Что нужно знать о новых требованиях к печатям для ИП в 2025 году?

Ведение деятельности предпринимателем подразумевает работу с документами. Бизнесмену необходимо заключать договоры с контрагентами, заверять соглашения и подавать отчетность в контролирующие органы.

В письме № 28-10/15239 от 28.02.2016 г. Федеральной налоговой службой было разъяснено, что предприниматель имеет право вести деятельность без использования печати, заверяя документы только подписью. Право использования оттиска остается добровольным на усмотрение предпринимателя, однако в некоторых случаях использование печати актуально и может значительно упростить документооборот.

Можно ли все таки обойтись без печати на практике?

Печать является дополнительной гарантией надежности предпринимателя. Некоторые компании предпочтут сотрудничество с другим юрлицом, имеющим печать, поскольку посчитают его более надежным. Кроме того, существует ряд случаев, при которых без наличия печати обойтись не удастся.

Рекомендуется использовать печать при:

  • участии в электронных закупках и тендерах. Большинство заказчиков, особенно связанных с государственными структурами, требуют наличие печатей на документах. На законодательном уровне запрещено отклонять предложения предпринимателя, не имеющего печати. Однако, при регулярных заявках на участие в тендере целесообразно обзавестись оттиском, чтобы упростить работу в дальнейшем. Если же печать делать не планируется, можно оформить в налоговой электронную версию. Также имеет юридическую силу письмо, созданное в свободной форме. В документе указывается, что предприниматель ведет деятельность без использования печати;

  • открытии расчетного счета в банке, а также заполнении чековой книжки, позволяющей снять наличные денежные средства. Согласно внутренним нормативным актам банки могут требовать у своих клиентов использование оттиска при совершении операций с деньгами. Однако, инструкция Центробанка № 153-И от 30.05.2014 г. позволяет не использовать печать при совершении подобных операций. Предпринимателю придется доказывать свою правоту или обратиться в другую финансовую организацию, где более лояльны к представителям малого бизнеса;

  • оформлении доверенности. Оттиск печати может заменить подпись нотариуса. Однако, услуги специалиста обойдутся значительно дороже, чем сделать печать. Особенно, если подобные документы нужно будет делать регулярно.

Кроме того, вести деятельность без печати не получится, если предприниматель работает с приходно-кассовыми ордерами. Документ первичной отчетности необходимо заверять оттиском. В противном случае он не имеет юридической силы.

Некоторые организации или предприниматели заключают договор с контрагентами только при наличии печати. Такое требование не противоречит законодательству.

Чтобы избежать подобных ситуаций, не упустить выгодную сделку или не столкнуться с необходимостью срочно записываться к нотариусу, целесообразно заказать печать еще на начальном этапе ведения деятельности. Наиболее удобный способ сделать это в проверенной типографии, знающей все аспекты и нормы оформления печатей, например, компании “Копирка”.

Печать для предпринимателя: преимущества и недостатки

Среди плюсов ведения деятельности с использованием печати можно выделить:

  • улучшение репутации в глазах потенциальных партнеров. Многие компании охотнее соглашаются на сотрудничество с предпринимателями, имеющими более серьезные намерения;

  • дополнительная степень защиты важных документов. Подделать оттиск печати значительно сложнее, чем подпись индивидуального предпринимателя, особенно, если она не имеет сложных элементов. Недобросовестный бухгалтер или сотрудник со временем смогут начать подделывать документы, проводя сделки за спиной у руководителя и лишая его дополнительной прибыли;

  • расширение возможностей сотрудничества с крупными организациями, для которых наличие печати у контрагента может быть прописано в договоре.

Среди минусов наличия печати можно выделить только необходимость ее использования, если ранее документы с партнером были оформлены с проставлением оттиска.

Печать должна быть всегда под рукой. Это не всегда удобно, если предприниматель не проводит все рабочее время в офисе, его работа имеет выездной характер или бизнес предполагает постоянное присутствие предпринимателя.

Кроме того, следует подумать об обеспечении сохранности печати. Если она попадет в руки злоумышленникам, последствия могут быть довольно серьезными. При утере печати придется уведомить о событии кредитные организации, контрагентов, а также заказать новый оттиск, что подразумевает временные и финансовые затраты.

Каким требованиям должна соответствовать печать индивидуального предпринимателя?

Законодательством четко не регламентирован вид оттиска. Однако, предпринимателю важно не нарушать авторское право, изображая чужой логотип или не принадлежащий ему товарный знак. Также на печати ИП не может быть изображения герба Российской Федерации.

Рекомендуется внести на изображение такие сведения:

  • ФИО предпринимателя;

  • ИНН;

  • аббревиатуру «ИП» или полное написание «Индивидуальный предприниматель»;

  • ОГРНИП.

Защитить печать от подделки можно, используя нанесение на печать:

  • гравировки;

  • гильоширной сетки с толщиной не более 0,1 мм;

  • штрихкода;

  • специальных меток.

Печать предпринимателя может быть круглой, прямоугольной или треугольной, выполненной из пластика или металла. Можно использовать автоматическую, самонаборную или ручную конструкцию. Цвет изображения может быть монохромным или моноцветным. Не запрещено использование как настольных, так и карманных вариантов.

Как правильно сделать печать предпринимателю?

Срок изготовления печати составляет от нескольких часов до недели. Заказать изделие можно в типографии или рекламном агентстве. Специалисты при необходимости помогут разработать логотип, а также предложат несколько вариантов дизайна.

Стоимость работ зависит от срочности выполнения заказа, необходимости дополнительных услуг, типа корпуса, размера печати и используемых вариантов дополнительной защиты от подделки. Макет печати можно сделать самостоятельно, используя специализированные сервисы в интернете.

Для изготовления печати необходимо предоставить документы:

  • паспорт;

  • ИНН;

  • выписку из ЕГРИП.

В некоторых случаях целесообразно заказывать сразу несколько печатей. Если предприниматель ведет деятельность не только в офисе, но и на выезде, один экземпляр может быть настольный, а другой – более компактный карманный.

Кроме того, вторая печать может потребоваться бухгалтеру или другому лицу, наделенному правом подписи. При этом каждый оттиск должен быть единообразным.

Электронная печать

Альтернативный вариант для тех, кто не готов всегда под рукой иметь печать, но планирует всегда заниматься ведением бизнеса – электронная подпись. Подписанный электронно документ имеет такую же юридическую силу, как и бумажный, заверенный печатью. Подготовить его можно, обратившись в ФНС с соответствующим заявлением.

Регистрация печати в налоговых органах

В законодательстве нет требования, обязывающего ИП регистрировать печать в ФНС. Однако, для защиты от мошенников предприниматель может провести регистрацию печати добровольно.

Для этого необходимо обратиться в ФНС и предоставить:

  • копию паспорта;

  • заявление на регистрацию печати, заполненное в свободной форме;

  • выписку из ЕГРИП;

  • образец оттиска.

Работа без печати: законно ли?

В некоторых случаях предпринимателю может потребоваться подтвердить ведение деятельности без печати. На стадии переговоров с контролирующими органами или контрагентами можно направить информационное письмо в свободной форме.

Нормативные документы

Вот список основных нормативных актов и документов, регулирующих использование печатей для индивидуальных предпринимателей.

Эти документы помогут вам глубже понять законодательные требования и использовать печать, опираясь на действующие нормы.

Начать дискуссию