Ведение бизнеса

Как управлять бизнес-процессами, чтобы улучшить качество обслуживания

Успешные процессы обслуживания являются ключом к построению долгосрочных отношений с клиентами и снижению ненужных затрат. Управление бизнес-процессами можно использовать как мощный инструмент для повышения эффективности операций по оказанию услуг. Рассмотрим семь рекомендаций по устранению слабых мест в бизнес-процессах для улучшения качества обслуживания.
Как управлять бизнес-процессами, чтобы улучшить качество обслуживания

Установление четких ожиданий

Важной частью процесса обслуживания является формирование у клиента четких ожиданий. Между компанией и клиентом должно быть точное понимание результатов и процедуры выполнения услуги. Это обеспечивает ясность и ответственность с обеих сторон.

Например, компания-разработчик программного обеспечения пообещала заказчику предоставить первую версию продукта к определенному сроку. Этой компании необходимо составить список того, что включает в себя первая версия продукта. Она должна обеспечивать по крайней мере следующее:

  • определенный набор доступных функций;

  • определенное количество устраненных ошибок;

  • определенное допустимое количество пользователей.

Когда обеим сторонам понятны эти подробно описанные планы, компания несет ответственность за выполнение своих обещаний. А клиент, соответственно, знает, чего ожидать в день предоставления услуги. Таким образом, клиент будет удовлетворен, получив ожидаемый результат.

Регулярное информирование клиентов об обновлениях

Можно себе представить, какое воодушевление испытывает покупатель, оформивший, наконец, заказ на аэрогриль после нескольких недель планирования. Он заранее проинформирован об ориентировочной дате доставки, и тем не менее продолжает следить за обновлениями о том, передан ли заказ службе доставки, или уже находится у курьера. А какое приятное волнение испытывает клиент, зная, что заказ уже вот-вот принесут к порогу! Но если, напротив, клиент не получает никакой информации по статусу своего заказа, то можно представить, как его разочаровывает такая неопределенность.

Такую же ситуацию можно смоделировать для процессов обслуживания в любой компании. Клиент всегда ждет и радуется доставке продукта или услуги, а информация о статусе заказа дает ему спокойствие и уверенность, что все идет по плану. По этим причинам нужно обязательно сообщать клиентам о ходе предоставления услуги. И особенно важно уведомлять их о задержках и других изменениях в предполагаемых сроках. Информирование клиентов о ходе обслуживания создает чувство доверия к компании, что является важным фактором роста и устойчивости бизнеса.

Максимальная автоматизация процессов

Автоматизация является важной частью управления бизнес-процессами благодаря применению технологий, упрощающих сложные, повторяющиеся операции и работу с документами. К тому же, процессы обслуживания включают некоторые процедуры, которые могут выполняться с минимальным участием человека или вообще без него. Например, размещение заказов, обновление процессов, внутренняя коммуникация и ввод данных.

Автоматизация процессов помогает повысить эффективность технических операций за счет устранения человеческих ошибок и позволяет освободить сотрудников от рутинных и повторяющихся действий, сосредоточив их усилия на более важных и креативных задачах.

Описание, моделирование, доработка и документирование процессов

Процесс оказания услуг состоит из множества этапов и процедур, которые включают в себя, помимо прочего, логистику, производство, управление проектами, консультации, обработку данных, доставку и т.д. В деталях процесс может отличаться для разных клиентов в зависимости от индивидуальных требований, но основные этапы остаются неизменными.

Чтобы сделать процесс оказания услуг более эффективным, можно воспользоваться методами управления бизнес-процессами, которые включают следующие процедуры:

  • Описание текущих процессов обслуживания «как есть» для понимания этапов работы и их эффективности.

  • Моделирование улучшенных процессов оказания услуг, обеспечивающих наиболее оптимальное использование всех ресурсов и минимизацию пробелов в процессах, потерь доходов и непредсказуемых вариаций.

  • Доработка смоделированных оптимизированных процессов для внедрения с целью достижения желаемых результатов.

  • Документирование нового процесса обслуживания для обеспечения доступности каждого шага и процедуры с целью предоставления обучения, прозрачности, подотчетности, справки и возможности пересмотра.

Обучение команды эффективному выполнению процессов обслуживания

Качество обслуживания клиентов зависит от соблюдения командой правильности выполнения процессов, поэтому каждый сотрудник должен пройти соответствующее обучение.

Например, пекарня должна доставить определенное количество рогаликов к 7:00 утра, чтобы выполнить свои обязательства перед покупателем. В этом случае сотрудники пекарни должны уметь не только выпекать вкуснейшие рогалики, но также выполнять следующие процедуры:

  • закупка самых лучших ингредиентов;

  • использование лучшего кондитерского инвентаря;

  • информирование покупателя о статусе заказа;

  • правильная упаковка товаров;

  • наем надежного партнера по доставке;

  • своевременная доставка;

  • получение отзыва от клиента.

Команда также должна понимать последствия несоблюдения всех операций процесса с точки зрения нерационального использования ресурсов, ухудшения качества обслуживания клиентов, потери доходов и бизнеса.

