Проверка контрагентов

Как составить регламент должной осмотрительности

Власти постепенно перекладывают на налогоплательщиков и свои собственные обязанности. Банки обязали проверять и блокировать клиентов, бизнес — проверять контрагентов, бухгалтеров и аудиторов — проверять всех.
Как составить регламент должной осмотрительности

Власти постепенно перекладывают на налогоплательщиков и свои собственные обязанности. Банки обязали проверять и блокировать клиентов, бизнес — проверять контрагентов, бухгалтеров и аудиторов — проверять всех. Скоро все всех будут проверять, чтобы не нарушать законы. При этом чётких рабочих инструментов для этого не дают.

И бывает так, что доказать инспекторам, что вы проверили контрагента очень непросто. Никакого официального регламента действий нет. А вменять неосмотрительность налоговики любят.

Поэтому мы рекомендуем составить свой внутренний документ, регламентирующий действия сотрудников по проверке партнёра. И ознакомить с ним под роспись весь персонал. А лучше вписать необходимость его выполнения в должностные инструкции. Тогда вы всегда сможете ответить, кто и что делал в плане проявления должной осмотрительности. К тому же, если у вас такой регламент есть, это уже означает, что осмотрительность вы проявляете. Ну а доказывать недостаточность мер — это уже дело неблагодарное.

Что прописывать в регламенте

Первое — порядок работы по проверке. Кто и что должен делать по пунктам. Расписать конкретные шаги и мероприятия. Чем детальнее, тем лучше. Расписать требования, которым должен удовлетворять идеальный контрагент. Также указать ответственность работника за несоблюдение регламента вплоть до увольнения.

Главное, для чего нужен такой документ — для того, чтобы снять ответственность с директора и размазать её по всем сотрудникам. Мол, вот директор приказал, но приказания исполнили не так, или не исполнили вообще. Директор своё дело сделал, а работники подвели. Мы их накажем.

Какие меры писать в регламенте

Это зависит от специфики сделки, но пропишите, как можно больше.

У контрагента необходимо запросить учредительные документы. По максимуму, лучше заверенные подписью и печатью директора. Запросите паспорт директора. Фото офисов и складов или транспорта. Необходимо прописать работу по получению информации из открытых источников, сайта налоговой и сайта исполнительных производств, реестра дисквалифицированных лиц. Получить информацию из сервисов проверки, типа Контур-Фокус. Проверить реальность юридического адреса. Собрать максимум контактов и должностей работников контрагента. Сохраняйте скриншоты переписок и все вложения.

Прописать на бумаге можно всё что угодно и лучше пригласить для этого квалифицированных юристов. Если грамотно составить такой документ, вы не только снимете с директора ответственность, но и покажете себя в хорошем свете перед инспекторами.

Комментарии

3
  • titova-tlt

    ну ну... реклама юристов.... юристы в реале видели это? Ну сделали регламент, все идут к директору за подписью, вот мы вам все собрали, контора не очень, работает полгода, нулевая, распишитесь вот тут.... что вы мне приказываете... что вы сами несете ответственность если подпишете договор... да пошлет директор всех сотрудников и наймет других....

  • Afrikan

    У меня уже вторая, продвинутая, редакция "Положения о должной осмотрительности..." работает. Первая была утверждена в 2015 году.