Статья написана по итогам вебинара «Новое в претензионном порядке взыскания крупных долгов: корпоративное коллекторство для юристов»
Долги организаций-монополистов стоят особняком среди прочих видов долгов. Крупные суммы, специфика ситуаций возникновения долгов, политические аспекты и другие особенности обуславливают некоторое изменение стандартных механизмов взыскания: как юридических, так и коллекторских. В данной статье будут рассмотрены особенности внесудебного взыскания задолженности с таких должников.
Выделим ключевые, с нашей точки зрения, особенности ситуаций, связанных с долгами монополистов:
- отношения с такими должниками, чаще всего, очень важны для кредиторов, т.е. поставщиков, исполнителей и т.д. Начало активного взыскания даже юридическими методами может привести к разрушению отношений;
- должники включены в сложные иерархические системы и возникновение долгов может определяться политикой или указаниями вышестоящих организаций;
- взысканию могут помешать большие административные и юридические ресурсы должника;
- распространение информации о выплате долга отдельной организации может вызвать большое количество сходных требований.
Посмотрим, как эти особенности могут быть учтены при составлении и реализации программы взыскания методами корпоративного коллекторства, т.е. комплексного формализованного законного взыскания долгов организаций. Сразу отметим, что сохраняется актуальность стандартного алгоритма планирования взыскания, который включает: расширение представления о проблемной ситуации и анализ систем, в которые включен должник; моделирование поведения руководства должника и связанных с ним лиц; разработка комплекса мероприятий, прежде всего, информационного (PR) характера.
Уже в самом начале процедуры истребования задолженности зачастую стоит показывать, что взыскание обусловлено не желанием организации-кредитора, а какими-либо внешними обстоятельствами: требованиями со стороны собственных кредиторов, позицией акционеров и т.д. Возможна даже такая организация взыскания со стороны кредиторов организации, стремящейся получить деньги от монополиста, которая ставит под удар интересы именно вот этого конечного должника. Представим такую ситуацию, кредитор контрагента монополиста в ходе реализации программы взыскания планирует распространить пресс-релиз, в котором, помимо прочего, будет описана вся цепочка неплатежей, ведущая к монополисту. Соответственно, кредитор монополиста может сообщить ему о таком предупреждении, указав, что из-за отсутствия денежных средств не может предотвратить негативного развития событий. Стоит отметить, что даже, если руководители организации-должника заподозрят «искусственность» такого многоуровневого взыскания, то все равно будет понятно, что кредитор всеми силами пытается сберечь отношения и разрыв сотрудничества будет выглядеть не совсем обоснованным, а может даже стать еще одним информационным поводом в программе взыскания.
В ходе взыскания с крупных организаций, занимающих монопольное положение, надо быть готовым к особой реакции должника, которая может проявляться в требованиях прекратить взыскание, а если привлечено коллекторское агентство (что, кстати, дает кредитору возможность несколько дистанцироваться от используемых методов), то - расторгнуть договор. Именно такой была реакция крупнейшей московской транспортной организации на уведомление о начале взыскания и проект пресс-релиза по данному долгу. В той ситуации, по совету коллекторов, клиент, которому предложили, при расторжении договора на оказание коллекторских услуг, постепенное погашение задолженности и сохранение отношений, продемонстрировал доказательства прекращения отношений с коллекторским агентством. Одновременно был заключен новый договор и для соблюдения графика платежей монополисту приходилось напоминать о возможности возобновления взыскания. В итоге в течение трех месяцев без использования судебных процедур задолженность была погашена.
Взыскание долга с организаций-монополистов требует особого внимания к моделированию поведения лиц, принимающих решение о погашении долга. Иными словами, стоит представить себя на месте руководителя компании-должника и понять есть ли возможность выполнения предъявленных требований или требуется совершение следующих действий:
- получения разрешения у вышестоящего руководства (в этой организации или на более высоком уровне иерархии);
- включение соответствующих расходов в бюджет или смету на следующий период, либо получение субсидии, дополнительного финансирования.
В случае необходимости совершения дополнительных действий для погашения задолженности, кредитору стоит помочь должнику собрать соответствующие документы и сформулировать обоснование для получения денежных средств. Если при отсутствии возможности просто продолжать использовать методики PR-сопровождения взыскания или обычные юридические процедуры (суд, исполнительное производство), то во многих случаях необходимого результата не будет.
