Незаконный отказ налоговой инспекции в возврате излишне выплаченного НДС и возврат налога в судебном порядке

Незаконный отказ налоговой инспекции в возврате излишне выплаченного НДС в связи с некорректным определением налоговой инспекцией срока на возврат налога и возврат излишне выплаченного НДС в судебном порядке

Клиентом - обществом с ограниченной ответственностью G -  21.03.2023г. был направлен Инспекции Федеральной налоговой службы N z по г. Москве запрос о предоставлении сведений и документов о состоянии расчетов по налогам в отношении общества с ограниченной ответственностью G.23.03.2023г. Инспекцией Федеральной налоговой службы N z по г. Москве была предоставлена справка о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пени, штрафам, процентам, в которой содержалась информация о наличии у общества с ограниченной ответственностью G переплаты в бюджет за 2020 - 2022 г. г. по налогу на добавленную стоимость в размере 2 319 461,16 руб. и налогу на доходы физических лиц в размере 85 421,57 руб. 07.04.2023г. общество с ограниченной ответственностью G  обратилось в Инспекцию Федеральной налоговой службы N z по г. Москве с запросом о предоставлении сведений о сроке возникновения переплаты по налогам, информация о которой содержалась в справке от 23.03.2023г. Письмом от 18.04.2023г. Инспекцией Федеральной налоговой службы N z по г. Москве было отказано в предоставлении обществу с ограниченной ответственностью G информации о сроке возникновения переплаты в связи с тем, что для подтверждения наличия переплаты, выяснения обстоятельств переплаты 15.04.2023г. отделом камеральных проверок Инспекции Федеральной налоговой службы N z по г. Москве обществу с ограниченной ответственностью G было направлено по телекоммуникационным каналам связи требование о представлении документов, необходимых для подтверждения наличия переплаты, выяснения обстоятельств переплаты, документы не были предоставлены обществом с ограниченной ответственностью G. Во избежание пропуска срока на возврат излишне выплаченного налога обществом с ограниченной ответственностью G 21.04.2023г. было направлено Инспекции Федеральной налоговой службы N z по г. Москве почтой России заявление о возврате переплаты по налогу на добавленную стоимость в размере 2 319 461,16 руб. и налогу на доходы физических лиц в размере 85 421,57 руб. (подтверждается описью вложения в ценное письмо и уведомлением о вручении почтового направления). 12.05.2023г. обществом с ограниченной ответственностью G был повторно направлен Инспекции Федеральной налоговой службы N z по г. Москве запрос о предоставлении сведений и документов о состоянии расчетов по налогам. Справкой от 23.05.2023г. Инспекцией Федеральной налоговой службы N z по г. Москве было повторно подтверждено наличие у общества с ограниченной ответственностью G переплаты в бюджет за 2020 - 2022 г. г. по налогу на добавленную стоимость в размере 2 319 461,16 руб. и налогу на доходы физических лиц в размере 85 421,57 руб. 28.05.2023г. обществом с ограниченной ответственностью G Инспекции Федеральной налоговой службы N z по г. Москве на основании п. 1 ст. 79 Налогового кодекса РФ было повторно направлено заявление о возврате переплаты по налогу на добавленную стоимость в размере 2 319 461,16 руб. и налогу на доходы физических лиц в размере 85 421,57 руб. на расчётный счет общества с ограниченной ответственностью G. Письмом от 19.06.2023г. Инспекцией Федеральной налоговой службы N z по г. Москве отказано обществу с ограниченной ответственностью G в возврате переплаты в связи не соответствием формы заявления форме, утвержденной Приказом Федеральной налоговой службы РФ от 30.11.2022г.№ ЕД-7-8/1133@. 22.06.2023г. обществом с ограниченной ответственностью G Инспекции Федеральной налоговой службы N z по г. Москве было направлено заявление о возврате переплаты по форме, утвержденной Приказом Федеральной налоговой службы РФ от 30.11.2022г.№ ЕД-7-8/1133@. 27.06.2023г. Инспекцией Федеральной налоговой службы N z по г. Москве сформирован отказ в исполнении заявления в связи с отсутствием положительного сальдо на едином налоговом счете общества с ограниченной ответственностью G, необходимого для исполнения заявления о распоряжении путем возврата денежных средств. 09.07.2023г., защищая право общества с ограниченной ответственностью G на возврат переплаты по налогу на добавленную стоимость, мы обратились в Арбитражный суд г. Москвы с исковым заявлением об обязании Инспекции Федеральной налоговой службы N z по г. Москве осуществить возврат излишне выплаченного за 2020 - 2022 г. г. налога на добавленную стоимость в размере 2 319 461,16 руб. путем возврата денежных средств на расчётный счёт общества с ограниченной ответственностью G. 

