Ведение бизнеса

Недовольные клиенты на работе: как правильно с ними общаться

Агрессия и хамство со стороны клиентов, покупателей, посетителей — крайне неприятное явление для любой компании. Но этого не избежать, такие люди встречаются, и с ними нужно контактировать. Как грамотно взаимодействовать с недовольными клиентами, рассказали эксперты Общероссийского профсоюза работников торговли и услуг.

С одной стороны, сложные клиенты – это хороший опыт, с ними можно отработать навыки общения, презентовать товар максимально качественно и разносторонне. Придирчивый клиент может даже помочь, обнаружив тот или иной недостаток в продукте, который ему предлагают. Общаясь с подобными потребителями, можно лучше понять потребности клиентов, увидеть и проработать слабые места.

Клиент всегда прав

Нет, не всегда. Интересы компании должны быть выше. Если идти на поводу у не отличающихся адекватностью клиентов, организация понесет убытки. Не стоит путать понятие «клиентоориентированность» с услужливостью любым клиентам и работать только в их интересах. Никакой выгоды компания не получит от клиента, который всегда недоволен любыми предложениями, специально дает другим негативную информацию о сотрудничестве с компанией, грубит, хамит, задерживает оплату, обманывает.

По статистике, самые скандальные клиенты тратят на покупки меньше всего денег, зато чаще всех требуют жалобную книгу. Не менее сложны клиенты, которые уже внесли оплату, а потом требуют ее назад, пояснив, что передумали либо недовольны результатом. В любом случае, важно сохранять спокойствие и оставаться максимально вежливыми, не поддаваться на провокации.

Бывает и такое, что клиент требует сделать именно так, как он хочет, хотя предложенный им вариант плох. Что делать в том случае? Переубеждать, что его идея  неудачная — не стоит. Лучше объяснить все плюсы и минусы, предложить еще несколько вариантов. Возможно,  человек передумает. Но в случае полного непонимания с заказчиком лучше прекратить сотрудничество с ним.

Типы недовольных клиентов

К каждому типу требуется индивидуальный подход. Поэтому следует изучить их как следует.

  • Агрессор. Такой клиент может обвинить компанию или менеджера во всем, даже затрагивая личность. Он, вероятно, хочет вызвать чувствоа вины, чтобы сотрудник начал ему угождать. С такими клиентами главное — избежать оправданий, нужно твердо и терпеливо общаться по делу конкретно. И объяснить, когда и как будет решен вопрос, который его беспокоит.

  • Сомневающийся. Такой клиент никак не может решиться на покупку, сделку и тд. И мягко подвергает сомнению все предложения, не соглашается ни на какие варианты, но не обвиняет напрямую. С таким типом нужно общаться так же спокойно, можно поддержать разговор на стороннюю тему, уделив внимание его личности.

  • Затаившийся. Он ничего не скажет в глаза, но может резко и без объяснений начать сотрудничать с конкурентами, как окажется, по причине плохого обслуживания. Чтобы не было таких казусов, на случай если клиенту лень или он не решается попросить жалобную книгу, можно сделать более удобный сервис, куда можно направить отзывы и предложения.

  • Всезнающий клиент настаивает, чтобы сделали именно так, как он хочет, потому что он лучше знает, как надо. Такого, возможно, придется долго и упорно переубеждать, при этом, не обидев и не обесценив его идеи.

  • Торгующийся клиент постоянно ищет самые дешевые предложения, просит скидки. В случае ошибки со стороны менеджера он требует компенсаций и бонусов.

  • Капризный клиент постоянно ноет, что все не так, жалуется на все подряд, не пытается ни в чем разобраться. Удовлетворить потребности такого клиента сложно, он постоянно находит поводы для новых жалоб. Но если все-таки он в итоге останется доволен, то расскажет всем, какая хорошая ваша компания, и как ему повезло.

Общие рекомендации по сглаживанию конфликтных ситуаций

Чтобы повысить репутацию компании в глазах клиента, нужно обязательно давать ему высказаться, выплеснуть эмоции, какими бы они ни были. Главное — не пропускать весь гнев через себя, не повышать тон и сохранять хладнокровие. Недовольный клиент только и ждет, чтобы вывести вас на эмоции.

