Отзыв на исковое заявление был обоснован ИФНС России № x по г. Москве следующими доводами:
1. Введением в действие Федерального закона от 14.07.2022г. № 263-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ» в Налоговом кодексе РФ установлен новый порядок учета налоговыми органами состояния расчетов налогоплательщика по всем налоговым платежам с использованием единого налогового счета (ЕНС). В соответствии с п. 2 ст. 11.3 Налогового кодекса РФ ЕНС - форма учета налоговыми органами денежного выражения совокупной обязанности, т.е. всех налоговых обязательств налогоплательщика, информация о которых получена налоговыми органами, и денежных средств, перечисленных в качестве единого налогового платежа (ЕНП) и (или) признаваемых в качестве ЕНП.
В соответствии с подпунктом 5 п. 1 ст. 21 Налогового кодекса РФ налогоплательщики имеют право на своевременный возврат денежных средств в размере, не превышающем положительное сальдо ЕНС налогоплательщика, в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ. В соответствии со ст. 79 Налогового кодекса РФ возврат переплат по налогам осуществляется на основании заявлений налогоплательщика в пределах положительного сальдо ЕНС, которое формируется за счет превышения сумм ЕНП над суммами совокупной обязанности. Таким образом, с момента внедрения ЕНС (с 01.01.2023г.) для возврата обществу с ограниченной ответственностью N переплаты в связи с представлением уточненных налоговых деклараций (расчетов) на уменьшение налога на имущество организаций по имуществу, не входящему в Единую систему газоснабжения, за 2016-2021 г. г. в размере 4 389 561,41 руб. необходимо,
чтобы эта сумма была отражена на ЕНС общества с ограниченной ответственностью N.
2. В соответствии с подпунктом 3.1 п. 5 ст. 11.3 Налогового кодекса РФ совокупная обязанность формируется и отражается на ЕНС налогоплательщика, в том числе, на основании уточненных налоговых деклараций (расчетов), в которых по сравнению с ранее представленными в налоговые органы налоговыми декларациями (расчетами) уменьшены причитающиеся к выплате суммы налогов (сборов, авансовых платежей по налогам). При этом суммы налогов, подлежащие уменьшению в соответствии с данными уточненных налоговых деклараций (расчетов), предусматривающих уменьшение подлежащих уплате сумм налогов, не учитываются при определении размера совокупной обязанности, если со дня истечения установленного законодательством о налогах и сборах срока выплаты соответствующего налога, прошло более 3 лет. Исключением является, в том числе, случай восстановления судом срока выплаты налога, если причины его пропуска признаны судом уважительными (подпункт 1 п. 7 ст. 11.3 Налогового кодекса РФ). В соответствии со ст. 11.3 Налогового кодекса РФ (в редакции, действующей с 01.01.2023г.) суммы налогов, подлежащих уменьшению на основании налоговых деклараций (расчетов), уточненных налоговых деклараций (расчетов), предусматривающих уменьшение подлежащих уплате сумм налогов, если со дня истечения установленного законодательством о налогах и сборах срока уплаты соответствующего налога прошло более 3 лет, не формируют совокупной обязанности. В связи с переходом на новый финансовый год и внедрением ЕНС на основании Федерального закона от 14.07.2022г. № 263-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ» переплата обществом с ограниченной ответственностью N налога на имущество организаций по имуществу, не входящему в Единую систему газоснабжения, в размере 4 389 561,41 руб. выведена из ЕНС во вкладку «Переплата свыше 3 лет»". Соответственно, требование общества с ограниченной ответственностью N об учёте переплаты налога на имущество организаций по имуществу, не входящему в Единую систему газоснабжения, за 2016 -2021 г. г. не может быть удовлетворено.
