Счет 60 предназначен для обобщения информации о расчетах с поставщиками и подрядчиками за полученные материальные ценности, выполненные работы и оказанные услуги. На данном счете отражаются расчеты с различными поставщиками, как с отечественными, так и с иностранными поставщиками и подрядчиками.
Счет 60 играет важную роль в учете расчетов с контрагентами, обеспечивая контроль за состоянием задолженности и своевременностью расчетов, непроведение или неверное отнесение операций по данному счету в совокупности с другими действиями налогоплательщика и его контрагентов может повлечь за собой утрату права на вычеты.
Правильное документальное оформление финансовых отношений с поставщиками и подрядчиками необходимо для успешного и беспроблемного ведения бизнеса, которое регламентируется следующими нормативными актами:
ФЗ «О бухгалтерском учете» № 402 от 06.12.2011. Закон отражает правила ведения бухгалтерского учета. Акт подчеркивает, что все положения учета должны соответствовать нормативным документам.
Гражданский кодекс. В нем показана необходимость осуществления операций с контрагентами на основании заключенного ранее соглашения обеих сторон. Также ГК устанавливает также срок взыскания дебиторских долгов.
Приказ Минфина от 27.04.2012 «О внесении изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету». Регулирует взыскание дебиторского долга.
План счетов бухучета и инструкция по его использованию. Устанавливает необходимость включения дебиторского долга в состав прочих расходов.
Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ). В ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов", ПБУ 10/99 "Расходы организации" и других положениях содержатся нормы, регулирующие учет расчетов с поставщиками.
5. Иные нормативные акты. К ним относятся, например, Налоговый кодекс РФ, Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок", а также отраслевые стандарты и рекомендации.
Комплексное соблюдение требований этих нормативных документов обеспечивает надлежащее оформление и учет финансовых взаиморасчетов организации с поставщиками и подрядчиками.
Рассмотрим ключевые моменты бухгалтерского учета расчетов с поставщиками и подрядчиками: примеры проводок, нормативные требования и особенности.
Поскольку практически любой хозяйствующий субъект, независимо от вида деятельности, прибегает к привлечению сторонних исполнителей и поставщиков для решения задач, требующих дополнительных компетенций или ресурсов, бухгалтерам необходимо детально знать все нюансы такого взаимодействия, особенно в части документального оформления.
Зачем нужен в бухгалтерском учете счет 60?
Функционал счета 60 в бухгалтерском учете заключается для отражения в учете расчетов, связанных с оплатой товаров, услуг или работ, приобретенных у сторонних организаций-контрагентов. Он позволяет вести учет взаиморасчетов с поставщиками и подрядчиками, контролировать своевременность и полноту проведения таких расчетов.
Поставщиками считаются субъекты – контрагенты налогоплательщика, осуществляющие поставку компании товарно-материальных ценностей (товаров, работ услуг). Поставщиками называют исполнителей услуг, подрядчиков и т. д. все то кто что-то ценное передает.
Так как расчеты с поставщиками могут быть как за поставленные товары работы услуги (далее по тексту - ТРУ), другими словами – постоплата, так и авансовые платежи, для удобства работы со счетом 60 используют дополнительные счета 60.01 и 60.02:
60.01 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками». Используется для учёта взаиморасчётов с контрагентом. Отражает суммы, которые необходимо уплатить за получение товаров, услуг или работ.
60.02 «Расчёты по выданным авансам». Используется для отражения предоплаты, выданной контрагентам. Товары, услуги или работы ещё не выполнены, но контрагент уже получил часть или полную оплату.
Нечасто, бывает необходимость в открытии субсчетов, это в случаях расчетов в валюте или например, векселем:
60.03 «Расчёты по выданным векселям».
60.21 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками (в валюте)».
60.22 «Расчёты по выданным авансам (в валюте)».
Счет 60 является активно-пассивным, поэтому по итогам отчетного периода на нем может образовываться дебетовое или кредитовое сальдо. Аналитический учет по данному счету обычно ведется в разрезе расчетов с конкретными контрагентами, выставленных счетов, а некоторые организации дополнительно структурируют информацию по договорам, видам товаров, услуг или работ.
По дебету счета 60 отражаются суммы, которые уже были выплачены поставщикам и подрядчикам за полученные товары, оказанные услуги или выполненные работы. Как правило, дебетовое сальдо по счету свидетельствует о том, что организация произвела авансовые платежи контрагентам, и эти суммы будут числиться здесь до момента исполнения поставщиками или подрядчиками своих обязательств.
