На форум Клерка продолжают поступать вопросы о различных проверках и мерах контроля, которые могут проводить различные государственные и муниципальные органы, организации, учреждения.
Количество контрольно-надзорных органов в РФ только растет, несмотря не все уверения об упрощении и снижении нагрузки на бизнес. Одно только перечислении этих органов заняло бы много страниц, контроль усложняется. Мы попытаемся разобраться в этих вопросах.
Налоговый контроль
Конечно, всем бухгалтерам хорошо знаком налоговый контроль и две его наиболее известные формы: выездная налоговая проверка и камеральная налоговая проверка.
Налоговые проверки проводится в рамках Налогового кодекса РФ и обладают своей спецификой, о которой, как мы надеемся, расскажем специально в отдельных публикациях.
Отметим, что в последние годы налоговая инспекция (ФНС) стала практиковать и другие формы налогового контроля, это, например:
требования о предоставлении документов;
требования о предоставлении письменных пояснений;
вызов в ФНС руководства и бухгалтеров на комиссию;
допросы, вызовы свидетелей;
выемка документов, предметов;
проверки ККТ;
запросы вашим контрагентам, встречные проверки, получение сведений в специализированных автоматизированных программах по НДС;
контроль рентабельности по среднему уровню в отрасли и средней зарплаты по региону;
сбор информации из банков, из Росреестра (о недвижимости), из ГИБДД (об автомобилях);
этот список можно продолжить до бесконечности.
Отметим также, что формы контроля развиваются в связи с появлением новых категорий налогоплательщиков или ситуаций.
Например, в последний год мы заметили, что ФНС внедрила специальную автоматизированную (скроллинговую) систему, направленную на проверки самозанятых, которые могут использоваться для ухода бизнеса от выплаты «зарплатных налогов»: страховые взносы и НДФЛ. Конечно, как защититься и подготовиться к этому – отдельная тема.
Также ФНС пытается установить контроль за работой дистанционных работников и ИП, работающих за рубежом. Для этого Россия участвует в автоматизированном обмене информацией между странами, осталось не так много территорий, где ФНС не сможет узнать о ваших счетах и оборотах по ним.
Налоговый контроль усложняется, делается все более четким и неотвратимым, судебная практика становится все более сложной, неоднозначной, именно потому налогоплательщики должны знать, как грамотно себя вести и защищаться.
Реформа контрольно-надзорной деятельности
Одной из причин, почему мы решили взяться за публикации данных статей – это то, что контрольно-надзорная система в последние годы была сильно реформирована, причем её реформы проводились под контролем Президента РФ, Госдумы РФ и Правительства РФ, которые заявляли о том, что с помощью «регуляторной гильотины» будут отменены многочисленные подзаконные акты и некоторые законы, с тем, чтобы перестали действовать еще советские нормы и правила, а также устаревшие нормы.
Работа была проделана впечатляющая, были действительно отменены сотни тысяч документов. Но принятые многие вместо отменённых документы у специалистов вызывают разные вопросы, о которых, мы сможем рассказать если будет к этому интерес у читателей нашего блога. Нельзя сказать, что замена нормативно-правовой базы улучшила как-то жизнь бизнеса, многие это даже не заметили этой работы. Зато чиновникам стало легче.
Также отметим, что скорость с которой проводилась реформа, конечно, привела ко многим противоречиям и усложнениям, а не к упрощению. Тут, конечно, много факторов сыграло свою роль. Так, не в последнюю очередь, на результаты реформ сказалось пандемии COVID-19, которая по времени совпала с окончанием реформы.
Одновременно, конечно, были так или иначе удалены или отдалены представители бизнеса, которые должны были отстаивать интересы бизнеса. Близкие к государству «организации поддержки» только кивали и соглашались этой реформой. Реальные критики были либо устранены или даже выдавлены из страны.
Как результат, чиновники сами завершили реформу КНД, поэтому законодательство в этой сфере стало фактически больше защищает чиновников, которые проверяют предпринимателей, а не защищает бизнес.