Оспаривая исковые требования, Инспекция Федеральной налоговой службы N z по г. Москве обосновала отзыв на исковое заявление следующими доводами:

1. В качестве доказательства наличия переплаты по налогу на добавленную стоимость в размере 2 319 461,16 руб. за 2020 - 2022 г. г. обществом с ограниченной ответственностью G представлены справки от 23.03.2023г., 23.05.2023г. о состоянии расчетов с бюджетом. В соответствии с подп. 10 п. 1 ст. 32 Налогового кодекса РФ налоговый орган обязан предоставлять налогоплательщику по его запросу справки об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, пени, штрафов, процентов по состоянию на дату формирования справки на основании данных налогового органа в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. Справки об исполнении обязанности по уплате налогоплательщиком налогов составляются на основании лицевых счетов по учету налогов, являющихся формой внутреннего контроля налогового органа, в связи с чем сами по себе не могут являться доказательством наличия у налогоплательщика переплаты по налогу. 

2. В соответствии с Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.06.2011г. № 17750/10, Определением Верховного Суда РФ от 03.09.2015г. № 306-КГ15-6527, Определением Конституционного Суда РФ от 21.06.2001г. № 173-О юридические основания для возврата переплаты по итогам финансово-хозяйственной деятельности наступают с даты представления налоговой декларации (расчета) за соответствующий налоговый (расчетный) период, но не позднее срока, установленного для представления налоговой декларации (расчета) в налоговый орган. В соответствии с Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25.02.2009г. № 12882/08 моментом образования переплаты является момент представления первичной налоговой декларации (в случаях последующего представления уточненных деклараций) или момент уплаты налога. В соответствии с определениями Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 07.10.2016г. № 305-КГ16-12552, от 11.10.2017г. № 305-КГ17-6968 налогоплательщик должен узнать о возникновении переплаты по налогу с даты представления налоговой декларации, поскольку в момент составления и представления отчетности имеет возможность определить размер своей налоговой обязанности и соотнести его с реально выплаченными суммами, при этом моментом, когда налогоплательщик узнал о факте излишней выплаты налога, не может считаться момент совершения им действий по корректировке своего налогового обязательства и представлению уточненной налоговой декларации. В соответствии с определением Верховного Суда РФ от 03.09.2018г. № 305-КГ18-13361 по делу № А40-43599/2017 о переплате налогов налогоплательщику должно стать известно в соответствующих периодах перечисления денежных средств (если они перечислялись в излишнем размере) или при составлении налоговой отчетности. Таким образом, обществу с ограниченной ответственностью G должно было стать известно о наличии переплаты по налогу на добавленную стоимость за 2020 - 2022 г. г. в соответствующих налоговых периодах, а не в момент получения от Инспекции Федеральной налоговой службы N z по г. Москве справки о состоянии расчетов с бюджетом. Соответственно, срок для возврата переплаты по налогу на добавленную стоимость за 2020 - 2022 г. г. в размере 2 319 461,16 руб. на дату направления обществом с ограниченной ответственностью G заявления о возврате переплаты (21.04.2023г.) и на дату обращения с исковым заявлением о возврате переплаты (09.07.2023г.) истёк. 

3. Вопрос определения времени, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишней выплаты налога должен быть установлен с учетом оценки совокупности всех имеющих значение для дела обстоятельств, в частности, должны быть установлены причина, по которой налогоплательщик допустил переплату налога, наличие у налогоплательщика возможности для правильного исчисления размера налога в соответствии с данными первоначальной налоговой декларации, изменения законодательства в течение налогового периода, в котором была осуществлена переплата налога, другие обстоятельства, которые могут быть признаны судом достаточными для признания непропущенным срока на возврат переплаты налога. Обществом с ограниченной ответственностью G не представлена информация об обстоятельствах, явившихся причиной возникновения переплаты по налогу на добавленную стоимость в 2020 - 2022 г. г., что исключает возможность удовлетворения требований общества с ограниченной ответственностью G о возврате излишне выплаченного налога на добавленную стоимость в размере 2 319 461,16 руб. Выплата налога на добавленную стоимость в 2020 - 2022 г. г. осуществлялась обществом с ограниченной ответственностью G самостоятельно, соответственно, выплачивая налог на добавленную стоимость в размере, превышающем исчисленный им же размер налога, общество с ограниченной ответственностью G знало о факте переплаты, что также свидетельствует о том, что срок для возврата переплаты на дату направления обществом с ограниченной ответственностью G заявления о возврате переплаты (21.04.2023г.) и на дату обращения с исковым заявлением о возврате переплаты (09.07.2023г.) истёк. Сам по себе факт обращения общества с ограниченной ответственностью G с заявлениями о возврате переплаты не может являться основанием для признания срока на возврат излишне выплаченного налога на добавленную стоимость за 2020 - 2022 г. г. не пропущенным и удовлетворения требования общества с ограниченной ответственностью G о возврате излишне выплаченного налога на добавленную стоимость в размере 2 319 461,16 руб.

