Ольга Калиничева, руководитель отдела по работе с персоналом и административным вопросам Coleman Group
Гибридный формат работы постепенно вытесняет стандартную модель, когда сотрудники были обязаны посещать офис с понедельника по пятницу. Совмещение онлайн и офлайн-режимов, очевидно, имеет свои плюсы, которые обеспечивают популярность этой модели среди офисного персонала.
Преимущества и вызовы гибридной работы
Большинство работодателей считают вызовом гибридного графика недостаточную оперативность в решении задач. Свое мнение они аргументируют наибольшей результативностью очных встреч, в рамках которых отсутствуют проблемы со связью, и участники встреч в целом показывают большую вовлеченность.
Еще один проблемный момент, с которым сталкиваются компании – человеческий фактор, а именно: способность сконцентрироваться на рабочих задачах, находясь дома.
Кроме того, в офисе, как правило, созданы условия для более продуктивной работы и кросс-функционального взаимодействия.
К преимуществам гибридного графика можно отнести снижение затрат на содержание офиса, коммунальные платежи, хозяйственные нужды и аренду в целом. При перестроении на такой формат взаимодействия появляется возможность арендовать меньшее по площади помещение, чередуя выходы сотрудников на работу.
Кроме всего прочего, гибридный график выглядит для соискателей предпочтительнее полноценного присутствия в офисе. Так, согласно исследованию Coleman Group об отношении сотрудников к удаленному формату работы – 75% участников опроса выбрали гибридный график в качестве приоритетного, тогда как для 25% предложение перейти на «гибрид» стало бы весомым преимуществом в выборе работодателя.
Гибридный график может послужить дополнительным средством в построении HR-бренда компании. Работодатель готов предоставлять 2-3 дня работы из дома, что показывает, что он идет в ногу со временем и готов соблюдать баланс личного и рабочего времени сотрудника.
Инструменты для управления гибридными командами
Согласно данным опроса о внутренних коммуникациях Coleman Group результаты распределились следующим образом:
групповые видеоконференции — 98%;
E-mail рассылки — 95%;
индивидуальные видеоконференции — 88%;
мессенджеры — 86%;
1-2 индивидуальные встречи в год (очные) — 80%
общее информационное пространство (планировщики задач) — 59%;
социальные сети — 14%;
другое — 6%.
Как сохранить вовлеченность удаленных сотрудников
Сотрудник сам должен определиться хватит ли ему самоорганизации для работы в подобном графике. При грамотной постановке задач и минимальном контроле (отчетные встречи, работа в CRM) сразу будет видно получается наладить процесс или нет.
По данным Coleman Group – 86% работодателей положительно оценивают опыт дистанционной работы.
Больше половины из них (57%) считают, что эффективность сотрудников при переходе на гибрид не пострадала, тогда как 21% признает, что продуктивность даже повысилась и лишь 12% констатировали ее снижение.
Будущее гибридной работы
Основываясь на данных нашего исследования о тенденциях удаленной работы, можем утверждать, что 72% компаний не собираются возвращаться к пятидневной рабочей неделе в офисе.
15% работодателей высказали мнение, что переход к стандартному графику невозможен по причине того, что рынок труда перестроился и диктует свои правила с обязательным наличием гибридного формата работы.
И действительно, удаленная работа плотно вошла в нашу жизнь. Работодатели выстраивают различные графики присутствия сотрудников, а коммуникация стала возможной из любой точки мира.
Кейс Coleman Group о переходе на гибридный график
В этом разделе я хотела бы поделиться нашим опытом перехода на гибридный график: насколько плавно и слаженно прошел процесс трансформации, с какими сложностями мы при этом столкнулись, и каковы последствия этого нововведения в нашей компании.
После начала пандемии в 2020 году бизнесу пришлось отправить офисных сотрудников домой, где они выполняли свои рабочие обязанности с такой же продуктивностью, как если бы они находились в офисе. Удалено мы проработали более 6 мес. и этот период показал, что команда может работать слажено, оперативно, а главное продуктивно вне офиса.
После этого стало очевидно, что бизнесу нет необходимости после окончания пандемии всех возвращать в офис. Вследствие этого у нас появился гибридный формат работы, что привело к решению сократить площадь офиса. Таким образом, с 2021 года мы переехали в офис с меньшей площадью, а рабочие места в офисе распределили так, чтобы можно было работать коллегам по очереди (в гибридном графике). При этом в офисе имеется достаточное количество переговорных комнат, чтобы можно было провести встречи как внутренние, так и внешние.
В компании почти все подразделения работают в гибридном формате, за исключением административно-хозяйственной поддержки. Чтобы перейти на такой формат работы, необходимо было наладить следующие процессы.
Внутренние коммуникации (собрания в микро-группах, по отделам, обучения персонала проводили на единой платформе). Сюда же относится внедрение корпоративного чата, с помощью которого происходят ежедневно коммуникации.
Графики работы внутри каждого подразделения. Невозможно унифицировать график посещения офиса для всех отделов. В каких-то подразделениях сотрудники работают 2 дня в офисе и 3 дня из дома, а в каких-то наоборот, 3 дня дома, 2 в офисе. Распределение зависит от бизнес-процессов каждого конкретного подразделения.
Автоматизация по различным бизнес-процессам. Это необходимо для удобства взаимодействия внутри компании.
Мы предпочли гибридный формат, а не полностью удаленную работу вследствие следующих причин.
Если часть команды появляется в офисе, это способствует поддержанию корпоративной культуры. Командный дух, чувства сплоченности и сопричастности можно создать и на полной удаленке, но на это уйдет много времени, ресурса и энергии.
Главная проблема удаленки — сложности в коммуникации. Гибридный формат работы решает ее через живое общение. Так людям проще и быстрее договориться. Помимо этого, офлайн-общение помогает лучше узнать друг друга, и тогда взаимодействие в онлайне строится эффективнее.
Еще одним преимуществом гибридного графика над удаленкой является участие в обучающих мероприятиях и стратегических встречах. Если команда готова периодически приезжать в офис, это упрощает их организацию. Вживую такие мероприятия, как правило, приносят больше пользы. Но, если не у всех сотрудников есть возможность приехать в офис, то мы подстраиваемся и под онлайн-формат. Поэтому на любой встрече присутствуют все заинтересованные специалисты.
При переходе с офисного на гибридный формат глобальных проблем не возникало – все нюансы мы проработали уже в рамках дистанционного взаимодействия.
Не скрою, сначала было сложно после работы в режиме 5/2 оказаться сотрудником, работающим из дома. Во-первых, возникали сложности в коммуникациях и технических аспектах: не у всех коллег дома было необходимое оснащение, чтобы четко и слаженно выполнять задачи. У многих были сложности с таймингом: они чаще всего работали дольше, чем в обычном офисном формате.
Но постепенно, анализируя наши проблемные моменты, мы научились с ними справляться и что самое важное – производительность труда на каждом участке бизнес-процесса оставалась высокой.
Гибридный формат работы положительно зарекомендовал себя в нашей компании. За ним, однозначно, стоит будущее, т.к. он содержит ряд преимуществ:
повышает вовлеченность и лояльность персонала;
уменьшает уровень текучести;
увеличивает продуктивность отдельных сотрудников;
происходит экономия и снижение затрат на содержание офиса, коммунальные платежи, хозяйственные нужды».
Начать дискуссию