Как сотрудники относятся к удаленному формату работы

Coleman Group выяснил, что 76% опрошенных россиян работают на удаленке, еще 70% из тех, кто в офисе, мечтают о ней. Как сотрудники могут отреагировать на отмену этого формата и на какую замену согласятся — основные данные собрали в инфографике.

В каких форматах работаете диаграмма 1.jpg

При разбивке данных по полу важно отметить, что и женщины, и мужчины в целом одинаково высоко оценивают возможность работать удаленно: 82% женщин против 80% мужчин.

Хотели бы работать дистанционно диаграмма 2.jpg
В чем ценность удаленного формата для сотрудников

К плюсам удаленного формата работы большинство респондентов (79%) отнесли оптимизацию времени — в частности, не нужно тратить ресурсы на дорогу. Более половины опрошенных (63%) оценили «гибкость» места работы — можно заниматься задачами из любой точки: дом, дача, кафе и т.д. Почти столько же (60%) высказались за более удобный график — сотрудник не «привязан» к своему рабочему месту, а значит, может в любой момент вернуться к выполнению своих обязанностей, если есть такая необходимость.

Чуть больше трети участников опроса (34%) признались, что работа из дома для них финансово более выгодна: не нужно тратить средства на дорогу, обеды в кафе и столовых и прочее. 31% респондентов оценили возможность организации своего личного пространства — с комфортным рабочим местом и всем необходимым под рукой, а 27% считают неоспоримым плюсом возможность лучше сфокусироваться на рабочих вопросах.

Однако не обошлось и без минусов. Половина респондентов (50%) к самым большим недостаткам дистанционного формата работы относят слишком длительное времяпрепровождение дома, так как необходимость покидать жилище практически сводится на нет. Четверть респондентов испытывают сложности с тем, чтобы сфокусироваться на задачах. 23% заметили, что стали уделять работе больше времени, тогда как 22% испытывают сложности с переключением с рабочих задач на другую деятельность. 20% участников опроса испытывают одиночество, тогда как у 18% снизилась мотивация.

Эффективность на удаленке

83% респондентов положительно оценивают свою эффективность при удаленном формате работы. При этом процент женщин в этой выборке выше — 86% против 76%.

эффективность удаленки по шкале от 1 до 5 диаграмма 3.png
В случае отмены удаленки диаграмма 4.png
Предпочтительный формат работы диаграмма номер 5.jpg

Привлекательность вакансии с дистанционным форматом работы

47% респондентов ответили, что вакансия с дистанционным форматом работы будет для них привлекательной, четверть участников опроса признались, что подобная вакансия приобретет для них весомое преимущество при выборе работодателя.

Для 27% опрошенных удаленный формат особого значения не имеет и 1% выбрал свои варианты ответа: зависит от условий работы; не нужна удаленная работа; привлекателен только гибридный формат работы.


Общение с коллегами

Удаленная работа часто предполагает более сложный процесс коммуникаций между сотрудниками в отличие от офиса, где можно обсудить рабочие вопросы здесь и сейчас — никаких помех со связью и изображением не последует.

Респондентам было предложено оценить свою включенность в общение с коллегами по шкале от 1 до 5, где 1 — «совсем не чувствую себя включенным», а 5 — «очень включен».

Четверть респондентов отметили, что предельно включены в рабочий процесс, тогда как чуть меньше трети (31%) в целом хорошо оценивают свою вовлеченность и чувствуют себя частью команды.

27% участников опроса удовлетворительно оценили процесс коммуникаций с коллегами, тогда как 18% поставили низкие оценки, подтвердив тем самым проблемы с включенностью в общение внутри команды.

Таким образом, 56% респондентов ощущают себя полноправной частью коллектива, однако высок и процент средних и низких оценок, что говорит о наличии проблемных моментов в коммуникационной составляющей в рамках дистанционного формата работы.

При этом стоит отметить, что процент женщин, чувствующих себя частью команды, выше процента мужчин — 58% против 48%.

Каналы коммуникации диограмма 6.jpg

Наиболее эффективными инструментами респонденты признали индивидуальные видеоконференции, 1-2 индивидуальные встречи в год (очные), общее информационное пространство (планирование задач) и мессенджеры — за них высказалось 100%.

Второе место по значимости разделили e-mail-рассылки (88%) и групповые видеоконференции (83%), а замыкающими стали социальные сети с результатом — 60%.

Основные выводы из исследования

81% респондентов оценивают удаленный формат работы положительно. Среди его основных плюсов — оптимизация времени и отсутствие привязки к рабочему месту, тогда как среди минусов — малоподвижный образ жизни и сложности с концентрацией на задачах.
75% участников опроса выбрали гибридный график в качестве предпочтительного формата работы.
72% респондентов ответили, что вакансия с дистанционным форматом работы приобретет для них большую привлекательность, чем аналогичная, но с постоянным присутствием в офисе.
76% респондентов, не колеблясь, поменяли бы место работы при поступлении предложения о дистанционном формате взаимодействия.

 Об исследовании

В опросе приняли участие более 3000 трудоустроенных респондентов — женщины (68%) и мужчины (32%).

Более половины участников (63%) занимают позицию уровня специалиста; 16% — менеджеры (в том числе ведущие менеджеры); 14% — руководители.

Треть респондентов проживают в Москве и Санкт-Петербурге; 19% — в Приволжском ФО; 11% — в Уральском ФО; 9% — в Сибирском ФО; 8% — в Южном ФО. В Северо-Западном ФО, Дальневосточном ФО и Северо-Кавказском ФО — по 2%.

По сфере деятельности респонденты разделились следующим образом: большая часть (15%) — это работники производственной сферы. По 12% — представители сфер финансы/бухгалтерия/банки, торговля, обслуживание; 11% — продажи и закупки; 9% — наука и образование; 5% — медицина; по 4% — транспорт и юриспруденция; по 3% — логистика и IT; по 2% — недвижимость и строительство, маркетинг/реклама/PR, госслужба; по 1% — общественное питание и красота и здоровье.

Начать дискуссию