Исковые требования общества с ограниченной ответственностью G были мотивированы нами следующими доводами:

1. В соответствии с п. 33 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30.07.2013г. N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса РФ" "в силу п. 1 ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса РФ налогоплательщик может обратиться в суд только в случае нарушения его права на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных налогов, пеней, штрафа, то есть когда надлежащее соблюдение им регламентированной ст. 78 Налогового кодекса РФ процедуры не обеспечило реализации данного права в административном (внесудебном) порядке по причине неисполнения или ненадлежащего исполнения налоговым органом возложенных на него законом обязанностей". Т. е. а) обращение налогоплательщика в суд с иском о возврате или зачете излишне выплаченных налогов, пени, штрафов возможно только в случае отказа налогового органа в удовлетворении заявления налогоплательщика о возврате/зачете излишне выплаченных налогов, пени, штрафов или в случае непредоставления налоговым органом налогоплательщику ответа на заявление о возврате/зачете излишне выплаченных налогов, пени, штрафов в срок, установленный законодательством (порядок возврата излишне взысканных налогов, пени, штрафов аналогичен порядку возврата излишне выплаченных налогов, пени, штрафов); b) досудебный порядок урегулирования спора считается соблюденным налогоплательщиком в случае отказа налогового органа в удовлетворении заявления налогоплательщика о возврате/зачете излишне выплаченных налогов, пени, штрафов или в случае непредоставления налоговым органом налогоплательщику ответа на заявление о возврате/зачете излишне выплаченных налогов, пени, штрафов в срок, установленный законодательством; с) налоговым законодательством не предусмотрено обжалование в порядке административного производства налогоплательщиком решения налогового органа, принятого по результатам рассмотрения его заявления, как необходимое условие для искового производства по заявлению налогоплательщика о возврате/зачете излишне выплаченных налогов, пени, штрафов. Налогоплательщик вправе реализовать право на своевременный возврат излишне взысканных/выплаченных налогов, пени, штрафов, предусмотренное ст. 79 Налогового кодекса РФ, в течение 3 лет с момента, когда налогоплательщику стало известно о наличии переплаты налогов, пени, штрафов. Налоговый орган должен рассмотреть заявление налогоплательщика о возврате излишне взысканных/выплаченных налогов, пени, штрафов, принять по нему решение, сообщить о принятом решении налогоплательщику в сроки, установленные законодательством. Общество с ограниченной ответственностью G неоднократно обращалось к Инспекции Федеральной налоговой службы N z по г. Москве с заявлениями о возврате излишне выплаченного налога на добавленную стоимость в размере 2 319 461,16 руб., соответственно, обществом с ограниченной ответственностью G соблюден досудебный порядок урегулирования спора, установленный ст. 79 Налогового кодекса РФ. 

2. Понятие "переплата налогов, пени, штрафов" отсутствует в Налоговом кодексе РФ. Ст. 78 Налогового кодекса РФ урегулирована процедура возврата излишне выплаченного налога, ст. 79 Налогового кодекса РФ - процедура возврата излишне взысканного налога. Излишне выплаченный налог - сумма налога, выплаченная налогоплательщиком сверх суммы, которую налогоплательщик должен был выплатить в соответствии с законодательством (ст. 78 Налогового кодекса РФ). Право плательщика на зачет/возврат из соответствующего бюджета излишне выплаченного/взысканного налога (взноса) непосредственно связано с наличием переплаты налога в этот бюджет и отсутствием задолженности по налогам, зачисляемым в этот же бюджет, что подтверждается доказательствами: платежными поручениями, подтверждающими выплату налога налогоплательщиком, инкассовыми поручениями (распоряжениями) налогового органа, информацией об исполнении налогоплательщиком обязанности по выплате налогов, содержащейся в базе данных налогового органа, характеризующей состояние расчетов налогоплательщиков с бюджетом по налогам и отражающей операции, связанные с начислением, поступлением, зачетом, возвратом налогов. В соответствии с Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.02.2006г. № 11074/05 наличие переплаты выявляется путем сравнения суммы налога, подлежащей выплате налогоплательщиком за налоговый период, с платежными документами, подтверждающими выплату налога за этот налоговый период с учетом сведений о расчетах налогоплательщика с бюджетами. В соответствии с Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.02.2006г. № 11074/05 по делу № А55-7642/2004-43 излишне выплаченной или взысканной суммой налога может быть признано зачисление на счета соответствующего бюджета денежных средств в размере, превышающем размер подлежащего выплате налога за определенные налоговые периоды. Доказывание наличия переплаты является процессуальной обязанностью налогоплательщика (ст.65 Арбитражного процессуального кодекса РФ). Факты и размеры выплат обществом с ограниченной ответственностью G налога на добавленную стоимость подтверждены представленными в материалы дела платёжными поручениями, налоговыми декларациями. Наличие переплаты обществом с ограниченной ответственностью G налога на добавленную стоимость в размере 2 319 461,16 руб. подтверждено справками Инспекции Федеральной налоговой службы N z по г. Москве о наличии переплаты от 23.03.2023г., 23.05.2023г. 

