К таким критериям относятся:
наличие графика выплат;
объем выплат самозанятым;
доля доходов от общей суммы доходов самозанятых;* регулярные отношения с организациями;
совпадение предыдущих мест работы самозанятых;
связи текущих заказчиков самозанятых с их бывшими работодателями.
Налоговая служба проводит комплексную оценку деятельности организации. Если она соответствует этим критериям, то может быть проведена проверка.
ФНС подчеркнула, что в законодательстве нет ограничений по срокам взаимодействия с самозанятыми и способам их привлечения.
Мой комментарий: налоговый орган сам обращает на пробел в законодательстве, на отсутствие срока давности, что само по себе является неприемлемым в публично-административный отношений, в которые в принципе укороченные сроки давности.
Ранее налоговая служба уже предупреждала о рисках, связанных с наймом самозанятых в штат, а также о случаях, когда договоры с ними могут быть переквалифицированы в трудовые.
При этом сама налоговая службы сама ранее в своем письме указывала, наём самозанятых, которые ранее сотрудничали с работодателем в качестве независимых специалистов, не является признаком стремления к налоговой оптимизации или подмены трудовых отношений гражданско-правовыми.
ФНС России пояснила, при анализе каждой конкретной ситуации специалисты Службы используют риск-ориентированный подход.
В целом, организации, сотрудничающие с самозанятыми, оцениваются по более чем 20 параметрам. Среди ключевых критериев:
Продолжительность и стабильность работы самозанятых с организациями или индивидуальными предпринимателями;
Регулярность и размер выплат;
Наличие или отсутствие других источников дохода у самозанятых.
Например, если организация регулярно выплачивает одну и ту же сумму, которая соответствует ежемесячной заработной плате, это может свидетельствовать о наличии рисковых отношений.
В ФНС России подчеркивают, что оценка взаимоотношений работодателей и самозанятых проводится комплексно, а не по отдельным критериям.
Письмо ФНС России от 11.11.2024 N АБ-4-20/12835@ "ФНС разъяснила, как оценить риск при найме бывшего самозанятого" <Информация> ФНС России
Письма прикладываю к публикации
Чупырь:
Все вышеперечисленные критерии спорны потому, что могут быть применимы в отношениях с контрагентами-юридическими лицами. Например: график выплат контрагенту-юрлицу может быть? Да, может быть, так почему же относят к риску? Или, как уже было отмечено, найм в качестве штатных сотрудников самозанятых, которые ранее сотрудничали с этим работодателем, не является риском налоговой оптимизации и подмены трудовых отношений гражданско-правовыми.
В общем, налоговая служба, по-моему, болеет раздвоением личности, поэтому сама себе противоречит.
На мой взгляд, первый и основной критерий подмены трудовых отношений гражданско-правовыми, заключенными с самозанятыми, должен быть на основе проведенных допросов как самого самозанятого, так и заказчика, и в случае противоречий в показаниях, на основании косвенных доказательств, которые указаны выше в этом посте, только тогда можно квалифицировать взаимоотношения с самозанятым и никак по-другому.
Если у вас возникли сложности с налоговым органом по вопросу взаимодействия с самозанятыми — обращайтесь!!!
Ваш налоговый юрист Константин Чупырь
Комментарии
3Константин, давайте будем объективными, не: "Налоговая служба еще что-то выдумает", а вся закон-я система выстроена неким странным образом. ФНС инструмент обрабатывающий, творчества не приемлет. По самозанятым (в контексте трудовых отношений) руководствуемся п.8 ч.2 ст.6 Закона N 422-ФЗ. P.S. а глупых руководителей не жалко (тех, которые не продумывают стратегию)
Их толика в законотворчестве не малая и очень серьезная. Речь то идет про письма ФНС, а не про законы.
не совсем согласна с Вами, мне кажется, ФНС-система вряд ли вносит предложения для з-цев, а текст из письма, не новый: "Необходимо проявлять должную осмотрительность и самостоятельно исследовать возможные риски"