Переход на удаленку в период пандемии — хорошее решение? Попробуем разобраться. Ведь как у любого глобального мероприятия, у него есть и плюсы, и минусы, и часть из них существенная.
Кого вообще можно пробовать «дистанцировать»?
Переводить на дистанционную работу можно всех, кому необязательно физически присутствовать на рабочем месте. С современным уровнем развития технологий, список таких должностей и целых сегментов бизнеса достаточно велик:
- администрация;
- бухгалтерия;
- кадровая служба;
- рекламщики и маркетологи;
- всевозможные контролеры (качества, обслуживания и т. п.);
- IT-шники и др.
Практически все офисные должности могут быть переведены на удаленку. При этом отпадает необходимость в обслуживающих работниках, например, офис-менеджерах, уборщиках и так далее.
Первый плюс: работа продолжается с минимальными рисками
Самое главное, ради чего, собственно, все затевалось, — работа идет. При этом социальные обязанности по препятствованию распространению вируса выполнены в полном объеме.
Будет ли такая работа успешной? Зависит от того, как организована удаленка.
Первый минус: стоимость организации удаленки
Чтобы сотрудники имели возможность работать и взаимодействовать друг с другом из дома, с клиентурой и руководством, их надо обеспечить всем необходимым: девайсами, оргтехникой, системами коммуникации.
Хорошо, если есть сервер или облако, к которым можно организовать доступ работников с домашних устройств. Хорошо, если у работников дома есть подходящая для рабочих нагрузок оргтехника.
Если этого нет — обеспечить недостающее придется работодателю.
Впрочем, если подсчитать, во что обойдется функционирование офиса с тепловизорами, регулярной дезинфекцией, организацией превентивных мероприятий по рекомендациям Роспотребнадзора, то, возможно, эти траты окажутся не намного меньше, чем расходы на дистанционку.
А если посчитать потенциальные риски от приостановки работы вообще — например, из-за введения карантина, выгода от удаленки даже начинает просматриваться.
Второй минус: побочные убытки
Не стоит забывать и о побочных убытках при экспресс-переводе сотрудников на удаленную работу. Так, помещения под офисы чаще всего арендуются, и аренда долгосрочная. То есть какое-то время придется платить «за пустующие стены».
Еще пример: часть работников окажется невостребованной вообще. В основном, те, кто обеспечивал жизнедеятельность самого офиса. Как быть с ними? По ТК РФ вынужденное бездействие таких работников считается простоем. А простой не по вине работника оплачивается работодателем. Получается, что до определенного момента придется платить не задействованным в трудовом процессе работникам.
Как вариант — с «лишними» в условиях удаленки работниками можно договориться о неоплачиваемом отпуске, но это спасет на короткое время. Все равно придется принимать по ним решение.
Германский институт Роберта Коха (RKI) дал прогноз, что эпидемия коронавируса будет существовать и влиять на экономику еще, как минимум, 2 года. За 2 года на удаленке можно привыкнуть и обнаружить ряд удобств, чтобы не возвращаться обратно в офис.
Поэтому, примериваясь к переходу на дистанционный офис, просчитайте, сколько времени вы собираетесь так работать. Если год и более, возможно, имеет смысл расторгнуть договор аренды и пересмотреть штатное расписание на предмет сокращения не нужных пока должностей. Тогда после того, как вы проведете правильно процедуру сокращения штатов, минусы обратятся в плюсы: экономию на оплате аренды и обеспечении деятельности офиса.
Кстати, коронавирус — это форс-мажор. Торгово-промышленная палата выдает на этот счет специальные сертификаты для внешнеэкономических контрактов. Расторжение договора аренды в связи с изменением режима работы из-за коронавируса вполне можно признать расторжением из-за обстоятельств непреодолимой силы.
Третий минус: контроль и управление рабочим временем
Минус удаленки в том, что невозможно уследить сразу за всеми работниками в любое время. Впрочем, минус это только для определенной группы руководителей с авторитарным стилем руководства.
Такие начальники искренне считают, что люди изначально работать не любят и не хотят (кроме него, единственного и неповторимого). Поэтому без постоянного присутствия начальства за плечом все быстренько расслабятся, не самоорганизуются и завалят всю работу.
Если на удаленку отправляются подразделения с таким начальством, следует особенно внимательно отнестись к процедурам контроля эффективности работы сотрудников. В зависимости от специфики деятельности, можно попробовать:
- Установить не только нормы, но и критерии анализа, по которым периодически проверяется результат работы. Например, работники техподдержки на телефоне обработали за неделю 50 звонков. Результаты оценки звонков — «хорошо» и «отлично». Жалоб нет. Норма 60 звонков не выполнена не потому, что сотрудники плохо работают, а потому, что помощь понадобилась меньшему количеству клиентов.