3. Сумма излишне выплаченного налога подлежит возврату путём возврата денежных средств, формирующих положительное сальдо единого налогового счета налогоплательщика. В соответствии с п. 1 ст. 79 Налогового кодекса РФ распоряжение денежными средствами в размере сумм, формирующих положительное сальдо единого налогового счета налогоплательщика, осуществляется на основании заявления о распоряжении путем возврата сумм денежных средств, формирующих положительное сальдо единого налогового счета налогоплательщика, представленного в налоговый орган по месту учета налогоплательщика в установленной форме на бумажном носителе или по установленному формату в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленного через личный кабинет налогоплательщика, а также в составе налоговой декларации. В соответствии с п. 3 ст. 79 Налогового кодекса РФ поручение о возврате суммы денежных средств, формирующих положительное сальдо единого налогового счета налогоплательщика, направляется налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства не позднее следующего дня после получения заявления налогоплательщика о распоряжении путем возврата сумм денежных средств, формирующих положительное сальдо. Заявление о возврате суммы излишне выплаченного налога может быть подано в течение 3 лет со дня выплаты налога. В соответствии с п. 79 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30.07.2013г. № 57 при проверке соблюдения налогоплательщиком срока на обращение в суд с иском о возврате излишне выплаченных налогов, пени, штрафов судам необходимо учитывать, что продолжительность и порядок исчисления срока для подачи соответствующего заявления в налоговый орган установлены Налоговым кодексом РФ. В соответствии с Постановлениями Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25.02.2009г. № 12882/08, от 13.04.2010г. № 17372/09 момент, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишней выплаты налога, должен быть определен с учетом оценки совокупности всех имеющих значение для дела обстоятельств (в частности, причины, по которой налогоплательщик допустил переплату налога, наличия у него возможности для правильного исчисления налога по данным первоначальной налоговой декларации, изменения действующего законодательства в течение налогового периода, в котором произошла переплата), а также других обстоятельств, которые могут быть признаны судом достаточными для признания срока на возврат налога непропущенным.

4. Таким образом, возврат переплаты по налогу из бюджета осуществляется при наличии двух обстоятельств: наличие переплаты по налогу и соблюдение 3-летнего срока на возврат переплаты, исчисляемого со дня выплаты налога или со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о наличии переплаты по налогу. Переплата обществом с ограниченной ответственностью G налога на добавленную стоимость в размере 2 319 461,16 руб. осуществлена в 2020 - 2022 г.г. Исковое заявление о возврате переплаты по налогу на добавленную стоимость было подано в Арбитражный суд г. Москвы 09.07.2023г. Следовательно, обществом с ограниченной ответственностью G не пропущен 3-летний срок для обращения в суд с иском о возврате излишне выплаченного налога, сумма переплаты по налогу на добавленную стоимость в размере 2 319 461,16 руб. должна быть возвращена обществу с ограниченной ответственностью G. 

Арбитражный суд г. Москвы согласился с нашими аргументами и принял решение об удовлетворении исковых требований общества с ограниченной ответственностью G о возврате излишне выплаченного за 2020 - 2022 г. г. налога на добавленную стоимость в размере 2 319 461,16 руб., обязании Инспекции Федеральной налоговой службы N z по г. Москве осуществить возврат обществу с ограниченной ответственностью G излишне выплаченного за 2020 - 2022 г. г. налога на добавленную стоимость путем возврата денежных средств на расчётный счёт общества с ограниченной ответственностью G. 

https://businessandlaw.ucoz.net/blog/nezakonnyj_otkaz_nalogovoj_inspekcii_v_vozvrate_izlishne_vyplachennogo_nds_i_vozvrat_izlishne_vyplachennogo_nds_v_sudebnom_porjadke/2024-11-03-109

Начать дискуссию