Ранее мы рассказали о том, что такое зарплатные комиссии и какие претензии на них могут предъявить налогоплательщику. Сегодня попробуем разобраться: кому идти на комиссию от работодателя? Что и как там отвечать?
Кого лучше направить на комиссию в ИФНС?
По умолчанию налоговики, вызывая фирму «на ковер», рассчитывают, что к ним придет гендир. Однако на практике генеральный далеко не всегда может сходу дать полный и подробный ответ с экономическим обоснованием сумм налогов и взносов, уплачиваемых в бюджет.
Можно ли направить в ИФНС кого-то еще? И можно ли собрать свою комиссию для похода на ковер в ИФНС? К счастью для налогоплательщиков, ответы на оба вопроса утвердительные.
Заменить директора с успехом может, например, главный бухгалтер. А «усилить» его можно юристом (даже приглашенным, если у фирмы нет своего). Главное — каждый участник встречи должен быть уполномочен доверенностью от фирмы на такое участие.
При этом набирать народ «для кучи» тоже не стоит. Каждый из участников группы, идущей в ФНС, должен быть полезен на комиссии. Следует составить для каждого из группы стратегию: кому, что и как говорить? Только в этом случае у вас появится шанс легализовать в глазах налоговиков заявленные в отчетах данные.
Как составить стратегию для зарплатной комиссии в ИФНС?
Прежде всего, следует постараться понять, что именно так обеспокоило ФНС в ваших данных о зарплате? Тем более, что вам виднее — был ли на самом деле какой-то хитрый ход (например, перевод работников на официальную работу на полставки).
Далее вам следует вспомнить, почему вы так поступили? К примеру, у вас снизился объем выполняемых работ/услуг, при этом терять работающих специалистов вам не хотелось. Но и платить лишнюю зарплату и взносы с нее за «просиживание штанов» не хотелось тоже.
Поэтому по факту вы ввели свободный график: есть заказы — человек вызывается на работу, нет заказов — у него свободное время. И причина снижения зарплаты определена.
Осталось продумать, как грамотно обосновать все для налоговой с помощью имеющихся у вас официальных документов. Кстати, здесь не стоит пренебрегать и гостатистикой.
Помните, мы говорили о том, что налоговики пользуются сайтами Росстата? Вы тоже можете там найти нужные данные. Например, о снижении оборотов в вашей отрасли по вашему региону.
Дальше останется выстроить цепочку, подкрепленную официальной информацией и документами:
Снижение деловой активности в вашем сегменте бизнеса (Росстат подтверждает!).
↓
Снижение объема заказов (подтвердить можно по-разному, например, договорами или формами принятия заказов, обязательно в сравнении с предыдущим периодом).
↓
Изменение показателей доходов и расходов не в пользу предприятия (можно сослаться на бухгалтерские регистры, данные соответствующих деклараций и расчетов, сданных в ФНС и т. п.).
↓
Внутренняя нормативка по контролю над расходами. Сюда же попадают изменения в режиме труда и в порядке начисления зарплат из-за этого. Если такой нормативки нет, ее нужно оперативно сделать. Например, (хотя бы задним числом) создать единый приказ о пересмотре правил трудового распорядка в связи сокращением расходов, а к нему — соглашения с каждым работником о переходе на другую систему расчетов (скажем, на полставки).
Дальше всю цепочку нужно изложить налоговикам, с демонстрацией документов и источников информации вроде Росстата.
О чем еще нужно помнить?
Налогоплательщик обязан как-то отреагировать на: требования ФНС, решения ФНС. И требования, и решения выносятся по определенному порядку (после проведения проверки, например).
Всяческие комиссии в такой порядок не попадают. Сам по себе факт присутствия на комиссии и даже подписание протокола беседы — ни к чему вас не обязывает (только читайте внимательно, что подписываете!).
По сути — это такой способ психологического давления на налогоплательщика: «Плати больше или хуже будет!». Ну или, если хотите, такая профилактическая беседа. Примерно, как в советское время были беседы с «нарушителями общественного порядка». Если не поможет — то не повредит.
Поэтому, уверенно обосновывайте свою позицию и данные деклараций. Не соглашайтесь ничего пересматривать, если вам не будут предъявлены железные аргументы на это со стороны налоговиков. Не очень верьте их обещаниям: «Проверим!». Если б у них было что-то конкретное на вас, вы бы получили решение о проведении проверки, а не вызов на комиссию.
Это, кстати, тоже может быть одной из причин комиссии: когда часть показателей вашей фирмы отклоняется от установленных налоговиками критериев, но, все-таки, для включения в план проверок этого не достаточно.
Могут вызвать, чтобы на вас посмотреть и определить — стоит связываться и проверять или нет? И вот тут правильно выбранная стратегия и четкие разъяснения могу помочь успешно пройти комиссию и избежать проверок.
Друзья, поддержите нас — подпишитесь на наш блог на Клерке :). И приглашаем на заглянуть наш сайт blogkadrovika.ru — здесь вы найдете больше полезной информации о пособиях, зарплате, кадрах, налогах, пенсиях. Пишем для специалистов и всех, кто хочет научиться разбираться в этих вопросах.
Комментарии
2Сами же пишете - зарплатная комиссия. При чем тут главбух, если директор платит зарплату ниже минималки. Кадровики пусть и сопровождают жадного эксплуататора, который наживается на том, что кроме налоговой, остальным правоохранителям недосуг позаботиться о трудовом народе.
Самое правильное - вообще не ходить. Психику надо беречь, потому что. Написать им объяснение причин (в т.ч. по рекомендациям в статье) - и все на этом.