Исковые требования общества с ограниченной ответственностью N были мотивированы нами следующими аргументами:
1. В соответствии с п. 1 ст. 372 Налогового кодекса РФ налог на имущество организаций устанавливается Налоговым кодексом РФ, законами субъектов РФ, обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ с момента введения в действие закона субъекта РФ, если иное не предусмотрено ст. 372.1 Налогового кодекса РФ. В соответствии с п. 1 ст. 373 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога на имущество являются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 374 Налогового кодекса РФ. П. 1 ст. 378.2 Налогового кодекса РФ установлены виды недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как их кадастровая стоимость. В частности, таким недвижимым имуществом являются административно-деловые центры и помещения в них. В соответствии с п. 3 ст. 378.2 Налогового кодекса РФ административно-деловым центром является отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам. Одним из условий признания здания административно-деловым центром является расположение здания (строения, сооружения) на земельном участке, одним из видов разрешенного использования которого является размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения. В соответствии с п. 2, п. 7 ст. 378.2 Налогового кодекса РФ налоговая база в отношении перечисленных в подпунктах 1, 2 п. 1 ст. 378.2 Налогового кодекса РФ объектов недвижимости определяется как их кадастровая стоимость в случае принятия законодательным (представительным) органом субъекта РФ нормативно-правового акта о включении конкретного объекта недвижимости в перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость. В Налоговом кодексе РФ отсутствует запрет на исключение из перечней объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, объектов, в отношении которых были приняты судебные решения о неправомерности их включения в перечень. В Налоговом кодексе РФ отсутствуют ограничения периода времени, в течение которого налог на имущество организаций может быть перерассчитан в случае исключения объекта недвижимости из перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость. В соответствии с Письмом Министерства Финансов РФ от 11.04.2023г. № 03-05-04-01/31915 при внесении изменений в перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, необходимо учитывать положения ст. 5 Налогового кодекса РФ, в соответствии с которой "акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги, снижающие налоговые ставки, устраняющие обязанности налогоплательщиков или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это". В соответствии с ч.1 ст. 16 Кодекса административного судопроизводства РФ вступившие в законную силу судебные акты по административным делам являются обязательными для органов государственной власти, других государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, объединений, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, граждан и подлежат исполнению на всей территории РФ.
В соответствии со ст. 216 Кодекса административного судопроизводства РФ в случае признания судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части этот акт или его отдельные положения не могут применяться с даты, указанной судом в решении. Таким образом, в связи с признанием Постановления Правительства г. Москвы от 28.11.2014г. №700-ПП недействительным в части включения здания, в котором расположено помещение, в перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, размер налога на имущество организаций, выплаченного обществом с ограниченной ответственностью N, за 2016-2021 г. г., должен быть перерассчитан исходя из балансовой стоимости помещения.
2. На основании Постановления Правительства г. Москвы от 28.11.2014г.№ 700-ПП «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» в 2016 - 2022 г. г. здание, в котором расположено помещение, ежегодно включалось в перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость, т. к. один из видов разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание, - "деловое управление (4.1)" - соответствует критериям, установленным подпунктом 1 п. 3 ст. 378.2 Налогового кодекса РФ, п. 1 ст. 1.1. Закона г. Москвы от 05.11.2003г. № 64 «О налоге на имущество организаций», т. е. на основании критерия "вид разрешённого использования земельного участка". В связи с этим налог на имущество организаций в 2016 – 2021 г. г. исчислялся и выплачивался обществом с ограниченной ответственностью N с учетом особенностей, установленных ст. 378.2 Налогового кодекса РФ, а именно, исходя из кадастровой стоимости помещения с применением налоговой льготы, предусмотренной п. 2.3 ст. 4.1. Закона г. Москвы от 05.11.2003г. № 64 «О налоге на имущество организаций». На основании принятого по административному исковому заявлению одного из собственников здания (общества с ограниченной ответственностью R) решения Московского городского суда от 26.09.2021г., вступившего в законную силу 27.12.2021г., здание было исключено из перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость. Т. к. право на перерасчет размера налога на имущество возникло у общества с ограниченной ответственностью N после вступления в силу решения Московского городского суда, т. е. после 27.12.2021г., 24.01.2023г., 13.03.2023г. обществом с ограниченной ответственностью N были представлены в ИФНС России № x по г. Москве уточненные расчёты по авансовым платежам по налогу на имущество организаций, уточненные налоговые декларации по налогу на имущество организаций за 2016 - 2022 г. г., отражающие перерасчет налоговых обязательств исходя из среднегодовой балансовой стоимости имущества, определяемой на основании ст. 375 Налогового кодекса РФ, в соответствии с данными которых размер налога на имущество организаций по имуществу, не входящему в Единую систему газоснабжения, уменьшен на 4 389 561,41 руб. ИФНС России № x по г. Москве была проведена камеральная налоговая проверка, по результатам которой был осуществлён перерасчет налоговых обязательств общества с ограниченной ответственностью N по налогу на имущество организаций, в том числе, за 2016 - 2021 г. г., сформированы пояснительные записки на корректировки к уменьшению сумм в карточке расчетов с бюджетом.