Использование корпоративного программного обеспечения для улучшения процессов обслуживания

Корпоративное ПО помогает контролировать процессы, а иногда даже их выполнять. Компании используют различные системы для поддержки своих операционных процессов: от средств коммуникации до корпоративного программного обеспечения.

Процессам оказания услуг тоже необходимо ПО для контроля за выполнением операций. Но следует убедиться, что выбранное программное обеспечение соответствует потребностям конкретного процесса и его не нужно будет подстраивать под данное ПО.

Определение ключевых показателей эффективности процесса

Для контроля процессов необходимо определить ключевые показатели эффективности. Ключевые показатели эффективности (KPI) — это параметры, которые помогают анализировать эффективность любого процесса, отдельного сотрудника, команды или отдела. Хорошие KPI указывают на то, что процессы работают без сбоев, в то время как плохие KPI свидетельствуют о том, что требуется оценка и улучшение.

Вот некоторые общие показатели KPI, используемые для оценки работоспособности основных процессов:

  • показатели эффективности;

  • показатели результативности;

  • показатели мощности;

  • показатели производительности;

  • показатели качества;

  • показатели прибыльности;

  • показатели конкурентоспособности;

  • показатели ценности.

Значения этих показателей рассчитываются с помощью различных формул и измерений. Анализируя их, можно контролировать качество обслуживания или принимать решения по его улучшению.

Вывод

Методы управления бизнес-процессами помогают описать существующие процессы предоставления услуг, чтобы можно было устранить их слабые места и повысить эффективность. Оптимизация процессов обслуживания является приоритетом для любого бизнеса, поскольку напрямую влияет на удовлетворенность и впечатления клиентов, а следовательно, позволяет обеспечить рост и устойчивость компании.

Подписывайтесь на Telegram-канал Клуб «Стратегии и бизнес-процессы», чтобы узнать больше об организационном и стратегическом развитии.

Информации об авторе

Этот пост написан блогером Трибуны. Вы тоже можете начать писать: сделать это можно .

📈 Бухгалтер на аутсорсе: полный мануал для выхода из найма

✔ Научитесь искать клиентов и увеличивать доход

✔ Поднимите свой чек и грамотно проводите переговоры

✔ Оформите договоры для безопасной работы

✔ Получите удостоверение на 72 ак. часа, внесем в госреестр Рособрнадзора

Скидка до 54%! Только сегодня!

14 900 ₽ 32 500 ₽

Запишитесь сейчас и начните зарабатывать от 150 000 ₽ в месяц!

🚀 Записаться на курс

Начать дискуссию


Похожие материалы

Сбер первым в России подтвердил безопасность своей биометрической системы во ФСТЭК

Полученный аттестат подтверждает безопасность хранения и обработки данных в биометрической системе банка, которая в том числе позволяет оплачивать покупки улыбкой.

Роспатент: в России стали уделять больше внимания внешнему виду продукции

За 12 месяцев 2024 года российские граждане и организации подали в Федеральную службу по интеллектуальной собственности (Роспатент) 6 479 заявок на патентование промышленных образцов. Это на 18% больше, чем в 2023 году и на 53% превышает показатель 2022 года.

Инвестиции

Мосбиржа начала торги первым биржевым фондом на платину и палладий

26 февраля 2025 на фондовом рынке Московской биржи стартовали торги биржевым паевым инвестиционным фондом (БПИФ) «Альфа-Капитал Платина – Палладий» под управлением УК «Альфа-Капитал». Это первый на бирже фонд инвестиций в платину и палладий, он получил торговый код AKPP.

Курсы повышения
квалификации

22
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Ипотека

Сбер запустил ипотеку на покупку дома и участка по договору долевого участия

На Домклик появилась возможность купить свой дом у застройщика по договору долевого участия (ДДУ) в ипотеку Сбербанка.

УСН

Как ИП на УСН уменьшить налог на страховые взносы в 2025 году

Индивидуальные предприниматели, работающие на УСН, могут уменьшить сумму налога за счет страховых взносов. Порядок учета этих вычетов зависит от выбранного объекта налогообложения и наличия наемных работников. Разберем, как правильно учитывать страховые взносы при расчете налога.

Как ИП на УСН уменьшить налог на страховые взносы в 2025 году

МВД объяснило, как отличить настоящего юриста от мошенника

Лжеюристы часто фигурируют в схемах телефонных мошенников, а схемы постоянно адаптируют и видоизменяют. Один из приемов – подключение к обману «юриста или адвоката по назначению», который обещает помочь гражданину в критической ситуации.

Анна

Покупка ОС у физического лица организацией

Добрый день!

ООО на ОСНО хочет купить гараж стоимостью 1 млн рублей у физического лица.

Гараж нужен для хранение и использования в рамках деятельности ООО, не для...

Читать полностью

Эксперт:

Надежда Камышева

Надежда Камышева
Эксперт

Добрый день.

Чек пробивать не нужно. Ничего тут не поменялось, в том числе и позиция чиновников.

Чеки пробивают в деятельности, связанной со скупкой...