- Установить время, когда работники будут выходить на связь с руководством и друг с другом. Периодичность виртуальных «летучек» и совещаний тоже зависит от специфики деятельности. Здесь главное — не перегнуть палку, чтобы работники, вместо того, чтобы заниматься своими обязанностями, не зависали целыми днями в скайпе, лишь бы быть «на виду» у начальника по его желанию. Принцип разумности следует соблюдать и с отчетами о проделанной работе. Ни к чему заставлять работников ежедневно тратить дополнительное время на подробное описание своего рабочего дня. Письменный отчет должен включать только то, что нельзя быстро обсудить на «летучке» в скайпе, например.
Напомним, что учет рабочего времени удаленщика по трудовому договору ведется по тем же основным правилам, что и учет времени «обыкновенного» работника.
Выводы
Большинство минусов от перехода на удаленку при правильном подходе трансформируются в плюсы.
При этом сохраняется самый большой плюс — возможность продолжать работу с минимальными рисками в условиях кризиса из-за пандемии вируса.
При переводе работников на работу дистанционно следует позаботиться о:
- техническом и материальном обеспечении работающих на дому;
- минимизации сопутствующих убытков: от аренды фактически пустующего помещения до сокращения должностей, не нужных при удаленке;
- пересмотре критериев оценки эффективности работы и контроле использования рабочего времени.
Вопросы, рассмотренные в этом посте, касаются в первую очередь работодателей. Могут ли работники сами инициировать свой перевод на удаленку в форс-мажорных обстоятельствах? Как это выполнить? Расскажем при следующей встрече.
Друзья, поддержите нас — подпишитесь на наш блог на Клерке :).
И приглашаем на заглянуть наш сайт blogkadrovika.ru — здесь вы найдете полезную информацию о пособиях, зарплате, кадрах, налогах, пенсиях. Пишем для специалистов и всех, кто хочет научиться разбираться в этих вопросах.
Комментарии
22Мы писали недавно обзор, как компания перевела все кадров делопроизводство на аутсорсинг https://dirclub.ru/autsorsing-kadrovogo-deloproizvodstva-vygnat-vsekh-hr-chelovekov/
Даже увольнения аутсорсят
Что там увольнения - они "Ведение табеля учета рабочего времени" обещают. Интересно, как?
И подготовку СЗВ-М (6 человек) - всего за 15 тысяч в месяц.
На моей памяти....искал я работу году эдак в 1999. Попались мне ребятки с офисом на Калужской площади. А штаб-квартира у них была во Владике.
Занимались "низковольткой", заказывали в Китае, продавали по всей стране. "Московский" рынок был очень важен для них, это понятно. Сами отцы-основатели сидели во Владике, в приличном офисе в Москве - несколько человек "безнадзорных". Москва для них только-только начиналась без желания "влезать сразу серьезно". На собеседовании стпросил у ребят, а как Владик вас контролирует, разница в часовых поясах и все такое...
Они сказали - мы должны быть "зелененькими" в ICQ. Кому надо, те там увидят и часики в табеле проставят. 1999 год - вполне себе налаженная удаленка.....
Если комп не выключать, в табеле 24 часа будет?
Не уточнял)))
Нет конечно, в определенное время быть "зелененькими" надо было, когда начальство ставило задачи и истребывало отчеты. А так-то сидение в конторе не приветсвовалось - сейла ноги кормят.
Теперь это особенно актуально, коронавирус
Это не теперь актуально, это, если продлится несколько месяцев (а оно продлится и я сейчас не о России в первую очередь, а обо всем мире), поменяет отношение работодателей к организации рабочего процесса в целом. И не только работодателей, но и госчиновников.
Зачем платить за рабочее место (свет, отопление, кондиционирование, мебель, туалетная бумага, мыло, коферум и т.д.), если сотрудники в течение нескольких месяцев неплохо справлялись (а они справятся в массе, я это знаю) с работой из дома?
Более того, это поймут и чиновники))) Вот посмотрите, как не боролся в Москве минтранс Макся Ликсутов с пробками и нехваткой парковочных мест - все равно имел в сухом остатке 7 - 9 баллов. А теперь сообщают - в центре Москвы полно пустых парковок..... Думаете, если это продлится хотя бы квартал, то это не понравится тем, кто научится так жить? Да в этом одни плюсы (кроме самого вируса, конечно).
Бухгалтеров на удаленку сложновато перевести - бумажную первичку кто будет обрабатывать-заносить?