Кредитовый оборот по счету 60 показывает суммы, подлежащие уплате организацией своим контрагентам за поставку товаров, предоставление услуг или выполнение работ. Если обязательства возникли после получения аванса, они отражаются по кредиту субсчета 60.02, а если товары, услуги или работы уже получены, но оплата еще не произведена - по кредиту субсчета 60.01. Если контрагенты работают на общем режиме налогообложения, то по кредиту счета 60 и его субсчетам также отражается сумма начисленного НДС.
Кредитовое сальдо счета 60, как правило, свидетельствует о том, что поставщики или подрядчики уже выполнили свои обязательства перед организацией, но еще не получили причитающиеся им платежи. В таком случае организация выступает в роли должника.
Дебет и кредит счёта 60 в бухгалтерском учёте применяют в корреспонденции со следующими счетами: Дебит: счет 50 «Касса», счет 51 «Расчётные счета», счет 52 «Валютные счета», счет 55 «Спецсчета в банках», 62 «Расчёты с покупателями и заказчиками», 76 «Расчёты с разными дебиторами и кредиторами» и счета 60, 66, 67, 79, 91, 99. Кредит: 08 «Вложение во внеоборотные активы», 10 «Материалы», 15 «Заготовление и приобретение матценностей», 20 «Основное производство», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы» и другие счета: 07, 11, 19, 23, 28, 29, 41, 44, 50, 51, 52, 55, 60, 76, 79, 91, 94, 97
Есть моменты где счет 60 может быть и как кредит, и как дебет одновременно, тут уже идут отражения операций на субсчетах, например: Дт 60.01 Кт 60.02 Отражает погашение обязательств по оплате за счёт авансового платежа или Дт 60.01 Кт 60.03 Отражает погашение обязательств векселем.
Типовые проводки:
По дебету счёта 60:
Дт 60 Кт 50 Оплатили долг (аванс) поставщику из кассы
Дт 60 Кт 51 Оплатили долг (аванс) поставщику с расчётного счёта (или Дт 60.2 Кт 51)
Дт 60 Кт 52 Оплатили долг (аванс) поставщику с валютного счёта
Дт 60 Кт 55 Оплатили долг (аванс) поставщику со специального счёта
Дт 60 Кт 62 Проведён взаимозачёт однородных требований
Дт 60 Кт 66 Переоформлен долг перед контрагентом в краткосрочный заём
Дт 60 Кт 67 Переоформлен долг перед контрагентом в долгосрочный заём
Дт 60 Кт 71 Произведена оплата подотчётными средствами
Дт 60 Кт 91 Списали просроченную кредиторскую задолженность в прочие доходы
По кредиту счета 60:
Дт 07 Кт 60 Получено оборудование, требующее установки
Дт 08 Кт 60 Получен внеоборотный актив
Дт 10 Кт 60 Получены материалы (или Дт 10.1 Кт 60.1)
Дт 15 Кт 60 Получены материальные ценности без расчётных документов
Дт 19 Кт 60 Отражён входящий НДС (или Дт 19 Кт 60.1)
Дт 20 Кт 60 Отражена стоимость оказанных услуг или работ
Дт 25 Кт 60 Отражена стоимость услуг (работ) в общепроизводственных расходах
Дт 26 Кт 60 Отражена стоимость услуг (работ) в общехозяйственных расходах
Дт 44 Кт 60 Отражена стоимость услуг (работ) в расходах на продажу
Дт 50 Кт 60 Оприходованы излишки уплаченные средства в кассу
Дт 51 Кт 60 Оприходованы излишки уплаченные средства на расчётный счёт
Дт 52 Кт 60 Оприходованы излишки уплаченные средства на валютный счёт
Дт 76 Кт 60 выставление претензии по недостаче продукции (или Дт 76 Кт 60.1)
Дт 91 Кт 60 Списана дебиторская задолженность по расчётам с контрагентом
Дт 97 Кт 60 Отражён долг перед контрагентом в расходах будущих периодов
И еще…
Дт 60.1 Кт 60.2 Зачет аванса
Дт 10.1 Кт 76. Допоставка продукции
Дт 19 Кт 76. НДС по допоставке
Дт 68 Кт 76. Использование права на поставку НДС с аванса к вычету (основанием процедуры является счет-фактура)
Кт 76 Кт 68. Восстановление НДС с аванса.
Предлагаю не утомлять дорогого читателя примерами проводок, это мы сможем совместно сделать в частном порядке.