Итоги реформы контрольно-надзорной деятельности
Итогом эти реформ (2016 – 2022 гг.) стали следующие результаты, о которых мы должны сказать, т.к. это важно для понимания того, где оказался бизнес и Россия в результате очередной реформы. Это не принято обсуждать, т.к. с одной стороны «поезд ушёл», а с другой стороны, мы все видим, что серьезная критика вызывала серьёзные последствия для многих экспертов и бизнесменов.
Итак, отметим, три явных итога реформ КНД:
1. Система законов значительно усложнилась, причем, это взывает сложности не только у бизнеса, но и даже у квалифицированных юристов. Даже сама суть и идеология и целей законов резко поменялась.
Если раньше (до 2020 г.) при проведении проверок и контроля мы руководствовались Федеральным закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ (ред. от 04.11.2022) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – «Закон № 294-ФЗ») (мы берем текущую редакцию закона, он пока еще в некоторых частях действует).
Мы намеренно в названии закона выдели главную его цель и мысль – защита бизнеса. Этот закон содержал примерно 27 статей, причем стиль текста закона в первой редакции был простой, понятный и неспециалисту.
Сейчас же действует, Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ (ред. от 05.12.2022) «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – «Закон № 248-ФЗ»).
Как видим, от «защиты бизнеса» в названии закона не осталось ни следа, зато есть двойной контроль. И это не случайно, если этот закон сравнивать с предыдущим законом, то контроль не только стал объемней, он стал намного сложней, многообразней, причем сейчас действуют сразу три главных закона в этой сфере, действует также старый закон (Закон № 294-ФЗ) в сильно изменённой реакции, что еще больше усложняет ситуацию.
Новый закон (Закон № 248-ФЗ) содержит уже 98 статей, стиль изложения сложный, бюрократский, т.е. изложение очень формальное и требует прочтения множество ссылок на другие законы, подзаконные акты и разъяснения чиновников.
Также был принят действует Федеральный закон от 31.07.2020 № 247-ФЗ (ред. от 24.09.2022) «Об обязательных требованиях в Российской Федерации», в котором даны общие принципы контроля и сделаны отсылки к многочисленным нормам различных законов и подзаконных актов. Фактически этот закон связывает систему контроля еще со сотнями других нормативно-правовых актов, применяемых при контроле, это делает систему весьма сложной.
2. По сути произошли еще более важные изменения по количеству видов и форм контроля.
По Закону № 294-ФЗ у нас было всего две формы контроля в двух видах: это документальные и выездные проверки, которые могли быть плановыми и внеплановыми. Причем они кратко и ёмко регулировались законом, чтобы было понятно любому, даже человеку без высшего юридического образования.
По Закону № 248-ФЗ ситуация резко усложнилась, так согласно п.2 и 3 ст. 56 закона в России появились следующий виды контроля:
Первый блок, когда происходит непосредственное взаимодействие с бизнесменом, которого проверяют:
контрольная закупка;
мониторинговая закупка;
выборочный контроль;
инспекционный визит;
рейдовый осмотр;
документарная проверка;
выездная проверка.
Второй блок, когда нет непосредственного взаимодействия с бизнесменом:
наблюдение за соблюдением обязательных требований;
выездное обследование.
В некоторых случаях чиновники получили возможность проводить контрольные мероприятия через системы видеосвязи.
Т.е. мы имеем теперь вместо двух девять форм контроля, каждая из которых прописана в законе.
Всё это позволяет легко манипулировать, например, заявить о том, что сейчас «мораторий на проверки», но при этом несколько из 9 видов контроля все рано можно осуществлять и делать кучу исключений, уточнений. С прежним законом такого фокуса не удавлюсь бы сделать или во всяком случае было бы намного сложней.
Для иллюстрации приведем два свежих примера, да, сейчас в стране мораторий, но вот если сильно нужно, быстро меняют постановление Правительства РФ (закон мен6ять не нужно, это теперь очень удобно) и для проверок Роскомнадзора и Росприроднадзора сделаны исключения (какие именно, вы самолёте узнать по ссылкам).
