Право

Дело о товаре за рубль или Ошибка оферента

На днях произошёл инцидент, прогремевший во всех российских СМИ, который поставил ребром базовые вопросы договорного права.

На днях произошёл инцидент, прогремевший во всех российских СМИ, который поставил ребром базовые вопросы договорного права.

Маркетплейс Озон в результате компьютерного сбоя выставил цены на ряд товаров на два порядка ниже правильных, для некоторых товаров — один рубль!

Цены снизились примерно на 98% на сотню товаров из разных категорий. Некоторые покупатели успели сделать и оплатить заказы. Но потом Озон опомнился и аннулировал заказы, а деньги вернул.

Возникает вопрос: Была ли выставленная Озоном цена офертой? Был ли покупателем заключён действительный договор в результате ее принятия?

Роспотребнадзор считает, что да. По его мнению, покупатель может требовать исполнения договора (продажи товара за рубль) или возмещения убытков. Любопытна аргументация: покупатель мог разумно предположить, что эта была рекламная акция, а не ошибка, поэтому сделка действительна.

***

Аналогичная история была на одной криптобирже. В результате сбоя один клиент купил биткоинов рыночной стоимостью в несколько миллионов долларов по цене в 250 раз ниже рыночной. (Забавный нюанс состоял в том, что не только на стороне биржи сделку заключал робот, но и на стороне покупателя тоже.) Наутро, заметив ошибку своего робота, биржа аннулировала сделку и списала биткоины со счета покупателя.

Может ли покупатель настаивать на действительности заключенного роботами договора и требовать его исполнения или возмещения убытков?

Сингапурский суд высшей инстанции решил, что может. Против был лишь английский судья лорд Манс, участвующий в коллегии в качестве «международного судьи». По его мнению, если ошибка очевидна разумному участнику рынка, сделку можно аннулировать.

(Про этот кейс у меня будет статья, следите за прессой).

***

В связи с этим Алексей Акужинов обратил моё внимание на прошлогодний судебный процесс — в котором он сам принимал активное участие как представитель истца — по делу ООО «ДИ-ПИ-АЙ ГРУПП» против АО «РАЙФФАЙЗЕНБАНК» (№ А40-183207/18-22-1381).

Текст решения местами выглядит довольно поразительно. Такое в российских судактах не часто встретишь!

Из решения АС г. Москвы:

«Colin & Shields были торговцами шкурами, находившимися в Англии. Изначальная цена была 30 000 шкур по 10 пенсов за шкуру. Однако, в итоговой оферте Colin & Shields допустили опечатку в условиях цены и отправили оферту с условием продажи 30 000 шкур по 10 пенсов за фунт веса, что в итоге получалось по цене на 1/3 меньше, чем изначальная цена по первым условиям. Hartog акцептовал данную оферту, но после заключения договора Colin & Shields отказались исполнять данный договор. В связи с этим Hartog обратился в суд.»

Из того же решения:

«Ход эксперимента. Использовано два ноутбука для того, чтобы проверить механизм заключения сделки Системе „Р-Дилер“ и результаты документирования заключения сделки как на экране пользователя, так и во внутренних системах Банка.

Посредством Cisco WebEx (платформы для проведения web-конференций) соединения из зала суда было произведено подключение к рабочему месту сотрудника Банка с доступом к внутренним системам с возможностью управления компьютером сотрудника Банка из зала суда и компьютеру клиента („Raiffeisen Leasing“) в режиме просмотра.

По просьбе представителя Банка по телефону клиент заключил форвардную сделку на продажу Евро против Долларов США с датой валютирования 1М (один месяц 21.01.2020):

В окне котировок торгуемой валютной пары EUR.USD была введена сумма сделки 1 000,00 Евро

Клиент нажал на левую сторону котировок „Продаю EUR“.

В появившемся тикете сделки клиент нажал на кнопку „выполнить“ и „принять курс“ до истечения таймера. В списке сделок текущей сессии появилась новая запись, содержащая идентификатор сделки ID 894418 с состоянием „Сделка заключена“. В окне Текущие сделки отразилась строка с условиями заключённой сделки.»

***

Суть дела, рассмотренного АСгМ, в следующем.

Клиент банка (истец) заключал сделки с банком (ответчиком) через дистанционную систему заключения валютных сделок. По версии истца, он заключил некую сделку на весьма выгодных условиях, но потом банк в одностороннем порядке аннулировал сделку и стёр все записи о ней из системы. В телефонных разговорах и переписке банк ссылался на компьютерный сбой, в результате которого система выставила ошибочные котировки, и предлагал заключить новую сделку на рыночных условиях. Клиент, считая договор заключённым, предъявил банку иск об убытках в 6 млн. рублей.