Хотя вот тут писали о решении, как удаленно заводить первичку хотя бы на время карантина: https://www.klerk.ru/blogs/entera/497324/
Любое обсуждение удаленной/дистанционной работы немедленно вызывает возражение: всех перевести нельзя!
Да, нельзя - так всех и не надо.
Про бумажную первичку: 1 человек может приезжать в контору и сканировать входящие бумаги.
Остальные могут работать со сканами этих документов откуда угодно - хоть из Италии.
Основная проблема - "литет мента" у некоторых начальников.
Цитата:
============
"Крупнейшие мировые корпорации издают приказы о работе сотрудников по возможности из дома. В Америке, скажем, примерно треть работников могут так делать на постоянной основе и никуда не ездить. Я думаю, что по крайней мере в Москве эта доля даже намного выше – не меньше половины.
И только подлый китайский коронавирус заставляет трезвым расчетливым взглядом напуганного перспективой заразиться человека взглянуть на все эти опенспейсы как на явление не только излишнее, расточительное, но и вредное. Воистину, только страх заставляет людей переоценивать, казалось бы, привычные вещи, определяя их истинную ценность, стремящуюся к нулю. Подавляющее большинство офисных работников могут и без всякого вируса месяцами не ездить на работу, создавая трафик, а сидеть дома за компьютером. Все эти бескрайние поля опенспейсов нужны лишь для удовлетворения тщеславия больших и малых начальников, которые, только обозревая массы скученных, лишенных личного пространства (и оттого пребывающих в вялотекущем стрессе) подчиненных, осознают силу и мощь своих «подразделений». Как полков Наполеона. В каждом начальнике ведь сидит маленький Бонапарт.
А так выйдет он из кабинета с персональным сортиром – а вокруг никого. Пустота. Ужас. И сразу вопрос к себе: а кто я такой, зачем я тут нужен, в чем моя незаменимость в уважаемой корпорации? И не сразу ведь найдешь ответ. Во время телеконференции ты вроде и глядишься как не такой уж важный.
(............)
За ненадобностью сотням тысяч клерков мотаться из конца в конец на работу в офис, простаивая в пробках или давясь в похорошевшем общественном транспорте, сразу станет свободнее дышать, пробки исчезнут, каршеринг обанкротится на радость автовладельцам, а цены на парковку пойдут вниз. А если еще четко ставить этим надомникам задачи, то и производительность вырастет. До такой степени, что многие станут лишними. И уйдут во фриланс, свободный, как полет гордого, но всегда голодного орла. Рантье, наживающиеся на аренде офисных помещений, будут сосать лапу и переоборудовать свои квадратные метры под прием оправившихся от коронавируса китайских туристов. А они ведь вернутся."
Вспомнилось почему то как чиновник архива в Испании 10 лет не приходил на работу, но зарплату получал. Вернее приходил, отмечался и уходил))
https://news.rambler.ru/other/37568657-ispanskiy-chinovnik-desyat-let-poluchal-zarplatu-ne-poyavlyayas-na-rabote/
#игорьванычи тоже обломаются - бензина меньше потребляться будет....
но он будет дороже.
а у #игорьиваныча в любом случае доходы (за наш счет) только добавятся.
Да ладно)))
Есть объективные факторы
- потепление = -газ, мазут;
-удаленка = - бензин;
а Tesla их вообще скоро (когда-нибудь) в гроб с их "вонючкой" загонит)))
Вообще футурологическая тенденция такая - 1. термояд, 2. универсальный (для всего вообще) источник питания = криогенная батарейка...
Объективные факторы - это постоянный рост цен на бензин и состояния игориваныча - при любых изменениях цен на нефть.
ок. 80 лет жизни Игоря Ивановича, из которых он, пусть 20 лет, позанимается откачкой из болот "вонючки" это не то, о чем я лично буду размышлять в принципе)))
честно? вообще не интересно! интересно все, что делается для того, чтобы "убить" "вонючников" в планетарном масштабе....
100 с лишним лет, а дизель выглядит, как дизель Рудольфа Дизеля с мелкими вкраплениями достижений в материаловедении и электронике - по-зо-ри-ще!
И ещё несколько десятков лет будет так же выглядеть. А дальше думать неконструктивно.
Дальше думать интереснее, чем варить мозгами всю эту шнягу современности....
Взять хотябы авиаперевозчиков, и их проблемы. Если это правда, значит не всё так ладно в Датском королевстве. За ними идут автоперевозчики, тоже не в расцвете сейчас. Плюс глобальный тренд на экологию...
Мой пост 23.03.2020, 18:00 - исключительно о дизельном двигателе. Полагаю, что в обозримом будущем он так и будет крутиться на флоте и на тяжелых грузовиках.
ну хорошо, тогда автоперевозчики и перевозчики морем)