Для точного ведения бухгалтерского учета и предотвращения проблем при проверках крайне важна аккуратность в документальном оформлении расчетов с поставщиками и подрядчиками. Основные аспекты, требующие внимания, включают:
Заключение договоров со всеми контрагентами;
Подготовка расчетных документов и актов, подтверждающих выполненные работы или оказанные услуги;
Регулярная сверка расчетов с контрагентами с оформлением актов, чтобы предотвратить споры (недостачи, ненадлежащее качество выполнения работ);
Отражение в учете на основании правильно оформленных первичных документов, полученных от контрагентов, для предотвращения несоответствий в данных.
Не забываем проводить регулярную инвентаризацию (которая косвенно помогает в налоговых спорах).
В рамках проведения годовой инвентаризации организации обязаны проводить сплошную инвентаризацию всех расчетов, включая обязательства перед контрагентами и дебиторскую задолженность. Кроме того, инвентаризацию расчетов по отдельным счетам или с определенными контрагентами можно проводить на основании отдельных приказов руководства.
Для подтверждения фактических данных по расчетам могут использоваться акты сверки взаиморасчетов или письма-подтверждения от контрагентов с указанием величины задолженности по их учетным данным. Результаты инвентаризации расчетов оформляются актом ИНВ-17, который автоматически заполняется программными средствами по всем или выбранным счетам и контрагентам. Если в ходе инвентаризации выявляется неподтвержденная, то есть не согласованная с контрагентами, задолженность, ее необходимо исправить в акте вручную.
В бухгалтерском и налоговом учете выявленную в результате инвентаризации кредиторскую задолженность с истекшим сроком исковой давности следует отразить в составе прочих доходов организации. Безнадежную дебиторскую задолженность, по которой истек срок исковой давности, нереальную ко взысканию или по которой вынесено судебное решение о невозможности взыскания, необходимо списать за счет резерва по сомнительным долгам или в состав прочих расходов. По сомнительной задолженности, срок погашения которой не истек, организация должна создать резерв.
Своевременное и достоверное проведение инвентаризации расчетов позволяет обеспечить достоверность бухгалтерской отчетности, правильность исчисления налогов и сборов, а также минимизировать риски возникновения просроченной или безнадежной задолженности.
И помните, нарушения в бухучете, которые могут исказить отчетность, могут привести к административным штрафам для должностных лиц согласно ст. 15.11 КоАП РФ: от 5000 до 10 000 рублей за грубые нарушения в бухучете и бухотчетности.
Коль плавно перешли от бухучета и включился режим «юриста», считаю нужным напомнить и привести примеры, когда правильное ведение бухучета способствует купированию негативных налоговых последствий для налогоплательщика.
Налогоплательщик как сторона спора, вне зависимости, досудебный это спор или судебный, должна доказывать те обстоятельства, те факты на которые ссылается в свою защиту, в защиту своих налоговых вычетов (п. 4 ст. 172 НК РФ, ч. 1 ст. 65 АПК РФ).
Чем доказываем, например:
книгой покупок, в которой отражен принимаемый к вычету НДС и указаны реквизиты документа, подтверждающего возврат аванса путем его зачета (Письмо Минфина России от 24.03.2015 № 03-07-11/16044) (Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2015 № 16АП-1285/2015 по делу № А63-8375/2014, которое Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 11.09.2015 № Ф08-6258/2015 данное постановление отменено в части признания недействительным налогового органа, в отмененной части в удовлетворении заявления отказано, а Определением Верховного Суда РФ от 23.12.2015 № 308-КГ15-16450 отказано в передаче дела № А63-8375/2014 в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ для пересмотра в порядке кассационного производства данного постановления).
регистрами бухгалтерского учета, в которых отражены операции по зачету встречных требований (например, карточками счетов 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" и 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками") (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 16.08.2017 N Ф05-11736/2017 по делу № А40-158446/2016, Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2016 N 09АП-30698/2016-АК по делу № А40-156158/15)
бухгалтерскими справками, подтверждающими проведение зачета, и т.п. (вышеуказанное дело А63-8375/2014).
Яркий пример, как не надо делать: (цитата из судебного акта) «Довод общества о том, что им подтвержден факт использования товара, отклонен, поскольку аналитический учет по счету 62 не позволяет установить источник приобретения реализуемого товара. При этом при отражении операции по реализации товара счет 62 не корреспондируется со счетами, на которых учитываются приобретенные товары. Обществом не представлены счет 41 "Товары", а также счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", то есть не подтверждено принятие товаров на учет. (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 07.09.2023 № Ф05-20392/2023 по делу N А40-226828/2022).