Отметим, что также исключения есть и для МЧС (проверки пожарной инспекции), Государственной инспекции труда (проверки соблюдении трудового законодательства РФ, Роспотребнадзора (проверки исполнения законодательства и защите прав потребителей и санитарных норм и правил). Нам сложно тут перечислить все исключения, их очень много.
Даже из этого небольшого примера хорошо видно, что объявленный «мораторий» - всего лишь PR, который служит рекламе чиновников и не более того.
3. Также существо усложнилась ситуация с жалобами на проверяющих в суд.
Ранее вы могли обжаловать действие или бездействия, проверяющих прямо в суде, причем, действовала специальная норма, что бизнесмен не обязан доказывать, что он не виноват, это контрольный орган должен доказывать вину и правоту и законность своих действий.
В настоящее время, после вступлении в силу Закона № 248-ФЗ, вы уже не сможете обращаться напрямую в суд, вы должны пройти досудебные процедуры, если этого не сделать, то суд откажет вам в жалобе по формальной причине.
Причем, досудебную жалобу, после которой вы может подать в суд, будет рассматривать тот орган, который вас проверял и на который вы жалуетесь.
Согласитесь, ситуация напоминает бессмертные произведения Франца Кафки.
Есть разные сроки обжалования (10 дней, 30 дней, 3 месяца и т.д.), которые должны соблюдаться, иначе вам могут отказать по формальным признакам в самом контрольном ведомстве. Есть и требования к форме жалобы
(см. ст. 41 Закона № 248-ФЗ).
Самое, конечно, неприятное, что ст. 43 Закона № 248-ФЗ не предусмотрено прямого вашего участия при рассмотрении вашей жалобы. Т.е. там работает некая автоматизированная система, но она не для вас, а для контроля контролирующих, ну тут, конечно к этой системе привязан, «всеми любимый» портал госуслуг.
Да, формально при рассмотрении вашей жалобы декларируется (он есть в законе) принцип презумпции невиновности бизнесмена, но поскольку вы не присутствуете при рассмотрении вашей жалобы, вы не можете это никак проконтролировать, как соблюдается этот принцип. Т.е. норма о презумпции невиновности бизнесмена стала выхолощенной, ситуация с жалобами в само ведомство создаёт почву для произвола.
Уже по этим трём пунктам видно, что контрольно-надзорная система России значительно усложнилась, действия контролирующих просто так не обжалуешь в суд, нужно соблюдать досудебную процедуру, видов и форм контроля стало вместо 2 - целых 9, а система законом и подзаконных актов стала запутанной, позволяя манипулировать понятиями и законами.
Выводы, размышления и обращение к читателям
Конечно, многоуважаемые читатели, нам остается только одно – внимательно изучать новые законодательные нормы, чтобы уметь отстаивать свои права. Мы думаем, что наша серия публикации позволит вам делать это более эффективно.
Как вы увидели выше, мы использовали системный подход анализа правовых норм КНД, это значительно облегчает понять логику законодателя, а значит и проверяющих.
Важно также отметить, что в 2023 г. большая часть плановые мероприятий контроля не проводится, за исключением множества аспектов и исключений. Мы уже писали выше с примерами, как устроен мораторий.
Также важно отметить, что Закон № 248-ФЗ, как Закон № 294-ФЗ не распространяет свое действие ни на налоговый, ни на валютный контроль, ни на проверки, которые проводят прокуроры или чиновники в рамках действующего Кодекса РФ об административно-правовых нарушениях и еще есть множества исключений, которые можно обсудить отдельно.
Мы будем признательны, если вы будете обсуждать наши материалы и задавать актуальные для вас вопросы.
Нам важна обратная связь и мы заранее благодарим вас!
Комментарии
3Можно перед публикацией вычитывать текст? Некоторые опечатки прямо глаз режут
Возьмите меня в корректоры...
Спасибо. Нет.