В суде банк «пошёл в отказ» и заявил, что никакой сделки не было, а доказательства (скриншоты, файлы из клиентского компьютера) клиент, должно быть, сам нарисовал. Если же суд признает факт совершения сделки, банк предлагал признать её недействительной (почему-то на основании статьи 10 ГК), ссылаясь, помимо прочего, на английскую судебную практику.

Суд в итоге признал факт совершения сделки недоказанным (поскольку скриншоты не заверены нотариально и т. п.). Вопрос действительности сделки суд обсуждать отказался.

«Таким образом, рассмотрев материалы дела, выслушав сторон, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности с учетом мнения специалистов и проведенного эксперимента на основании ст. 71 АПК РФ, арбитражный суд полагает, что истцом не представлено в материалы дела доказательств, позволяющих с высокой степенью достоверности установить как факт заключения спорных сделок, так и факт исчезновения спорных сделок из Системы „РДилер“.»

«Довод ответчика о злоупотреблении правом со стороны истца отклоняется судом в виду того, что в условиях, когда ответчиком отрицается факт заключения спорных сделок и судом установлено, что истцом не представлено в материалы дела доказательств, позволяющих достоверно установить факт заключения спорных сделок и факт исчезновения спорных сделок из Системы „Р-Дилер“, не имеет правового значения вопрос о ничтожности спорных сделок в виду незаключенных спорных сделок.»

***

Мой комментарий:

Несмотря на все внешние красоты, решение разочаровывает.

На мой взгляд, исходя из всех доказательств, описанных в решении, трудно усомниться в том, что факт совершения сделки через систему действительно имел место, вопреки утверждениям банка. То есть клиент действительно увидел необычайно выгодный курс и действительно нажал кнопку «принять».

Если так, ключевой факт дела установлен судом неверно. Рискну предположить, что судья и сама это понимала.

Ссылка на отсутствие нотаризации скриншота звучит просто смехотворно. Неужели судья предлагает нотариально заверять скриншоты всех сделок с банком на случай, если банк «пойдёт в отказ»?

Ситуация довольно типичная для российского процесса: суд уклоняется от обсуждения сложных вопросов права путём пристрастной оценки доказательств и натянутого установления фактов против несимпатичной суду стороны. Ведь главное — правильное решение, почему же ради этого не покривить душой в установлении фактов, не так ли?

Другая характерная черта российского процесса — что стороны врут в глаза суду и не краснеют, а суд делает вид, что этого не замечает.

Банк на голубом глазу заявляет, что «спорные сделки не заключались». Между тем в деле есть аудизапись телефонного разговора, где представитель банка сообщает клиенту, что «произошел сбой в системе, вот эти сделки от 4 числа, они из-за вот этого сбоя, котировки были неверные» (то есть, по сути, банк признаёт факт совершения сделок, хотя и отказывается признавать их действительность). Где-нибудь в Англии за одно это всё дело было бы решено против банка в качестве санкции за процессуальную недобросовестность.

Со своей стороны, клиент рассказывает суду какую-то малоправдоподобную историю насчёт того, что сделка была очень ему нужна для хеджирования валютных рисков по договору поставки пшеничного глютена (видимо, желая обосновать сумму убытков). После подобного рассказа как-то сама собой приходит в голову мысль: а может, он и правда скриншоты нарисовал?

Разумеется, по-хорошему следовало допросить ответственных работников банка и банковских айтишников (юриста-представителя допрашивать бессмысленно, он и сам ничего не знает) и под угрозой уголовного преследования за лжесвидетельствование добиться правды насчёт сбоя и насчёт того, проходила сделка в системе или нет.

После этого можно было бы переходить к разрешению действительно серьёзных вопросов. А именно, к вопросу права о том, в каком случае подобную сделку можно признать недействительной.

Напомню, что по закону ключевой вопрос состоит в том, мог ли клиент, «действующий с обычной осмотрительностью», распознать, что котировка была ошибочной, или не мог (п. 5 ст. 178 ГК). Именно обсуждение этого вопроса по-хорошему и должно было стать главной темой судакта. Но, увы, не стало.

Клиент подал апелляцию, но потом отказался от иска...

***

Ссылки:

Начать дискуссию