Налоговые споры

Верховный Суд «засилил» право инспекций не принимать декларацию поданную в последний день периода

Отказное определение Верховного Суда РФ, которое заинтересовало указанием на право инспекций не принимать декларацию поданную в последний день периоде при том, что однажды Арбитражным судом Московского округа был рассмотрен подобный спор об обратном.

Мне кажется, что есть разница между этими делами. Рассмотрим оба спора подробнее.

Определением ВС от 01.02.2023 N 305-ЭС22-25615 было указано: моментом возникновения обязанности по представлению налоговой декларации (расчета) за налоговый (отчетный) период является следующий день после дня окончания соответствующего налогового (отчетного) периода.

В случае отсутствия первичных документов, являющихся основанием для определения налоговой базы и исчисления суммы налога, подлежащей уплате, информация о налоговой базе и сумме исчисленного налога, отраженная в налоговых декларациях (расчетах), представленных до завершения соответствующего налогового (отчетного) периода, будет являться предположительной (мнимой).

Следовательно, налоговые декларации (расчеты), представленные до завершения соответствующего налогового (отчетного) периода и содержащие предположительные (мнимые) показатели, не имеют юридического значения и не подлежат налоговой проверке, поскольку не соответствуют понятию налоговой декларации (расчета), установленному пунктом 1 статьи 80 НК.

А вот кассационная инстанция Московского округа в постановлении от 30.06.2022 по делу А41-71625/2021 посчитало, что декларация по НДС можно сдать в конце не истекающего налогового периода и уточнила, в НК есть только предельный срок подачи декларации.

Нет запрета предоставлять декларацию до того, как закончится налоговый период. Инспекция своим формальным подходом лишила налогоплательщика права заявить вычет.

В данном судебном акте кассационной инстанции не стоял вопрос о вероятных поступлениях первых документов.

Есть еще постановление АС МО от 30.06.2022 № Ф05-13622/2022 где указано на ошибочность толкования судами первых двух инстанций п. 5 ст. 174 НК.

В данной норме (обратил внимание АС МО) определен срок, не позднее которого налогоплательщику следует подать налоговую декларацию.

Между тем в законе не существует запрета на подачу налоговой декларации до истечения налогового периода.

Подход контролеров, который поддержали суд первой инстанции и апелляция, следует признать чрезмерно формальным, ведущим к тому, что:

лишает налогоплательщика права заявить налоговые вычеты по проводимым операциям (в рассматриваемом случае – покупке недвижимого объекта);

ограничивает экономическую деятельность участника гражданского оборота, превращая отказ в приеме налоговой декларации в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что, как указал КС в постановлении от 30.07.2001 № 13-П, недопустимо и противоречит общеправовому принципу справедливости.

Позиция КС соответствует судебной практике по данному вопросу, которая нашла свое отражение, в частности, в определении ВАС от 03.04.2008 № 4207/08.

Не будем углубляться в подробности обоих судебных споров и заострим внимание на основных моментах.

Мы прекрасно понимаем, что судебных акт ВС, пусть и отказной, имеет большую юридическую силу нежели судебных акт кассационной инстанции.

Но все таки, хотелось бы разобраться, в чем их отличия или в чем их схожесть. При каких обстоятельствах можно применять практику той или другой судебной инстанции или ВС полностью перекрыл практику кассационной инстанции.

В определении ВС идет затронут вопрос о том, что налогоплательщик сдал декларацию до окончания налогового периода, можно так назвать «досрочно» и суды, включая ВС посчитали, что налогоплательщик может получить новые первичные документы, необходимые для расчета налоговой базы.

И коль нет всех первичных документов, то и информация, предоставленная по досрочно сданной декларации, является предположительной (мнимой).

Подчеркиваю, не налогоплательщики решает – будут у него документы или не будут, когда налогоплательщику подавать документы, а решает за него налоговый орган с судейской поддержкой.

Налоговые органы в отказах ссылаются на нарушение порядка сдачи декларации установленный приказом ФНС от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@.

Напомним, что данный приказ регулирует «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость в электронной форме».

Налоговый кодекс устанавливает только предельный конечный срок подачи декларации. Запрета представлять ее до того, как закончится налоговый период, нет.

Между прочим, если внимательно как следует вчитаться в п. 4 ст. 80 НК, налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации, представленной налогоплательщиком по установленной форме (установленному формату), если иное не предусмотрено НК, и обязан передать налогоплательщику квитанцию о приеме в электронном виде (при получении налоговой декларации по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика).

На мой взгляд определение ВС от 01.02.2023 № 305-ЭС22-25615 о невозможности сдать декларацию заблаговременно до истечения налогового периода не относится ко всем случаям поголовно, а лишь к тем, когда не представлены первичные документы которые могут быть получены до конца налогового периода.

Ваш юрист и налоговый консультант,

эксперт при бизнес-омбудсмене,

член Палаты Налоговых Консультантов,

Константин Чупырь.

Начать дискуссию