Ставка на молодых
Аналитики Института народнохозяйственного прогнозирования Российской академии наук (ИНП РАН) отметили демографическую тенденцию ближайших лет – рост числа молодых людей, входящих в профессиональную деятельность. Молодые специалисты не обладают достаточными профессиональными навыками и опытом для выполнения сложных задач. Это может затруднить их интеграцию в рынок труда, так как работодатели предпочитают более опытных кандидатов. С другой стороны, если людей мало, придется трудоустраивать молодежь и тогда уже быть готовыми к дополнительным расходам на обучение, организацию школы наставничества, разработку треков профессионального роста.
Деньги vs комфорт
В настоящий момент в регионах, отстающих по уровню социально-экономического развития, высока доля людей занятых в неформальных секторах экономики. Исправить ситуацию может создание качественныхрабочих мест, в том числе и в первую очередь для людей без квалификации, не стоит забывать и про другой важный мотиватор – деньги.
Для тех, кто сталкивается с финансовыми трудностями или работает на низкооплачиваемых местах, увеличение зарплаты может быть приоритетом. Основные потребности - жилье, еда, образование, медицина - зачастую заставляют людей искать работу с более высокой оплатой, даже если условия труда неидеальны.А когда доход человека покрывает его базовые потребности и предоставляет определённую финансовую стабильность, вопрос повышения зарплаты становится менее критичным, а другие факторы, например, комфорт и баланс между работой и личной жизнью могут выйти на первый план.
Комфорт на рабочем месте включает не только физические условия - стулья, освещение и прочие, но и психологический аспект. Дружелюбная и поддерживающая корпоративная культура, хорошие отношения с коллегами и уважительное отношение со стороны руководства часто важны для людей даже больше, чем дополнительные деньги. Когда человек чувствует себя комфортно на работе, у него выше уровень вовлеченности, он больше ощущает свою значимость и вклад в общее дело.
Если ориентироваться на молодых людей, которых по прогнозам исследователей на рынке труда должно появиться много, они часто нацелены на увеличение дохода, чтобы быстрее достичь финансовой независимости или закрыть важные жизненные потребности – купить квартиру, создать семью. Для них приоритет может отдаваться зарплате.
Сотрудники с большим опытом работы и уже устойчивым финансовым положением могут ценить комфортное рабочее место выше, так как для них важен не только баланс между работой и личной жизнью, но и поддержание здоровья.
Люди, близкие к пенсионному возрасту, также часто склонны выбирать комфорт и стабильность, поскольку на этом этапе жизни приоритетом становится поддержание здоровья и психоэмоционального состояния.
ФОТ или прибыль
Сложнее всего бороться за кадры при помощи конкурентных зарплат низкомаржинальному бизнесу. Рынок не позволяет поднимать цены на продукцию с такой же скоростью, с которой требуется поднимать заработную плату.
Например, в ритейле фонд оплаты труда может составлять до 30 процентов, тогда как рентабельность бизнеса в среднем 3–6%. Именно поэтому в этой сфере зарплаты не растут квартал от квартала и показатели текучести кадров высокие.
Нехватка людей подталкивает к автоматизации. Не так давно крупный российский ритейлер X5 RetailGroup объяснил отсутствие товаров на полках своих магазинов нехваткой работников. К слову, компания стала самостоятельно заниматься производством касс самообслуживания. Причина – оптимизация затрат на оплату труда. Изначально планировалось, что установкатаких касс может сократить траты на персонал на 5–6%, или 1–2 сотрудников.
Автомотизация была и есть дорогим удовольствием, однако, если раньше физический труд был дешевым и автоматизацию можно было отложить до лучших времен, теперь компании вынуждены пересматривать положение дел и вкладываться в нее.
Ритейл становится все более технологически ориентированным и требует от сотрудников новых навыков. Они должны не только обслуживать клиентов, но и разбираться в цифровых технологиях, системах управления запасами, онлайн-продажах и аналитике данных. Найти специалистов с такими компетенциями становится труднее.
В преддверии праздников, больших распродаж или рекламных акций возникает повышенный спрос на временный персонал. В таких условиях становится сложно оперативно нанять и обучить достаточное количество сотрудников. Выход – партнерство с опытными аутсорсерами, которые обеспечат точки и временными и постоянными работниками.
Учиться, учиться и еще раз учиться…
Еще одна тенденция, которая усиливается – непрерывное образование. Люди приходят работать курьером, слесарем, кассиром ненадолго. Большинство из них воспринимает эту работу как временную и стремится к более высокому статусу, тем более, что условия для этого сегодня есть.
Напомним, что непрерывное образование – это концепция, при которой обучение продолжается на протяжении всей жизни, не ограничиваясь формальным образованием в школе или университете. Он включает в себя самые разные формы: от онлайн-курсов и самообразования до мастер-классов и корпоративных программ.
По данным исследования HeadHunter и консалтинговой компании «Яков и партнёры», 76% из 1,5 тыс. опрошенных россиян трудоспособного возраста считают, что непрерывное образование станет основным фактором, который будет влиять на рынок труда к 2030 году.
Текущие изменения на рынке труда требуют активных шагов от всех его участников. Работодателям важно пересматривать стратегии найма и удержания сотрудников, а соискателям — развивать новые компетенции, адаптируясь к требованиям цифровой эпохи.
Начать дискуссию