В заключение
Регулярное и точное ведение аналитического учета по счету 60 в разрезе каждого контрагента дает возможность оперативно контролировать состояние взаиморасчетов, а также своевременно выявлять и урегулировать возникающие задолженности. Кроме того, данные этого счета используются при исчислении налога на добавленную стоимость.
Таким образом, счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" играет ключевую роль в бухгалтерском учете и финансовом менеджменте организации, обеспечивая необходимую информацию для принятия управленческих решений.
Ваш налоговый юрист и налоговый консультант
Константин Чупырь
Комментарии
47Константин! Класс! Наконец-то проводки! Огромное спасибо за такой прекрасный пост!
Здравствуйте, Наталия!
Вам спасибо и команде клерка.
Возобновляюсь.
Анализ писем и разъяснений делаем вперемешку с проводками?
Костя давай все счета опишем) Благодатный контент
Борис, приветствую!
Да, конечно, счета опишу.
Мы уже об этом договорились с Наталией Лукиной.
С разъяснениями и письмами - позже тогда.
Да, мы уже Константином договорились о проводках и счетах сделать серию публикаций, так что все будет))
Где прочитать предыдущие выпуски?
Особенно интересны 01 ОС, 10 Материалы (можно в 6 частях).
01, 02 у меня можно в блоге почитать, я раньше выпускал пост
https://www.klerk.ru/user/chupyr/572987/
https://www.klerk.ru/user/chupyr/574452/
https://www.klerk.ru/user/chupyr/577178/
https://www.klerk.ru/user/chupyr/579341/
я, конечно, дико извиняюсь, но эта проводка означает, что мы оприходовали отсутствующие товары, за которые должны деньги поставщику.
Весьма странная хозяйственная операция 🤪
И почему в примерах нет проводок в корреспонденции со сч.41?
Сразу чувствуется, что практикующий бухгалтер подтянулся, а не восторженная публика. ;-)
На мой взгляд не странная операция, учитывает недостачу как раз, до выяснения с кого удержать недостачу, там же не товар с количеством, а только сумма. У нас давеча была недостача по вине транспортной компании, я ж не могла не закрыть 60 полностью по поставщику
недостача не так оформляется. Недостача - это про ТМЦ или ДС, при сравнении фактического наличия с учетным. И в Дт сч.94 относится разница до выяснения.
Разница до выяснения вообще-то относится на 76 (претензии).
А 94 - это уже сумма окончательно выявленных (в рублях цифрами и прописью и копейках цифрами) недостач.
Претензия не равна недостаче в общем случае
Вот и я о том же.
Сначала 76 и разборки.
Потом уже 94 с минимум двумя вариантами: или списать на 91, или возместить этот ущерб.
Одно другому не мешает, на мой взгляд. В том смысле, что сумма на 94 может определиться раньше, чем на 76
это разные вещи. На 94 относится недостача ТМЦ или ДС, а на 76 - претензии по расчетам с контрагентами.
В общем случае при выявлении расхождений по количеству в момент приемки недостаче вообще неоткуда взяться, потому что обычно несуществующие ТМЦ на склад не приходуются.
Д 41 К 60 - на факт. полученные ТМЦ
Д 76 К 60 расхождения.
А 94 счет используется при инвентаризации имеющихся в учете ТМЦ или ДС.
В смысле не так, а как?
на сч.94 списываются ТМЦ, числящиеся в учета на счетах 41,10 и т.п.
Не обязательно, если товар не доехал. Зачем в учет тащить то чего нет, если можно сразу его на 94 без 41,10?
если товар не доехал, его вообще приходовать не надо, никуда. А проблемную сумму относят на счет 76 "Расчеты по претензиям", а не на сч.94.
На 76 относят претензии, на 94 недостача, это не одно и тоже в общем случае. Иногда совпадает, но далеко не всегда
https://www.klerk.ru/user/chupyr/624797/#comment__1286468
Такая проводка есть в плане счетов
И что это меняет? Зачем приходовать товар от поставщика, который не был доставлен?
На практике в приходном документе корректируют неправильное количество товара, затем обе стороны подписывают сей документ.
В дальнейшем со стороны поставщика либо поступает исправленный документ, либо он довозит недостающее количество и чистые экземпляры ранее откорректированных приходных документов.
Для чего вносить путаницу в учет, приходуя несуществующее количество позиций?