3. В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 25.06.2013г. № 14-П право на судебную защиту - "это не только право на обращение в суд, но и возможность получения реальной судебной защиты в форме восстановления нарушенных прав и свобод в соответствии с законодательно закрепленными критериями". Технические особенности учета состояния расчетов по налоговым платежам, введённые в действие Федеральным законом от 14.07.2022г. № 263-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ» с 01.01.2023 г. не могут и не должны умалять возможность реализации обществом с ограниченной ответственностью N права на уменьшение размера налога на имущество организаций по имуществу, не входящему в Единую систему газоснабжения, возникшего в связи с вступлением в силу решения Московского городского суда от 26.09.2021г. Т. к. Налоговым кодеком РФ не установлен альтернативный срок исковой давности, налогоплательщик вправе обратиться в суд с исковым заявлением в течение общего срока исковой давности, установленного п. 1 ст. 196 Гражданского кодекса РФ, т. е. в течение 3 лет. В соответствии с п. 1 ст. 200 Гражданского кодекса РФ течение общего срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права. Т. к. в настоящее время отсутствует однозначно сложившаяся судебная практика применения подпункта 1 п. 7 ст. 11.3 Налогового кодекса РФ по вопросу восстановления пропущенного трёхлетнего срока на включение сумм переплат по налогам в совокупную обязанность налогоплательщика и, соответственно, отражение сумм переплат на ЕНС при предоставлении налогоплательщиками уточненных налоговых деклараций, возможно применение по аналогии права правовой позиции, содержащейся в определении Конституционного Суда РФ от 21.06.2001г. № 173-О, в соответствии с которой а) в случае пропуска установленного п. 8 ст. 78 Налогового кодекса РФ в редакции, действовавшей до 01.01.2023г., трехлетнего срока для обращения в налоговый орган с заявлением о возврате налога налогоплательщик вправе обратиться в суд с иском о возврате из бюджета суммы переплаты налога в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства; b) для таких случаев применимо общее правило исчисления срока исковой давности - 3 года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права, и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (п. 1 ст. 196, п. 1 ст. 200 Гражданского кодекса РФ); с) таким образом, после 01.01.2023г. возможно удовлетворение исковых требований налогоплательщика о восстановлении пропущенного трехлетнего срока для обращения в налоговый орган с заявлением о возврате налога, установленного подпунктом 1 п. 7 ст. 11.3 Налогового кодекса РФ.
На основании Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25.02.2009г. № 12882/08 можно сделать вывод о том, что вопрос определения времени, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать об излишней выплате налога, суд должен разрешать с учетом оценки совокупности всех имеющих значение для дела обстоятельств, в частности, суду следует установить причину, по которой налогоплательщик допустил переплату налога, наличие у налогоплательщика возможности для правильного исчисления налога по данным первоначальной декларации, учесть изменения законодательства в течение налогового периода, в котором была осуществлена переплата по налогу, и другие обстоятельства, которые могут быть признаны судом достаточными для признания срока для обращения в налоговый орган с заявлением о возврате налога не пропущенным. Т. к. здание, в котором расположено помещение, было исключено из перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на основании решения Московского городского суда от 26.09.2021г., вступившего в законную силу 27.12.2021г., у общества с ограниченной ответственностью N до 27.12.2021г. отсутствовали основания считать, что налог на имущество организаций является излишне выплаченным, и, соответственно, основания для представления ИФНС России N x по г. Москве уточненных расчётов авансовых платежей и уточненных налоговых деклараций по налогу на имущество организаций. Следовательно, заявление об учёте переплаты по налогу на имущество организаций по имуществу, не входящему в Единую систему газоснабжения, за 2016-2021 г. г. в размере 4 389 561,41 руб. может считаться представленным обществом с ограниченной ответственностью N в пределах срока установленного подпунктом 1 п. 7 ст. 11.3 Налогового кодекса РФ для обращения в налоговый орган с заявлением о возврате налога.
Арбитражный суд г. Москвы подтвердил корректность наших доводов и принял решение обязать ИФНС России N x по г. Москве учесть сумму переплаты обществом с ограниченной ответственностью N по налогу на имущество организаций, не входящих в Единую систему газоснабжения, за период 2016-2021 г. г. в размере 4 389 561,41 руб.
Незаконный отказ налоговой инспекции в возврате излишне выплаченного налога на имущество организаций в связи с введением ЕНС.Part II
Незаконный отказ налоговой инспекции в возврате излишне выплаченного налога на имущество организаций в связи с введением единого налогового счёта и возврат переплаты в судебном порядке. Part II
Информации об авторе
Этот пост написан блогером Трибуны. Вы тоже можете начать писать: сделать это можно .
Начать дискуссию