Читать полностью

⚡️В поисках ответов: самое важное о VII Всероссийской бухгалтерской конференции «БухВесна-2025»

Нам начали приходить организационные вопросы от пользователей по VII Всероссийской бухгалтерской конференции «БухВесна-2025», которая пройдет 13 марта в Москве. Собрали все важное в одной статье: кто, что, как, куда, когда, во сколько, каким образом — все здесь! Забирайте в закладки, чтобы не потерять!

⚡️В поисках ответов: самое важное о VII Всероссийской бухгалтерской конференции «БухВесна-2025»
6

За неиспользованный отпуск можно получить компенсацию и без увольнения. Но есть ограничения

По заявлению сотрудника работодатель может заменить денежной компенсацией часть ежегодного отпуска, которая превышает 28 дней.

Инвестиции

Взлеты и падения недели

Торговая сессия выходного дня вносит определенные коррективы не только в размеренную инвестиционную «трудовую» пятидневку, но и в динамику бумаг.

Обзоры новостей

Рубль набрался сил и снова слабеет. Обратный туземун крипты. Недвижимость, акции, бонды, инфляция и другие новости. Воскресный инвестдайджест

Порадовались и хватит. Рубль перешёл от укрепления к ослаблению. Надеюсь, все остались довольны этим перформансом, впрочем, он может ещё повториться, причём в самую любую сторону. Слабеют также и акции, и крипта.

Рубль набрался сил и снова слабеет. Обратный туземун крипты. Недвижимость, акции, бонды, инфляция и другие новости. Воскресный инвестдайджест

Налоговики проиграли: как «номинальный» контрагент стал законным основанием для вычетов

Суд Уральского округа поддержал налогоплательщика в споре о необоснованной налоговой выгоде: почему формальность контрагента не всегда лишает права на вычеты.

3
Инвестиции

27% на коксе. Свежие облигации: ПАО Кокс на размещении

Тут могла бы быть очередная несмешная шутка про кокс. Смотрим новый флоатер от коксохимического завода Кокс. И заодно смотрим новый фикс от него же. Да, всё верно, коксовый дубль из двух выпусков. Фикс для всех, а флоатер только для квалов.

27% на коксе. Свежие облигации: ПАО Кокс на размещении

Как оформить налоговый вычет по ПДС: Сбер поделился инструкцией для возврата денег

Программа долгосрочных сбережений (ПДС) позволяет не только формировать накопления на будущее, но и получать налоговый вычет со взносов. Это хороший способ снизить налоговую нагрузку и вернуть часть внесенных средств.

Кадры

80% компаний следят за работой сотрудников

Почти половина работодателей требует от сотрудников регулярных отчетов, а еще 43% ведут видеонаблюдение в офисе.

IT-компании

Какие изменения коснутся IT-компаний в 2025 году

Налоговая реформа не обошла вниманием IT-компании. Некоторые изменения уже вступили в силу, например, применение 5% ставки налога на прибыль. Другие изменения заработают совсем скоро — например, с 3 марта 2025 года отменяется мораторий на выездные проверки в IT-компании. Рассказываем, что ждет айтишников и как адаптироваться к новым реалиям.

Какие изменения коснутся IT-компаний в 2025 году
Ведение бизнеса

Чем бизнес в Саудовской Аравии привлекателен для российских предпринимателей

Все больше российских компаний открывают для себя рынок Саудовской Аравии. Основными сферами вложения средств являются агропромышленный комплекс, строительство и инфраструктура, энергетика. Отечественных предпринимателей привлекает устойчивая бизнес-среда, стабильная политическая обстановка и, что особенно важно, система налоговых льгот.

Новости ФНС

Уведомления об изменениях в личном кабинете можно получать на свою электронку

Для получения сообщений из ФНС об обновлении данных в личном кабинете в разделе «Профиль» необходимо подтвердить свой электронный адрес.

Инвестиции

Большинство россиян планируют инвестиции на срок не более пяти лет

Горизонт инвестирования опрошенных женщин и мужчин часто не превышает пяти лет.

Счета-фактуры

Ошибки в счетах-фактурах: из-за каких откажут в вычете НДС, а какие не помешают этому 

Счет-фактура — основание для принятия продавцом сумм НДС к вычету. Правила применения вычетов установлены статьей 172 НК. Но в процессе хозяйственной деятельности налогоплательщики допускают в счетах-фактурах ошибки. Они могут быть как существенными и приводить в дальнейшем к отказу в вычете НДС, так и несущественными. 

Ошибки в счетах-фактурах: из-за каких откажут в вычете НДС, а какие не помешают этому 

Интересные материалы

На отдельные помещения в элитном здании повышенная ставка налога не действует. Но это могут изменить

Бизнес-недвижимость облагается налогом по ставке 2%, но если кадастровая стоимость выше 300 млн рублей, будет повышенная ставка 2,5%. Если кадастровая стоимость помещения ниже 300 млн, повышенной ставки не будет, даже если это помещение находится в здании, кадастровая стоимость которого превышает 300 млн рублей.