Затем что действительно не надо приходовать отсутствующий товар. А корректировать документы с какой бы стати, если вина, например перевозчика или вообще, какая нибудь утруска и одно не исключает другое, может вообще какой-то страховой случай. Не обятельно же именно поставщик не довёз
На мой взгляд, бухгалтеру или кладовщику не следует домысливать, чья вина в несоответствии реального количества и количества по документам. В приходных документах необходимо отразить количественные расхождения и заручиться подписью передающей стороны, подтверждающей эти расхождения.
Остальное - головная боль поставщика.
Нет, недостача при приёмке товара не означает, что приходные документы не правильные и домысливать не надо, действительно. И с чего бы головная обязательно у поставщика внезапно? Если вам всегда привозят поставщики своими силами и за свой счёт, это не щначит, что у всех так. Часто бывает самовывоз и в конце концов утруску то куда?
В случае самовывоза, если поставщик категорически не признает свою вину, придется приходовать согласно документам, а дальше выявлять виноватого(ых).
Для случая утруски - не готов обсуждать.
Зачем приходовать то чего нет, чтобы поплыла себестоимость и с НДС геморрой на ж? Есть прекрасная проводка 94 60
Это замечательно, когда есть возможность контролировать все процессы в режиме реального времени...
На практике, приходом будет заниматься кладовщик или не шибко квалифицированный бухгалтер. О каких проводках в этом случае может идти речь?
А если вспомнить, что в УТ, где изначально ведется количественный учет, никаких проводок отродясь не бывало...
Вопрос... В предприятиях, в которых Вам доводилось работать, с какой регулярностью данные из складской программы попадали в бухгалтерскую?
а какое это имеет значение? Весь учет, связанный с товаром, ведется обычно в складской программе, а в бухию вообще можно переносить только итоги, например, помесячно.
Это я пытаюсь размышлять на тему того, как много воды может утечь до той поры, пока у бухгалтера дойдут руки до разбора подобной ситуации...
Как не крути, в складской программе придется отражать фактическое количество.
Отражают фактическое количество с суммой и недостачу на разных счетах.
а это зависит от организации работы бухгалтерии. Если в обязанности бухгалтерии входит проверка первичных документов - то несколько дней, если не входит - то месяцы, а то и только при составлении годовой отчетности такие проблемы выявляются - при годовой инвентаризации или сверке с контрагентом. Ну или в суд кто подаст))
Недостача при приёмке не очень частое явление, я бы сказала редкое. И обычно в таких случаях все в теме и коммерческий отдел и бухгалтерия и склад
Ох... Сразу вспоминается некая сотрудница склада, которые могла перепутать тыс.шт. со шт. Я ничего не путаю? 😉
Да, была такая. Не то что их путала, перевести единицы измерения из тыс шт в шт не могла. Щито поделать десу ))
Бывают у нас на складе приключения всякие
Ладно, время позднее... Спокойной ночи. 🙂
смотря где. В рознице, например, ежедневно процентов 20 всех поставок идут с расхождениями.
при выявлении расхождений по количеству при приемке - это не недостача. Хотя бы потому, что эти ТМЦ еще не приняты на учет, а недостача - это расхождение между учетными данными и фактическими.
При выявлении расхождений при приемке составляется не акт инвентаризации, а акт расхождений формы торг-2 или аналогичный согласованный сторонами, и на основании этого акта покупатель приходует только фактически полученные ТМЦ.
Учитывая, что форма Торг 2 содержит графы "недостача и излишки" я даже не знаю, что сказать
но это не та недостача, которая относится на сч.94, потому что ТМЦ еще не оприходованы. Как можно повесить на м.о.л. ТМЦ, которых нет? Ни один нормальный мол не распишется за то, чего не получал.
Эта недостача по акту дает право не приходовать то, чего нет.
Так и не приходуем и на МОЛ ничего не вешаем же, и обязательства по 60 оставляем, и недостачу не забываем. Вполне удобно
насчет обязательств данному плставщику на сч. 60 - вопрос спорный, как минимум, до выяснения вины - поставщика, перевозчика или покупателя. Совершенно нелогично оплатить поставщику полную стоимость, если недовоз произошел по его вине, потом денег обратно можно и не дождаться.
Не спорю, всякое бывает. У нас была транспортная компания за наш счет, претензию покрыли по страховке, сумма страховки была больше, чем недостача какой-то фигни, типа крепежа (точно уж не помню,чего не досчитались)