Главное – вникнуть в проблему клиента и попытаться его успокоить. Верным шагом будет проявление сочувствия. Также рекомендуется принести извинения, например, за доставленные неудобства, даже если личной вины сотрудника нет. Врать и перекидывать вину на сторонние факторы и явления не нужно.

Клиенту важно, чтобы его внимательно выслушали и правильно поняли. От этого зависит конечный результат обращения в вашу компанию. Если решение проблемы в вашей компетенции — это самый простой выход. Если нет, перенаправьте клиента на специалиста, который лучше других справится с задачей. 

Бывает, что претензии клиента вполне обоснованы. Например, он не получил заказ в срок, и в этом вина компании. В таком случае лучше всего предложить ему скидку или другой приятный бонус.

Недовольный клиент — это потеря денег и репутации

Отметим, что и компании нужно задуматься, почему клиент недоволен. Может быть, ему обещали перезвонить в течение часа и забыли – тогда он прав. То есть, компания не оправдала его ожиданий. На все обращения нужно реагировать своевременно, это касается и решений проблем. В противном случае недовольные клиенты отправятся к конкурентам.

Первое, что нужно начать делать, — фиксировать каждый контакт с клиентом, который требует действия. Записывать все в блокнот и CRM.

Как правильно работать с трудными клиентами

В первую очередь, следует все договоренности фиксировать в письменном виде. Лучше всего добавить пункт, что клиент претензий не имеет, чтобы он поставил там свою подпись.

Если клиент сам не знает чего хочет, или из него приходится вытягивать каждое слово, перед тем, как оформить, например, заказ, создайте документ и распечатайте его, покажите клиенту, пусть он подтвердит, что все верно, или скажет, что нужно добавить.

Некоторые клиенты, которые пришли по рекомендациям, рассчитывают, что им обязаны предоставить скидку. Соглашаться на такие условия не следует, потому что потом придут друзья друзей, которые также будут требовать скидку. В этой ситуации лучше всего создать систему скидок для постоянных клиентов.

Клиента нужно убедить в том,что предлагаемая услуга или товар ему действительно нужна.

Отметим также, если вам встретились клиенты, которые пишут и звонят в любое время, причем на личный телефон, не нужно отвечать на каждое сообщение.  Назовите рамки, в которые клиент может с вам общаться.

Таким образом, успешное управление конфликтными ситуациями с клиентами требует не только профессиональных навыков, но и глубокого понимания психологии. Эффективная работа с конфликтами повышает лояльность клиентов и способствует созданию положительного имиджа компании.

Информации об авторе

Этот пост написан блогером Трибуны. Вы тоже можете начать писать: сделать это можно .

73%

Старт обучения в удобное Вам время

Главбух на УСН-2025

От учета и отчетности до 1С. Освойте все тонкости УСН и защитите свой бизнес от штрафов с обновленным курсом по налоговой реформе-2025!

Записаться

Комментарии

1
  • Когда работал в салоне сотовой связи каждый второй клиент приходил и закатывал скандалы за случайные списания, за то, что нажал кнопку не там и прочее и всегда виноват ТЫ. И всегда приходилось с улыбкой решать все проблемы, хотя хотелось высказать все и даже больше. Ведь, да, КЛИЕНТ ВСЕГДА ПРАВ


Похожие материалы

5 сервисов ФНС в помощь бизнесу

Сайт ФНС предлагает более 70 онлайн-сервисов, которые предоставляют квалифицированную помощь бизнесменам, позволяют зарегистрировать свое дело, не выходя из дома, проверить контрагентов.

Законопроекты

Госдума приняла закон против кибермошенничества

Организаторы распространения информации будут три года хранить сообщения, звонки от компаний промаркирую, а банки ужесточат контроль за счетами россиян.

Инвестиции

🔥Итоги 25 марта на Московской бирже

Очередной этап арабских переговоров и отсутствие какой-либо конкретики были негативно восприняты рынком, опять же после необоснованно позитивных ожиданий.

Курсы повышения
квалификации

23
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

За оборот табака без маркировки установят уголовную ответственность

Уголовный штраф до 500 тысяч рублей или лишение свободы до трех лет могут получить производители и продавцы табачных изделий, которые работают с продукцией без маркировки.

3-НДФЛ

30 апреля 2025 года – последний срок сдачи декларации по форме 3-НДФЛ

До этого срока физлица обязаны отчитаться о доходах, полученных в 2024 году.

