Сегодня разберем первую часть статьи 1 НК РФ.
Заголовок самой статьи звучит буквально так:
«Статья 1. Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах, нормативные правовые акты представительного органа федеральной территории „Сириус“ о местных налогах и сборах».
Данная статья состоит из 9-ти частей.
Рассмотрим первую часть детальнее.
Часть 1. «Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах, сборах, страховых взносах».
Обратите внимание, что речь в этой части идет только положениях НК и федеральных законов. О письмах профильных ведомств речи не идет.
Так, в постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2012 N 09АП-33404/2012-АК указано, что письма Минфина не отвечают критериям нормативного правового акта, в силу пункта 1 статьи 1 НК РФ не относятся к законодательству о налогах и сборах, а потому не могут иметь юридического значения и порождать правовые последствия для неопределенного круга лиц.
Следовательно, содержащиеся в них положения не могут рассматриваться в качестве устанавливающих обязательные для налогоплательщиков правила поведения.
Исходя из п. 5 ст. 3 НК РФ ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными НК РФ признаками налогов или сборов, не предусмотренные НК РФ либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ.
Кроме того, суд указал, что в силу комментируемой статьи, вышеуказанные письма государственных органов не относятся к актам законодательства о налогах и сборах и не могут регулировать вопросы налогообложения.
Хотя зачастую видим, что письмами Минфина и ФНС влияют на налоговое законодательство.
Однако…
Акты информационно-разъяснительного характера (письма, разъяснения) уполномоченных органов могут применяться только если несут благоприятные последствия для налогоплательщика в случае, если они касаются непосредственно норм законодательства РФ о налогах и сборах, которое состоит из НК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах, сборах, страховых взносах и регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов, сборов, страховых взносов в РФ, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения (п. 1 ст. 1 и п. 1 ст. 2 НК РФ) («Вопросы налогового права в судебной практике Верховного Суда Российской Федерации: Учебное пособие» (под ред. И.А. Цинделиани) («Проспект», 2019)).
Но с принимаемыми федеральными законами далеко не все так просто.
Напомним, что часть 1 статьи 1 НК РФ указывает, что принятые в соответствие с НК федеральные законы, проще говоря законы, должны напрямую соотноситься к НК и должны быть о налогах, сборах, страховых взносах.
По факту сам законодатель периодически уходит от этой нормы и выдает законы, мягко скажем, выходящие за пределы НК, но влияющие на налоговое законодательство.
К примеру:
Федеральным Законом от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. N 458-ФЗ введена ст. 24.5 «Экологический сбор», фактически предусматривающая очередной вариант акциза вне НК РФ.
Законодатель пытается исключать действия норм, связанных с налогообложением, но содержащихся в нормативных актах, не относящихся в целом к налоговому законодательству.
Тому пример:
Постановлением Верховного Совета РФ от 10 июля 1992 г. N 3255-1 «О некоторых вопросах налогового законодательства Российской Федерации» было установлено, что федеральные налоги (в том числе размеры их ставок и налоговые льготы) в соответствии с Законом РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» устанавливаются только законодательными актами Российской Федерации, принимаемыми Верховным Советом РФ в форме законов и постановлений по вопросам налогообложения, и нормативными актами соответствующих органов, определяемыми этими законодательными актами. Изменение режима налогообложения по указанным налогам осуществляется путем внесения изменений и дополнений в действующий законодательный акт Российской Федерации по конкретному налогу [1].
Очередная попытка была предпринята в ст. 7 Федерального закона от 31 июля 1998 г. N 147-ФЗ «О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации»: федеральные законы и иные нормативные правовые акты, прямо не отмененные данным федеральным законом, действуют в части, не противоречащей части первой НК РФ, и подлежат приведению в соответствие с частью первой НК РФ.
Непосредственно в п. 1 ст. 1 НК РФ предусмотрено, что законодательство РФ о налогах и сборах состоит из НК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.
Исходя из п. 5 ст. 3 НК РФ ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными НК РФ признаками налогов или сборов, не предусмотренные НК РФ либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ[1].
[1] «Налоговое право: Курс лекций» (Тютин Д.В.) (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2020).
Но законодатель периодически сам же их нарушает.
Поэтому, не удивительно, что инспекторы на местах откровенно не воспринимают Гражданское право, Налогового законодательство, и руководствуются сугубо письмами профильных ведомств и внутренними регламентами, по крайней мере я регулярно от инспекторов слышу подобное: «нам всё равно что в кодексе написано».
Правила игры меняются во время игры.
С уважением к вам и вашему бизнесу,
Константин Чупырь, юрист, налоговый консультант.
Комментарии
2Огромное спасибо за данный цикл публикаций !!!!
Спасибо за комментарий