Переход на электронные трудовые книжки добавит работодателям обязанность готовить новый ежемесячный отчет в ПФР: форму СЗВ-ТД впервые надо сдать уже в феврале 2020 года. В связи с этим встает резонный вопрос: кто должен готовить и сдавать СЗВ-ТД? Бухгалтерия или все-таки кадровая служба?
Что включается в СЗВ-ТД?
Посмотрим на новый бланк:
Пошаговую инструкцию по заполнению нового СЗВ-ТД смотрите здесь.
Как видим, информация в нем больше «подойдет» отделу кадров. Но, памятуя о том, что и другую персотчетность с кадровыми сведениями чаще заполняют совсем не кадровики, вопрос лучше переформулировать так: не «Кто будет делать СЗВ-ТД?», а «Кто НЕ будет делать СЗВ-ТД?».
Иначе говоря, кто первый спихнет с себя эту «почетную» обязанность — тот и не будет.
Посмотрим, какие аргументы можно привести каждому подразделению в таком споре.
Почему СЗВ-ТД должны сдавать бухгалтеры?
Собственно, потому, почему и всегда: «Онижбухгалтеры». Расшифровать этот краткий тезис можно примерно так:
- У бухгалтерии богатый опыт подготовки и сдачи отчетов в различные структуры (ФНС, ПФР и др.), поэтому они будут делать все правильно и в срок.
- У бухгалтеров специальные программы, позволяющие им «легко и просто» формировать отчет одним нажатием наманикюренного пальца, а вторым нажатием — отправлять его электронно прямехонько в ПФР.
- Пусть будет до кучи: одним отчетом больше — одним меньше: какая уже разница?
- У «бухов» больше шансов обнаружить ошибку, вовремя с ней разобраться и сдать правильный отчет (почему — см. пункт 1 аргументов).
- У отдела кадров нет ни времени, ни желания возиться с ежемесячной отчетностью в ПФР.
Внимание! Последний аргумент только для «продвинутых» кадровиков, имеющих особо доверительные отношения с руководством.
Почему СЗВ-ТД должны сдавать кадровики?
И опять несколько аргументов. Их меньше, но они весомее.
Во-первых, потому что те данные, которые надо вносить в новую форму, находятся в ведении именно кадровой службы. По сути — раньше была обязанность вести бумажные трудовые книжки сотрудников, а теперь будет обязанность помогать ПФР вести электронные трудовые книжки. И это не бухгалтерская обязанность.
Во-вторых, электронные книжки без бумажного аналога должны заводиться только для тех, кто впервые поступит на работу после 01.01.2020. Все остальные (а их пока будет большинство) вправе попросить вести и бумажный, и электронный вариант книжек. И, скорее всего, попросят. Бумажные трудовые покинут нас еще ох, как нескоро.
А если у работника будут расхождения в данных электронной и бумажной книжек? Если ему понадобится копия бумажной трудовой? Если работнику нужна выписка из нее — куда ему пойти? В кадры, конечно же, не в бухгалтерию.
Бухгалтерия к ведению трудовых книжек имеет достаточно опосредованное отношение (если, конечно, она не «2 в 1» — бухгалтерия + кадры). Поэтому и заполнять СЗВ-ТД не обязана.
И третий хороший аргумент, который сможет магически воздействовать на руководство: передача кадровикам ответственности за форму несложной отчетности — отличный способ повысить дисциплинированность и внимательность этих специалистов. А это фирме только на пользу.
Кстати, не забудьте об ответственности: если по СЗВ-ТД дважды за календарный год допустить нарушение — опоздать с отчетом, не сдать вообще или показать в нем недостоверные сведения, будет штраф по ст. 5.27 КоАП РФ: до 50 000 руб. для компаний и до 5 000 руб. для ИП.
Что еще можно переложить на кадровую службу?
Если у бухгалтера получится успешно воспользоваться нашими аргументами, советуем попытать счастья дальше: переложить на кадры СЗВ-М. А высший пилотаж — передача ежегодного СЗВ-СТАЖ.
Первый отчет — совершенно точно без труда кадровики смогут заполнить (и заполняют в некоторых организациях). И самый бронебойный аргумент здесь — это СНИЛС. Собирать документы, связанные с работой, — прямая обязанность кадровой службы. И речь идет не только о СНИЛС, но и документах о смене фамилии и др.
Поэтому, если в вашей организации СЗВ-М лежит на плечах бухгалтеров, вполне его можно перевести на кадры по все тем же основаниям: отчет содержит не столько бухгалтерскую, сколько кадровую информацию.
А там и до СЗВ-СТАЖ недалеко! Кто, лучше кадровиков заполнит в ней данные о периоде работы, о кодировке условий труда? И уж только от кадрового специалиста зависит беспроблемное заполнение графы 14 «Сведения об увольнении застрахованного лица».
Коллеги, а вы как считаете — кто должен заполнять персонифицированные отчеты и как у вас на работе с этим заведено?
Друзья, поддержите нас — подпишитесь на наш блог на Клерке :).
И приглашаем на заглянуть наш сайт blogkadrovika.ru — здесь вы найдете полезную информацию о пособиях, зарплате, кадрах, налогах, пенсиях. Пишем для специалистов и всех, кто хочет научиться разбираться в этих вопросах.
Комментарии
30Неверно. Этот отчет содержит ТОЛЬКО кадровую информацию.
Тсс! Это мы так корректно выражаемся, чтобы никого не обидеть:))
"малышам" пофиг эти терки - всё и так и так делает тыжбухгалтер. одним меньше-одним больше
Напрашивается вопрос - почему не сделать СЗВ-СТАЖ ежемесячным, и включить в эту форму сведения о приеме и увольнении?
Зачем вы им подсказываете? Они же сделают. и будет у нас триАДа: СЗВ-М, СЗВ-СТАЖ и СЗВ-ТД.