Будут новые правила для налоговых платежек. 🚩«Ночной бухгалтер» № 1898

Минфин подготовил проект новых правил по заполнению платежных поручений на уплату налогов, старый приказ Минфина № 107н утратит силу.

Будут новые правила для налоговых платежек. 🚩«Ночной бухгалтер» № 1898
3

Работа с вайлдбериз

Добрый день. Помогите, пожалуйста, консультацией по формированию книги доходов и расходов при работе на вайлдбериз на основании еженедельных отчетов. Делаю этот...

Читать полностью

Эксперт:

Татьяна Пашинник

Татьяна Пашинник
Эксперт

Можно её брать во внимание?

Скорее всего, КУДиР велась на основании детализации к Отчету по оферте. Да, так тоже можно делать ,но на мой взгляд...

Читать полностью

Налоговые долги физлиц будут взыскивать без участия суда

Если физлица согласны с начисленной суммой налогов, то задолженность взыщут во внесудебном порядке. Иск разрешат подать только при наличии спора и после заявления о перерасчете.

Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: работодателям предложили «торговаться» за соискателя, в приложении «Честный ЗНАК» можно сравнивать цены, а VK запустит новую платформу Max

Подготовили обзор главных событий дня — 25 марта 2025 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Детей разрешили принимать на работу с 14 лет

Подростки смогут работать на выходных и во время каникул. Для трудоустройства понадобится минимальный набор документов.

1
Банки

Сервисам рассрочек зададут новые правила работы

Если рассрочка превысит 15 тысяч рублей, то информация о ней попадет в кредитную историю.

НДС на УСН

Гостиницы на УСН могут применять ставку НДС 5% без вычета или 0% с вычетом

При доходе свыше 60 млн рублей у отелей будет НДС. Можно выбрать пониженную ставку 5%. Но она не сочетается со ставкой 0%, которая действует на услуги гостиниц.

Обучение для бухгалтеров

Памятка для бухгалтера и кадровика: какие отчеты надо сдать за сотрудников в марте

Конец месяца — суетное время, когда надо и перед налоговой отчитаться, и сдать документы в СФР, исчислить и уплатить налоги. Рассказываем, что нужно сдать уже сегодня, 25 марта, а также делимся полезными советами по заполнению отчетности.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Банки

Компании и ИП теперь смогут быстрее проводить самоинкассацию

Наличную выручку можно внести на расчетный счет через банкомат, но без физической карты. Авторизация произойдет по специальному коду.

Лизинг

Как отразить в учете лизинговый автомобиль

Если организация взяла автомобиль в лизинг до 2021 года, но не отразила его в учете, такую ошибку нужно исправить. Рассказываем, как по правилам ФСБУ и ПБУ скорректировать отчетность.

Как отразить в учете лизинговый автомобиль

Как в 1С отменить перенос убытков

Программа 1С переносит убытки прошлого года автоматически. Чтобы это отменить необходимо вручную откорректировать операцию.

Как в 1С отменить перенос убытков
НДС на УСН

Почему может неправильно выделяться НДС при УСН при получении оплаты от покупателей на расчетный счет (в банковских выписках)

На примере ООО на УСН, применяющего пониженную ставку НДС 5% с 01.01.2025г.

Миграционный учет

Мигрантам хотят выдавать целевые патенты

Чтобы мигранты работали по своей специальности, в патентах будут указывать профессию иностранцев.

Платить налоги надо будет по-новому: обзор поправок в приказ Минфина № 107н

С 1 января 2026 года заработают новые правила заполнения платежных поручений на уплату налогов, взносов и прочих платежей в бюджет.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
3

Правила Трибуны на «Клерке». Как вести блог и собирать аудиторию

«Трибуна» — это уникальные персональные некоммерческие блоги пользователей. Здесь пользователи-эксперты ведут личные блоги от своего имени и делятся знаниями с другими читатели. При этом, у нас есть определенные правила👇

Правила Трибуны на «Клерке». Как вести блог и собирать аудиторию
64

Интересные материалы

Реклама

Госдума запретила рекламу на заблокированных сайтах

С 1 сентября будет нельзя распространять рекламу на сайтах нежелательных организаций. Это сделали, чтобы защитить россиян и перекрыть источник дохода владельцам информационных ресурсов, которые ведут недружественную политику по отношению к РФ.