Планирование взыскания с компаний-монополистов методами корпоративного коллекторства, как ни странно, часто бывает более простым, чем решение долговых проблем, связанных с небольшими организациями. Дело в том, что в отношении крупного должника понятны его связи с другими организациями, государственными органами, ясны системы, в которые он включен. Соответственно, бывает легче найти «ключевые точки», т.е. лиц, угроза получения которыми определенной информации может мотивировать руководство организации-должника к выполнению обязательств или началу переговоров для нахождения компромисса. Подумайте, кому в РЖД или Газпроме нужно технично организованное распространение информации о долговых проблемах дочерних организаций?
Если во взыскании задолженности с крупных организаций основным оружием выступает PR-сопровождение, то возникает вопрос: как может быть представлена информация о конкретной долговой ситуации? По нашему мнению, основные акценты в проектах пресс-релизов и комментариев для СМИ при угрозе массового информирования могут быть следующие:
- указание на желание монополиста обосновать неисполнение обязательств ситуацией кризиса;
- вопрос о вынужденности неоплаты со стороны должника, т.к. денежные средств не получены от вышестоящих организаций;
- поиск возможного коррупционного следа в данной долговой ситуации;
- описание различных, в том числе, отдаленных потенциальных последствий отсутствия оплаты (прекращения оказания услуг, демонтаж результатов работ и т.д.).
Все сообщения должны пройти тщательную юридическую экспертизу на предмет наличия доказательств изложенных фактов или представления информации в режиме «возможности», «мнения», чтобы избежать обвинений в клевете или причинении вреда деловой репутации. Не стоит использовать какой-либо компромат не связанный с долговой ситуацией. В сообщениях СМИ компания-кредитор вполне может не упоминаться, а все комментарии будут идти от коллекторского агентства.
Программа взыскания задолженности с организаций-монополистов может сочетать информационные и юридические технологии. Например, при обращении в суд за взысканием задолженности, проводится информирования СМИ о данном факте и описывается специфика такого иска. Отдельно в сложных случаях стоит обратить внимание на возможность научно-консультационного сопровождения взыскания, чтобы правоприменители получили квалифицированную «подсказку» по неоднозначному кейсу, например, от специалистов уважаемого вуза, экспертов. Научно-консультационная поддержка может освещаться в рамках PR-сопровождения, чтобы неиспользование «подсказки» выглядело странно.
Во многих случаях взыскание задолженности с монополиста может проходить более эффективно, если кредиторы объединяются и заручаются поддержкой государственных органов или общественных организаций. Такая работа может быть организована в рамках отраслевого коллекторского проекта. Однако стоит помнить, что интересы кредиторов часто сталкиваются, а значит иногда взыскание возможно только, если о нем никто не узнает, чтобы не было вала аналогичных требований.
Выделим некоторые сложности, связанные с взысканием задолженности монополистов и пути их решения:
- сложность системы управления в организациях-должниках и трудности поиска лица ответственного за принятие решения. Претензии, связанные с долгами, обычно передаются в юридический отдел, специалисты которого не способны оценить последствия реализации информационных угроз, и не доходят до лиц, ответственных за ситуацию вцелом. В некоторых случаях необходимо отдельно наладить коммуникацию с пресс-службой организации-должника, которая донесла бы информацию о возможном PR-сопровождении до руководства;
- информация о долговых проблемах может с большим трудом распространяться в регионах, где велико влияние крупных организаций-должников. Соответственно, стоит использовать сетевые или федеральные СМИ, а также помнить о возможности точечного информирования, т.е. тот же пресс-релиз, который боятся использовать СМИ, отправлять с сопроводительным письмом лицам, влияющим на деятельность должника;
- особо крупные долги (свыше 50 млн. рублей) заставляют крупные организации мобилизовать все ресурсы (в том числе, информационные, административные, юридические и т.д.) для противодействия взысканию. В таких случаях необходимо максимально внимательно подойти к моделированию возможных действий руководителей организации-должника и соизмерить цену возможной «информационной войны» сумме долга.
Надеемся, что предложенное краткое рассмотрение особенностей взыскания методами корпоративного коллекторства долгов крупных организаций-монополистов поможет многим кредиторам эффективно защитить свои интересы и вновь напомнить притчу о Давиде и Голиафе.
Начать дискуссию