, что соотношение ожидаемых и предлагаемых зарплат варьируется в зависимости от должности. Рассмотрим это на примере рынка труда в ритейле. Так, на позиции супервайзера ожидания и предложения практически совпадают — 100 тысяч рублей. Однако на должности директора магазина (сети магазинов) ожидания соискателей составляют 98 тысяч рублей, тогда как работодатели предлагают около 88 тысяч рублей.
Но наиболее удивительной является ситуация с промоутерами: соискатели ожидают зарплату не более 36 тысяч рублей, в то время как работодатели готовы платить целых 77 тысяч рублей. Это может свидетельствовать о недостаточной осведомленности соискателей о реальном уровне зарплат в данной категории.
Зарплатные ожидания для администратора магазина (торгового зала) также в целом совпадают с предложением на рынке труда: 70 тысяч рублей против 69 тысяч рублей соответственно. Похожая ситуация наблюдается и с товароведами, которым предлагают 67 тысяч рублей за их труд. Мерчендайзеры ожидают зарплату в размере 57 тысяч рублей, но работодатели готовы предложить 52 тысячи рублей.
Таким образом, динамика рынка, индекс hh.ru и зарплатныеожидания показывают, что рынок труда в ритейле находится в некой стадии трансформации, двигателем которой стал кадровый голод. Компании учатся уделять особое внимание созданию сильного бренда работодателя, который будет привлекать и удерживать лучших специалистов. Это требует не только конкурентоспособных условий труда, но и формирования привлекательного имиджа компании, заботы о корпоративной культуре и репутации. Только таким образом можно обеспечить устойчивое развитие бизнеса в условиях жесткой конкуренции за таланты.
Начать дискуссию